Мельников Павел Иванович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Мельников Павел Иванович (псевдоним Андрей Печерский) родился [25.Х(6.ХI).1818 г. в Нижнем Новгороде в семье начальника жандармской команды — писатель.

    В 1829—34 учился в Нижегородской гимназии, а затем на словесном факультете Казанского университета (окончил в 1837 со званием кандидата).

    В 1838—39 преподавал историю и статистику в Пермской гимназии. В Перми стал заниматься историей и этнографией края. Поездки по Приуралью дали Павлу Ивановичу материал для «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (печатались в 1839—42 в «Отечественных записках», «Москвитянине» и «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных заведений»).

    В 1839 переведен учителем в Нижний Новгород. Изучал нижегородские архивы, выявлял документы, имеющие историческое и этнографическое значение.

    В 1845—50 Павел Иванович — редактор неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». Печатал здесь разысканные им исторические материалы, а также описания местных памятников старины. Под его руководством неофициальная часть «Нижегородских губернских ведомостей» стала заметным явлением в культурной жизни Поволжья.

    В 1847—50 — чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе. Выполнение служебных поручений по наблюдению за старообрядцами и «искоренению раскола» сочетал с деятельным изучением истории религиозных движений и сект в России.

    В 1850 переведен в министерство внутренних дел.

    В 1852—53 — начальник статистической экспедиции министерства в Нижегородской губернии. Материалы работы экспедиции обобщил в «Отчете о современном состоянии раскола» (1853—54), который в рукописном виде имел хождение в высших правительственных сферах и служил источником сведений о старообрядцах. Отношение Мельникова к внутриполитическим проблемам непосредственно зависело от правительственного курса. Так, если в начале 50-х гг. он предлагал пользоваться самыми крайними и жестокими средствами в борьбе с расколом, то в «Записке о русском расколе» (1857) рассматривал убеждение как основной метод искоренения религиозных «заблуждений».

    Первый беллетристический опыт писателя — рассказ «О том, кто такой Елпидифор Перфильевич» (1840) — ученическое подражание Н. В. Гоголю, и сам писатель очень невысоко ставил его. Увлекшись историческими и этнографическими исследованиями, а затем и служебной карьерой, он надолго отошел от художественного творчества. Лишь в начале 50-х гг. под влиянием известного литератора В. И. Даля вернулся к работе в области беллетристики, создав ряд рассказов и повестей, резко обличавших самодурство купцов, злоупотребления чиновников и крепостнические нравы дворянства. Замечательное знание провинциального быта и нравов «средних сословий» русского общества, живые интонации бывалого человека и увлеченного рассказчика, документальная подлинность материала, положенного в основу повествования, привлекли читателей к этим произведениям Павла Ивановича и обеспечили им значительный литературный успех. Однако обличение крепостного права и бюрократии литератором Андреем Печерским (этим псевдонимом Мельников подписывал с 1852 свои беллетристические произведения) не могло заставить прогрессивную часть русского общества забыть о верноподданническом рвении чиновника министерства внутренних дел.

    Свою готовность рьяно исполнять любые предначертания правительствам, лишний раз доказал, написав в 1863 по заданию министерства внутренних дел брошюру «О русской правде и польской кривде», которая продавалась на ярмарках по копейке и должна была настраивать народ против польских революционеров в связи с восстанием 1863. Салтыков-Щедрин, подвергший эту брошюру критическому разбору в специальной статье, показал, что она направлена главным образом против русской демократии.

    В 1867 переселившись в Москву, Павел Иванович стал сотрудником «Московских ведомостей».

    С 1868 постоянным сотрудником «Русского вестника». В «Русском вестнике» он поместил ряд исторических работ и очерков:

    «Исторические очерки поповщины» (1864, 1866),

    «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867),

    «Счисления раскольников» (1868),

    «Тайные секты» (1868),

    «Авдотья Петровна Нарышкина» (1872) и другие.

    В 1868 в этом же журнале был напечатан рассказ «За Волгой», который явился началом романа «В лесах» (1871 — 74, отд. изд. в 1875).

    Второй роман Мельникова П.И. — «На горах» (1875—81) по своему сюжету, общему замыслу и образам продолжал роман «В лесах». Объединяясь в одно обширное повествование, оба романа составили эпопею о быте населения Поволжья и стали главным вкладом Мельникова в литературу. Последние главы романа «На горах» Павел Иванович писал, будучи уже тяжело больным.

    Уже в рассказах начале 50-х гг. проявились оригинальные черты дарования писателя — тонкого наблюдателя, знатока провинциального быта и народного языка, неутомимого исследователя старины, фольклора. В рассказах:

    «Красильниковы» (1852),

    «Поярков» (1857),

    «Дедушка Поликарп» (1857),

    «Старые годы» (1857),

    «Медвежий угол» (1857),

    «Непременный» (1857),

    «Бабушкины россказни» (1858) он ориентировался на опыт реалистической литературы гоголевской школы, уходил от официальных тем, от официозных точек зрения.

    Правдивое изображение произвола и беззаконий, царящих в медвежьих углах Российской империи, содержащееся в «Красильниковых» и «Пояркове», дали Чернышевскому основание причислить автора к «даровитейшим нашим рассказчикам». Утверждая, что писателей, «которые бы соединяли значительный литературный талант с таким знанием дела и таким энергическим направлением, как г. Печерский, очень мало», Чернышевский ставил Мельникова рядом с величайшим сатириком-демократом Салтыковым-Щедриным.

    Очерковая точность воссоздания фактов и наряду с этим обилие острых сюжетных положений характерны для рассказов Павла Ивановича. Многие его рассказы представляют собой как бы цепь эпизодов ярких, даже необычайных, но реальных, основанных на подлинных происшествиях и передающих существенные черты среды и эпохи. Мельников предавал гласности хитрые проделки чиновников, которые могли быть известны далеко не каждому, но о которых он был хорошо осведомлен как опытный администратор и к тому же историк, изучавший архивы «присутственных мест» (см. рассказы «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный»). Знакомство с историческими документами и беседы со старожилами во время служебных поездок дали ему материал для изображения злоупотреблений и прямых преступлений помещиков в XVIII в. — в эпоху «дворянских вольностей» («Старые годы», «Бабушкины россказни»).

    В романах «В лесах» и «На горах» писатель в свободной и непринужденной форме создает яркие и живописные картины жизни населения левого, лесистого берега Волги («В лесах») и правого, высокого ее берега («На горах»).

    Ставя в центре романа «В лесах» колоритную фигуру заволжского «тысячника» Потапа Максимыча Чапурина, Павел Иванович окружает его многочисленными персонажами, история жизни каждого из которых входит в общую мозаику повествования. Писателя особенно привлекал быт старообрядцев, «хранивших доселе заветную нашу старину». Свободный от крепостной зависимости, промышляющий ремеслом крестьянин и оборотистый купец, выбившийся из народа, — вот социальные типы, в которых Мельников видел наиболее полное воплощение исконных черт народного характера. Любуясь патриархальным укладом семьи Чапурина, подчеркивая в своем герое типичные для крестьянина черты — здравый ум, трудолюбие, привычку к скромному быту, юмор и сметку, Мельников показывает вместе с тем власть денег в жизни людей. Даже преданность старообрядчеству писатель связывает с коммерческими интересами купцов. Старообрядческие монастыри рисуются в романе как хорошо организованные предприятия, ведущие обширное хозяйство и торговлю предметами культа. Трагические судьбы чистых и сильных натур, которые становятся жертвами расчета и хищничества, составляют сюжет многих эпизодов романов Мельникова. Через оба романа проходит мотив трагических женских судеб, о которых писатель повествует поэтическим сказом, подчас переходящим в стилизацию плача или народной песни. Идиллия патриархального быта, которая развертывается в первых главах романа «В лесах», уступает затем место правдивому изображению нравов «темного царства». Писатель вынужден констатировать, что старинный быт купечества таит в себе семена, которые, созревая, губят все светлое, что восходит к народной жизни. Развитие промышленности и торговых отношений подтачивает патриархальный быт. Семья Чапурина распадается, деньги, которые он добывал, копил всю жизнь, не только не приносят счастья его детям, а губят и разъединяют их.

    В романе «На горах» образ «тысячника» Чапурина отходит на задний план и центральной фигурой становится «миллионщик» Смолокуров, ведущий свою родословную не от крестьян-умельцев, а от рыцарей наживы, составивших свой капитал прямым разбоем. Сам Смолокуров тоже совершил не одно преступление, сколачивая миллионное состояние. Таковы же и другие представители «крупной коммерции» (Морковников, Орошин, Доронин). В романе «На горах» усилены сатирические и обличительные моменты и ослаблен поэтический элемент, которым, напротив, богаты описания природы, старинного быта, эпизоды, рисующие мир чувств молодых девушек, в другом произведении— «В лесах». В романе «На горах» более крупным планом изображается эксплуатация рабочих предпринимателями, антагонизм, существующий между хозяевами и работниками, дается картина бунта бурлаков. Оба романа реалистическим изображением мало известных до них областей жизни расширяли круг явлений, охваченных и освещенных литературой.

    Горький ценил писателя как стилиста и знатока народной речи. Относя его к числу «богатейших лексикаторов наших», Горький призывал писателей учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы устного народного творчества — фольклора.

    Произведения Мельникова Павла Ивановича неоднократно переиздавались в советское время. Они пользуются популярностью у советского читателя.

    Умер 1(13).II.1883 г. в Нижнем Новгороде.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос