Кукольник Нестор Васильевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Кукольник Нестор Васильевич родился 8(20).IX.1809 г. в Вильно в семье профессора Педагогического института — драматург и поэт.
Детство его прошло в имении отца в Виленской губернии, откуда он в 1820 переехал в Нежин учиться в гимназии высших наук. В лицее Нестор Васильевич был первым по своим успехам, много читал, писал стихи, песни, драмы, редактировал журнал «Звезда», играл в самодеятельном гимназическом театре, разделяя актерскую славу при отличном исполнении «Недоросля» (Кукольник — Митрофан) с Гоголем, блестяще сыгравшим Простакову.
В известном «деле о вольнодумстве» вместе с Гоголем пытался спасти читавшего «вольнолюбивые лекции» профессора Белоусова, взяв вину на себя и показав, что его тетрадь с записями «крамольных» лекций составлена им самим. В ходе расследования было также установлено, что Кукольник написал «возмутительную» трагедию «Мария», что он читал запрещенные книги. Нестор Васильевич был, даже после вынужденного признания своей «вины», лишен гражданского чина XII класса и золотой медали.
Кукольник назначен был учителем русского языка и словесности в Виленскую гимназию. Через три года он устраивается на службу в министерство финансов, где прослужил около 25 лет, часто разъезжал по служебным делам во все концы России.
С 1836 Кукольник приступает к издательской деятельности, вначале выпуская «Художественную газету», затем журнал «Дагерротип» и «Иллюстрация». Издавал Нестор Васильевич и солидные художественные альбомы, чему немало содействовал друживший с ним Карл Брюллов. Близок был Кукольник и с М. Глинкой.
В 1856 Кукольник вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился окончательно в Таганроге. Нестор Васильевич был редкостно плодовитым писателем, выпускавшим в год десятки драм и романов. Но основная литературная деятельность его связана с поддерживавшей теорию «официальной народности». Резко отойдя от либеральных увлечений молодости, Кукольник Н.В. стал в выспренних, ходульных выражениях, в худших традициях реакционного романтизма превозносить самодержавную власть, стал выражать дешевый лжепатриотический восторг теми эпизодами истории России, где героями и главными действующими лицами оказывались, в его интерпретации, цари и их приближенные. Приобретя литературную известность своей начатой еще в лицее, но коренным образом переработанной в угоду его поправевшим взглядам трагедией «Торкватто Тассо» (1833), Кукольник снискал одобрение царской фамилии и бюрократической верхушки своей верноподданнической драмой «Рука всевышнего отечество спасла» (1834). Хотя в пьесе говорилось о борьбе с польскими интервентами, основное внимание было уделено избранию Романовых на царство. Народ в трагедии Кукольника «безмолвствовал», ибо писатель лишил его каких-либо признаков силы, самостоятельности и значения, изобразив пассивную, безликую толпу. Нестор Васильевич заполонил русскую сцену бездарными подделками на исторические темы, в обрисовке которых совершенно исчезало их подлинное национальное значение, а идеалистическая мысль о главенствующей роли героических одиночек, персонифицируемых поэтом в царях и воеводах, выражалась ложнопатетическими монологами.
Особую группу составляют пьесы Кукольника, где героями являются художники и поэты. Но и здесь они безропотно подчиняются гонениям властителей, надеясь на признательность потомства. Пьесы Нестора Васильевича Кукольника были забыты еще при его жизни.
Белинский считал их образцом «отвлеченной идеальности» и отмечал в них «неверность концепции, монотонность вымысла и формы».
Писарев упоминал Кукольника как эталон бездарного драматурга. Литературное значение имеют лишь некоторые лирические песни Кукольника
«Жаворонок»,
«Колыбельная песня»,
«Сомнение» и другие большей частью, положенные на музыку М. Глинкой.
Умер 8(20).XII.1868 г. в Таганроге.