Крылов Виктор Александрович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Крылов Виктор Александрович (псевдоним Виктор Александров) родился 29.I (10.II).1838 г. в Москве в семье стряпчего — писатель-драматург и критик.

    Окончив 3-ю московскую гимназию, поступил в Петербургское инженерное училище.

    В 1859 окончил Петербургскую инженерную академию. Работал некоторое время преподавателем начертательной геометрии в инженерном училище.

    В чине капитана вышел в отставку в 1867.

    В 1862 напечатал первую статью — критический очерк о постановке комедии «Горе от ума» («Северная пчела», 5 и 6 окт.).

    Затем был постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», где вел театральную хронику.

    В январе 1865 была поставлена первая пьеса Виктора Александровича — «Против течения» в Александринском театре Петербурга.

    В 1868 в «Вестнике Европы» напечатал стихотворный перевод «Натана Мудрого» Лессинга с предисловием, комментарием и библиографией.

    В 1869 Крылов издал книгу обличительных очерков «Столбы», раскрывавшую злоупотребления помещиков-крепостников, которые возбудили против автора уголовное дело, обвиняя его в клевете.

    С 1870, после постановки комедии «К мировому», Крылов В. А. посвящает себя театру, ставя ежегодно по 3-4 пьесы — оригинальных и переделок (иностранных и русских авторов). Известными были его пьесы, опубликованные в «Вестнике Европы»:

    «Земцы» (1874, № 4),

    «Горе-злочастье» (1879, № 1),

    «Не ко двору» («Надя Муранова», 1882, № 11),

    «Семья Пришельцевых» (1886, № 11),

    а также напечатанные в «Русской мысли» - «Отрава жизни» (1891, № 9),

    в «Артисте» - «Разлад» (1889),

    в «Живописном обозрении» — «Город упраздняется» (1883).

    В драме «Против течения» Крылов подверг осуждению крепостнические порядки.

    В пьесах «В духе времени» («Вестник Европы», 1877, № 12) и «Дивиденд» (1889) Крылов разрабатывал тему приобретательства. Разоблачая буржуазное хищничество в комедии «В духе времени», он выводит галерею спекулянтов, все свои усилия направляющих на то, чтобы «схватить куш», обогатиться путем афер. Таким либеральным обличительством драматург намеревался изжить социальные пороки.

    Некоторым успехом пользовались комедии Крылова В.А.:

    «По духовному завещанию» (1871),

    «Девичий переполох» (1890),

    «На хлебах из милости» (1871),

    «В осадном положении» (1875),

    «Шалость» (1881),

    «Баловень» (1886),

    «Летние грозы» (1891),

    «Семья» (1890),

    «Кому весело живется» (1890),

    «Сорванец» (1888).

    Из пьес на исторические темы следует отметить:

    «Правительницу Софью», написанную в соавторстве с П. Н. Полевым (1888),

    «Петра Великого» (1901),

    «1812 год — Отечественная война» (1902).

    В исторической драме «Правительница Софья» главным героем выступает Петр I, действующий за сценой. Драмы собственно нет — есть драматические картины, вялые и бесцветные, являющиеся иллюстрацией к учебникам по русской истории. Этим же отличается и «Петр Великий».

    В сценической форме воплощены события времен наполеоновского нашествия в пьесе «1812 год — Отечественная война», поставленной в 1902. Фабула развертывается вокруг драматического эпизода, связанного с семьей помещика А. П. Коростылева, захваченной ураганом войны. Речи исторических лиц (Кутузова, Барклая и других) написаны по их письмам или по сохранившимся документам. Пьеса патриотична, но ее патриотизм квасной.

    Плодовитый и «репертуарный» драматург, Крылов Виктор Александрович поставил и напечатал свыше 110 пьес, из которых 30 оригинальных, а свыше 80 — переделки произведений русских и иностранных авторов (им переделаны для сцены «Преступление и наказание» и «Идиот» Достоевского и другие).

    Продвижению их на сцену и в печать способствовало то, что Крылов с 1893 по 1896 был начальником репертуарной части петербургских театров. В этой его деятельности был положительный момент — он включал в репертуар классические произведения русских и зарубежных авторов.

    Пьесы Крылова идейно не глубоки. Оставаясь на охранительных позициях, драматург показывал аферы в финансовом мире, погоню за наживой в мире чистогана лишь как следствие разнузданных страстей. («Дивиденд», «В духе времени»). Обличительные элементы здесь умеренно-либеральные. В так называемых «проблемных» драмах в качестве положительных героев Виктора Александровича выведены либеральные интеллигенты, добродетели которых не выходили за рамки их скромной службы и проявлялись в их обличительных речах («Надя Муранова» и другие).

    В целом драматургия Крылова оставалась в русле эпигонской драматургии последней трети XIX века и примыкала к охранительному лагерю.

    Драмы Виктора Александровича поверхностны, мелодраматичны. Их персонажи очерчены примитивно и схематично. Но пьесы сценичны, удобны для постановки. Отсюда термин «крыловщина». Особенно быстро создавал Крылов переделки с иностранного. Их сценическая жизнь была еще менее долгой.

    Критические статьи и воспоминания Крылова рассеяны по разным журналам: «Очерки театрального дела в Европе» — в «Русской мысли» (1892, № 11, 12), «Сестры Самойловы (Из театральных воспоминаний)» — в «Историческом вестнике» (1898, № 1-2) и многие другие.

    В «Очерках театрального дела в Европе» Крылов В.А. использовал богатый фактический материал. Театрам многих стран дана квалифицированная оценка. Любопытные факты из жизни русского артистического мира приведены в «Сестрах Самойловых».

    Интересны оценки театральных деятелей 70—80-х гг. В «Драме страстей господних». (Духовные представления в баварской деревне Обер-Аммергау) Крылов прослеживает путь театра и церкви в Европе. С 1634 крестьяне названной деревни ставили спектакль о страданиях Христа (раз в 10 лет), подвергаясь гонениям со стороны церкви.

    Умер 28.II.(13.III).1906 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос