Кольцов Алексей Васильевич

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Кольцов Алексей Васильевич родился 3(15).X.1809 г. в Воронеже в семье мещанина-прасола (торговца скотом) — поэт.

    Когда Алексею Васильевичу исполнилось девять лет, его отдали в Воронежское уездное училище, но закончить школы ему не пришлось: из второго класса он был взят отцом, чтобы помогать в торговле. Прозаический мир прасольской деятельности не мог, однако, заглушить духовных запросов и интересов Кольцова. Разъезжая по селам и деревням, он непосредственно соприкасался с жизнью крестьян, слушал народные песни, сказки, легенды. Живое общение с народом, близость к родной природе во многом способствовали рождению в нем поэтического дарования.

    Рано пробудилась у Алексея Васильевича любовь к чтению. Он не расставался с книгой даже во время своих выездов в степь. Это пристрастие привело его к воронежскому книготорговцу Д. А. Кашкину — человеку высокой культуры и передовых для своего времени взглядов. В течение пяти лет юный поэт пользовался книгами из библиотеки Кашкина, часто вел с ним задушевные беседы о литературе, о поэзии. Кашкин не только способствовал литературному обучению Кольцова, но и, видимо, поддерживал и даже укреплял те настроения неудовлетворенности действительностью, которые начали проявляться уже в ранних стихах поэта

    «Разуверение» 1829,

    «Плач» 1829,

    «Земное счастье» 1830 и другие.

    Культурному и творческому росту Кольцова во многом помог и кружок воронежского семинариста Н. П. Серебрянского.

    Большую роль в литературной судьбе молодого Кольцова сыграл деятель философского кружка 30-х гг. Н. В. Станкевич. Алексей Васильевич познакомился с ним в 1830, а через год, приехав в Москву, сблизился с его товарищами — студентами Московского университета. Тогда же, состоялось знакомство поэта с В. Г. Белинским, которое переросло в большую, искреннюю дружбу.

    В 1835 при помощи Станкевича и Белинского была издана первая книжка Кольцова А.В., состоявшая из 18 стихотворений.

    В начале 1836, находясь в Москве, Кольцов тесно сошелся с великими русскими актерами М. С. Щепкиным и П. С. Мочаловым.

    В Петербурге, куда отправился по делам своего отца, он был тепло встречен писателями В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским, И. А. Крыловым, художником А. Г. Венециановым и другими.

    Но самым волнующим событием для Кольцова явилось знакомство с Пушкиным. Личные связи с выдающимися деятелями литературы и искусства имели большое значение для дальнейшего творческого развития поэта.

    Но особенно важным было в этом отношении самое тесное общение Кольцова с Белинским во время последнего приезда в Петербург (в октябре — ноябре 1840). Суждения великого критика по вопросам художественной литературы, неизменное стремление его расценивать явления искусства с точки зрения типичности, оригинальности стали той программой, по которой обучался у него Кольцов. В значительной мере под влиянием Белинского поэт сделался тем передовым человеком, в сердце которого, по словам Салтыкова- Щедрина, нашли место «все лучшие симпатии, все лучшие верования его времени».

    Идейный и художественный рост Кольцова А. В. тесно связан с передовыми течениями общественной мысли и литературы 30—40-х гг., и в частности с выдающимися успехами реалистического искусства. Начав свой творческий путь с подражаний сентиментально-романтической поэзии, Кольцов, однако, не остановился на этом ученическом, подготовительном периоде.

    В его ранних художественных опытах (1825—30), несмотря на все их разнообразие и даже значительную пестроту (от любовных элегий, эпикурейских посланий, альбомных записей и акростихов до романтических стихотворений и баллад типа «Видение наяды»), заметно проступают черты реалистического показа окружающей жизни («Путник», «Ночлег чумаков», 1828, и другие).

    Вершиной творчества Кольцова явились его песни, ставшие в полном смысле этого слова народными песнями. Развивая народнопесенные традиции, он обогащает их высшими достижениями поэтической культуры.

    Глубоко новаторская разработка Кольцова крестьянской темы сказалась, в принципиально новом методе изображения народной жизни, в раскрытии положительных явлений, обозначают переход к лучшему будущему. Умение Алексея Васильевича показать «все хорошее и прекрасное, что как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина», способность поэта отличать сущность от внешности противостояли не только «риторическому» романтизму, но и натурализму. Трудовой народ в песнях Кольцова-носитель высоких человеческих свойств. Вдумчивое проникновение поэта в народную жизнь позволило ему увидеть в ней главное, основное, выделить наиболее существенное, типичное.

    В этом отношении особенного внимания заслуживает ведущая тема его песенного творчества — тема труда. Вскрывая непревзойденное трудолюбие народа, Кольцов в полном соответствии с народным мировоззрением воспевает труд как источник материальных и духовных ценностей. Отсюда и упоение трудом —

    «Песня пахаря», 1831;

    «Урожай», 1835.

    Этим же определяется и жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота, какой овеяны герои Кольцова («Косарь», 1836).

    В силе, ловкости, в трудовом богатырском размахе молодца («Раззудись, плечо! Размахнись, рука!..») раскрывается та поэзия труда, в которой Глеб Успенский видел одну из самых отличительных особенностей творчества Кольцова. В пределах этой крестьянской темы Алексей Васильевич первый. Его стихи о труде являются поистине «задушевными песнями великого таланта» (Белинский).

    Наряду с поэтическим изображением крестьянских работ поэт повествует в своих песнях о безысходной доле крестьянской бедноты. Такие его песни, как

    «Горькая доля»,

    «Вторая песня Лихача Кудрявича» (1837),

    «Раздумье селянина»,1837,

    «Товарищу» (1838),

    «Горе» (1839),

    «Перепутье»,

    «Не на радость, не на счастье...» (1840)

    «Доля бедняка», 1841 и другие, проникнуты горячим сочувствием к тяжелой жизни бесправного крестьянства. Алексей Васильевич с душевной скорбью говорит о бедняке. Но вместе с тем молодец в песнях Кольцова не только жалуется и сетует на свою горькую судьбу. Он умеет бросить ей дерзкий вызов, выйти на борьбу с ней. Вот почему даже мотивы скорби, отчаяния звучат в песнях поэта как утверждение жизни: (например «Путь», 1839). Бедняк Кольцова смело идет навстречу любым невзгодам: (например «Измена суженой»,1837).

    Мотивы воли, отваги, удалого размаха особенно слышатся в песне Кольцова А. В. «Стенька Разин» (1838). И по своему внутреннему пафосу, и по образности она находится в гармонической связи с песенным разинским фольклором.

    Кольцов верил, что лучшая доля людей труда только

    «До поры, до время,

    Камнем в воду пала».

    Отсюда и жизнеутверждающий, оптимистический тон песен поэта, проникнутых стремлением народных масс к светлой доле:

    «Поднимись — что силы,

    Размахни крылами:

    Может, наша радость

    Живет за горами» («В непогоду ветер...», 1839).

    Скрытый протест народа, не желавшего мириться с крепостным строем, хорошо чувствуется в песне «Дума сокола» (1840). Вопрос поэта, уж не заказаны ль плененному соколу пути к счастью, звучит в «Думе» не примирением, а вызовом угнетателям трудящихся масс:

    Иль у сокола

    Крылья связаны,

    Иль пути ему

    Все заказаны?

    Желанием счастья, воли проникнута песня Кольцова «Так и рвется душа...» (1840).

    Разумеется, творчеству Алексея Васильевича Кольцова присуща некоторая историческая ограниченность. В своих песнях он говорит еще только о пробуждавшихся в народе порывах к лучшей доле, причем часто говорит в общей и несколько отвлеченной форме. В ряде стихов поэта заметно выступают и черты, свойственные мировоззрению патриархального крестьянства. Но — и это самое главное — при всех своих сомнениях и исканиях Алексей Васильевич выражает хотя и скрытый, но довольно смелый протест против современной ему действительности. Жестокие годы царизма изображаются им как годы «безвременья», «осени черной», «ночи безмолвной» («Лес», 1837) или как годы суровой «зимней поры», когда передовых людей только «холод знобил», когда лучшие стремления были отравлены «ядом слез», «бесплодной тоской», мучениями, нравственной пыткой («Расчет с жизнью», 1840).

    Большой поэтической силы достигают и те песни Кольцова, в которых изображена бесправная жизнь женщины-крестьянки в патриархальной семье

    «Без ума, без разума...», 1839;

    «Ах, зачем меня...», 1838, и другие.

    В своей интимной лирике поэт говорит об огромной силе любви, о глубоких душевных переживаниях простых людей. Удивительно красивое и нежное чувство воспето Кольцовым. Его герои любят от всего сердца. Любовь укрепляет их стойкость в борьбе с суровой нуждой и бедностью. С любимым человеком и

    «При бездолье —

    Горе — не горе» («Дуют ветры...», 1840).

    Задушевный лиризм, волнующая искренность и проникновенная страстность изображения человеческих чувств с наибольшей полнотой воплощены в песнях Кольцова:

    «Не шуми ты, рожь...» (1834),

    «Последний поцелуй» (1838),

    «Разлука»,

    «Не скажу никому...»,

    «Грусть девушки» (1840) и другие.

    Алексей Васильевич поистине возвеличил в своих стихах русскую крестьянку. Воспевая ее духовную и физическую красоту, он вместе с тем утверждал ее право на счастье, земную радость, любовь.

    Реализм и народность стихов и песен поэта нашли выражение и в разработке им художественных средств. Мастерство поэта особенно обнаруживается в его пейзажной живописи. В стихах Кольцова природа живет вместе с людьми и неотделима от их труда, повседневных забот, радостей, печалей, дум. Одной из особенностей Кольцова - поэта является также его умение по-своему строить реалистический образ, драматизировать лирическую тему, передавать оттенки и нюансы душевных движений. Стихи Алексей Васильевич Кольцова отличаются точностью, конкретностью, почти зрительной ощутимостью художественного изображения при замечательной краткости, лаконичности поэтических средств. Обращение Кольцова к народной речи позволило ему обогатить наш поэтический язык. Он внес в свои песни обычные, а для «эстетов» того времени даже «низкие» слова: «старые лаптишки», «онучи», «кафтанишка рваный», достигая тем самым правдивого изображения трудовой жизни крестьян.

    Типичны для песен Кольцова А.В. пословицы и поговорки. Ряд его стихов получил форму афоризмов: «С радости веселья хмелем кудри вьются», «Век прожить — не поле пройти за сохою» и прочие.

    Замечательное новаторство наблюдается также в инструментовке, мелодике, метрике и ритмике его стихов. Широко применяемые поэтом пятисложник и трехстопный ямб с дактилическими окончаниями, внутренние рифмы, повторы и аллитерации придали его стихам смысловую выразительность и музыкальность. Сближение стихотворений Кольцова с ритмическим складом народной песни во многом расширило возможности русского стихосложения.

    Особое место в поэзии Кольцова Алексея Васильевича занимают его думы, примечательные тем, что в них выражается раздумье поэта о смысле жизни. В думах поэт наряду с мотивами религиозности заметно проявляются сомнения в бессмертии души, утверждается вера в торжествующую силу человека-творца, в мощь человеческого разума

    «Молитва», 1836,

    «Вопрос», 1837;

    «Поэт», 1840;

    «Человек», 1836.

    Кольцов стал выразителем чувств и настроений закрепощенного народа и прогрессивной русской интеллигенции 30— 40-х гг. XIX в. Ориентация поэта на крестьянскую тематику, оригинальность и своеобразие его поэтического мастерства, его новаторство в области искусства живого образного слова обозначили пути дальнейшего развития русской демократической поэзии. Не случайно, поэтому многие деятели передовой русской литературы отводили Кольцову большое и бесспорное место в духовной жизни нашего народа. Высоко ценили А.В. Кольцова Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Чехов, Плеханов.

    Его неустанно пропагандировали Белинский, Чернышевский, Добролюбов, положившие начало и научному изучению художественного наследия поэта. Кольцов и его творчество привлекали внимание Герцена и Огарева. Реалистические тенденции поэзии Кольцова А.В. были восприняты и развиты Некрасовым, Никитиным, Суриковым и многими другими поэтами - демократами последующего, разночинского периода в русском освободительном движении. Лирические мотивы Алексея Васильевича нашли отзвук и в русской советской поэзии. Преемственную связь с Кольцовым глубоко ощущал Есенин.

    Традиции Кольцова прослеживаются в стихах Исаковского, Суркова, Твардовского, Прокофьева, Васильева, Долматовского и других поэтов, творчество которых глубоко и органично связано с народной песней.

    Произведения Кольцова Алексея Васильевича творчески осваивались и осваиваются поэтами братских народов нашей страны.

    Умер 29.X.(10.XI).1842 г. в Воронеже.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос