Княжнин Яков Борисович

Дата публикации или обновления 24.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Княжнин Яков Борисович родился 3(14) X. 1740 г. в городе Пскове, умер 14(25).I.1791 г. в Петербурге.

    Княжнин Яков Борисович

    Княжнин Яков Борисович — писатель-просветитель, поэт, драматург, переводчик.

    Учился в гимназии при Академии наук.

    С 1755 года началась служба.

    В 1762 перешел на военную службу.

    В 1764 назначен «за секретаря» при дежурных генерал-адъютантах.

    В 1773 Княжнина судили за растрату. Несмотря на то, что половина долга была внесена до следствия, другую вносил поручитель, Якова Борисовича приговорили к смертной казни через повешение. Строгость приговора заставляет подозревать иную (скорее всего политическую) причину суда над известным писателем. После вмешательства начальника приговор смягчили: его лишили дворянского звания, отобрали имение, разжаловали в солдаты. В течение четырех лет он жил переводами (трагедии Корнеля, поэма Вольтера «Генриада», комедии Гольдони и так далее).

    В 1763 была поставлена мелодрама Якова Борисовича «Орфей» (опубликована в 1781) с музыкой Торелли. В начале 1790-х гг. музыку заново написал композитор Е.И.Фомин, и в этом варианте "Орфей" ставился до 1953 г.

    В 1777 писатель был «прощен» и вскоре зачислен секретарем вельможи И. И. Бецкого, крупного деятеля в области образования и воспитания. Яков Борисович. играл видную роль в деятельности Воспитательного дома, Академии художеств, преподавал русскую словесность в Кадетском корпусе.

    Княжнин писал оды (известна только одна), героиды, басни, стихотворные сказки, элегии, послания, сатирические стихи и 1770—80-х гг. не укладывается в рамки жанров, установленных нормами классицизма. Поэт высмеивал традиционную оду и одописцев, одним из первых обратился к сентиментализму («Письмо графа Комменжа», 1771, опубликована в 1779; «Флор и Лиза», 1778, и др.) и «легкой поэзии». Характерны для поэта антиклерикальные мотивы, сказавшиеся и в «Письме графа Комменжа» и в поэме «Попугай» (около 1790, переделка поэмы французского поэта Грессе).

    В комической опере «Несчастие от кареты» (1779, муз. В. А. Пашкевича) осмеяна галломания дворян, с сочувствием изображены бесправные крепостные. Большим успехом пользовались комические оперы «Скупой» (ок. 1782, опубликована в 1887; музыка Пашкевича) и особенно «Сбитенщик» (1783, опубликована в 1887; муз. Ж. Бюлана).

    Лучшие его комедии — «Хвастун» (около 1785, опубликована в 1886) и «Чудаки» (1790, опубликована в 1793). Подобно большинству современников, он иногда обращался к ходовым ситуациям и мотивам европейских комедий, но, продолжая традиции русской сатиры, он изображал отрицательные явления русской действительности, которые остались жить в нравах дворянства долгие годы. Оставаясь в основном на позициях классицизма, Яков Борисович усложняет образы, строит комедию «Чудаки» без традиционных положительных персонажей. «Хвастун» и «Чудаки» отличаются живостью действия, умелым ведением интриги, использованием различных приемов комического.

    Попытка вскрыть духовную сущность человека через речевую характеристику, просторечие как основа языка действующих лиц, насыщенность пословицами, афористичность, свободно разбитый на реплики стих — таковы особенности русской стихотворной комедии, намеченные Княжниным. Вяземский хвалил «Чудаков» и назвал «Хвастуна» лучшей русской комедией, отметив, что многие стихи ее вошли в пословицы. Белинский писал, что талант Княжнина особенно заметен в комедиях. Пушкин использовал образы его комедий в художественных произведениях, литературной полемике и публицистических статьях.

    Эволюция мировоззрения и связь взглядов Княжнина с идеологией просветителей наиболее ясно прослеживается по его трагедиям. Начиная с «Дидоны» (1760-е гг., опубликована в 1787) до «Владисана» (1784), Яков Борисович стоит на позициях признания просвещенной монархии. Однако уже во «Владимире и Ярополке» (1772) проскальзывает сомнение в целесообразности неограниченной власти монарха. Герой трагедии «Росслав» (1783), в котором писатель хотел воплотить лучшие черты русского национального характера, — патриот, тираноборец, сын отчизны, но не раб государя. Славословие в честь республики звучит впервые в «Софонисбе» (ок. 1786).

    Итог раздумий Княжнина — трагедия «Вадим Новгородский» (1789, опубликована в 1793), образец русского революционного классицизма. Она откровенно полемична по отношению к пьесе Екатерины II «Историческое представление... из жизни Рюрика» (1786), в которой славилось самодержавие, а упоминающийся в летописях противник Рюрика Вадим Храбрый изображен честолюбцем, рвущимся к власти. У Княжнина, как и у Екатерины, Рюрик — мудрый государь, любимый большинством подданных. Но для подлинных сыновей отечества Рюрик — тиран, ибо они, как и сам писатель в этот период, считают тираном не злобного правителя, а любого самодержца, свободной страной — только республику, истинным гражданином и патриотом — лишь республиканца. С этой мыслью живут, борются и умирают доблестный полководец, непреклонный республиканец Вадим и его соратники.

    Екатерина II сочла трагедию Княжнина Я.Б., напечатанную в 1793, направленной против самодержавия вообще и себя лично. По решению сената пьеса была конфискована, публично сожжена, хранение ее жестоко каралось. Трагедия оказала влияние на творчество декабристов, которые широко распространяли ее в списках. Тема вольного Новгорода дожила до Лермонтова. Многократные попытки историков литературы XIX в. доказать, что Екатерина II ошиблась, что симпатии Княжнина Я.Б. на стороне Рюрика, не увенчались успехом: до 1914 печатать трагедию полностью не разрешали.

    Более глубокое, чем у Сумарокова, изображение страсти, лиричность, усложнение психологической характеристики в трагедиях Якова Борисовича позволили историкам театра заметить, что на русской сцене «чувство впервые только заговорило языком Княжнина». «Титово милосердие» (1778) — первая русская музыкальная трагедия, в нее введены массовые сцены, хор, балет. Гражданская патетика, облачение свободолюбивых героев в древнерусские костюмы, монологи — политические декларации, свойственные «Росславу» и «Вадиму», были использованы писателями-декабристами.

    Обстоятельства неожиданной смерти Княжнина Якова Борисовича неясны. Есть данные, что он умер после допроса в Тайной канцелярии, куда он был вызван, по-видимому, в связи с его политической статьей «Горе моему отечеству».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос