Клюшников Иван Петрович

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Клюшников Иван Петрович родился 2.XII.1811 г. на хуторе Криничный Сумского уезда Харьковской губернии — русский поэт.

    Первоначальное образование получил дома, в середине 1820-х гг. семья переехала в Москву, и будущий поэт поступил в губернскую гимназию.

    С 1828-32 учился в Московском университете на словесном отделении.

    На студенческой скамье Иван Петрович познакомился со Станкевич, затем с Белинским и стал вскоре одним из самых активных участников кружка Станкевича. Остроумного, веселого, хотя и склонного к ипохондрии, автора сатирических эпиграмм, Ивана Петровича очень любили и ценили в этом кружке. Его ценил и Белинский — за поэтический талант и широту знаний.

    Стихи Клюшников начал пописывать, еще учась в университете, но серьезного значения им не придавал. Одно время он думал посвятить свою жизнь ученой деятельности так как наряду с литературой много интересовался историей, но вскоре отказался от этой мысли, решив всё же стать поэтом.

    В 1832 закончив университет, Иван Петрович в течение нескольких лет занимался педагогической деятельностью: преподавал историю в дворянском институте, давал частные уроки.

    В 1837 пережил тяжелое психическое расстройство.

    В 1838 на страницах «Московского наблюдателя» начали появляться его стихи «Элегия»,

    «Половодье»,

    «Медный всадник»,

    «Старая печать»,

    «На смерть девушки»,

    «Мой гений»,

    «Ночная молитва»,

    «Детский урок»,

    «Утренний звон» 1839,

    «Весна»,

    «Песнь инвалида»,

    «Ночное раздумье»,

    «Малютка» 1840,

    «Красавице»,

    «Городок»,

    «Осенний день»,

    «Претензии»,

    «Жизнь»,

    «Меланхолик» и другие подписанные необычным псевдонимом «—Ф—» (первой буквой греческого слова «феос» —бог).

    С 1838-41 так же печатался и в «Отечественных записках».

    В 1841 напечатан рассказ «Привидение первого мужа, или Вдова замужем» в «Литературной газете».

    А в 1849 напечатана повесть «Любовная сказка» в «Отечественных записках».

    Стихи поэта имели успех, но сам автор был недоволен тем, что писал. Его постоянно мучила хандра, был неудовлетворен собой, терзал себя сомнениями в истинности своего поэтического призвания. Иван Петрович бросается от одного рода занятий к другому — от стихов к истории средних веков, ни в том, ни в другом не находя полного удовлетворения. Его биография как литературная, так житейская крайне сложная, полна загадок и неожиданностей.

    В начале 1840-х гг., когда литературный успех, казалось, должен был бы окрылить молодого поэта и побудить его к возможно более активной работе, он внезапно уехал из Москвы, окончательно порвав свои литературные связи, отношения со всем кругом своих друзей, и словно бы канул в небытие. Многие думали, что Клюшников умер. А он спокойно продолжал жить — в далекой тиши своего наследственного имения в Харьковской губернии. Более сорока лет, не подавал о себе никаких вестей.

    Лишь в 1880 поэт внезапно прервал свое уединение и появился в Москве. Из друзей его юности и молодости уже почти никого не осталось в живых. А те немногие, которые уцелели, встречали его словно выходца с того света. Иван Петрович вернулся в свое имение и после того прожил еще полтора десятилетия.

    Лишь в 1883 и 1888 вышло в печати несколько стихов поэта в «Русском Вестнике»

    «Через сорок лет», «Любителю музыки», «Собиратель моих элегий», «Жизнь»...

    Поэтическое наследие поэта весьма невелико: до нас дошло всего около пятидесяти стихотворений. Поэзия Клюшникова окрашена характерными тонами философско-романтической лирики. Ее герой — человек «больной души», он отрешен от мира, от активной жизнедеятельности, погружен в самосозерцание и весь поглощен анализом тончайших извивов своей души. Реальной жизни, лишенной гармонии и радости, противостоит в стихах поэта мир фантазий и мечты, под сень которых бежит его герой:

    И вот опять душа болит,

    И вот опять мечта шалит

    И лезет сдуру в мир фантазий...

    («Элегия»)

    В стихах Ивана Петровича отразилась трагическая пора безвременья 1830-х гг.

    В 1837—38 Белинский высоко ценил Клюшникова И.П., в его поэзии виделось ему отражение дисгармонии мира и переходное состояние человеческого духа. Он называл его "очень интересным человеком". Хотя через несколько лет изменил своё мнение о поэте за его замкнутость, страдание ипохондрией.

    Поэзия Клюшникова проникнута большими размышлениями и носит на себе отпечаток душевного смятения и спада душевных и физических сил. В ней ощущались отзвуки драмы как личной, так и многих мыслящих люди тех лет. Неспособность найти свое место в жизни, понимание практической бесцельности идеальных мечтаний молодости — вот что терзало этих людей и не давало им покоя. Своим насмешливым, скептическим умом Клюшников И.П., острее многих других членов кружка Станкевича осознавал беспочвенность их романтических иллюзий и, не будучи в состоянии найти выход из мучивших его сомнений, все больше уходил в себя, все настойчивее старался изолироваться от былых своих соратников.

    Человек большого ума и несомненного таланта, поэт чрезвычайно болезненно переживал трагедию всего поколения 30-х гг. — поколения, горячо стремившегося к правде и справедливости, но не знавшего практических путей, ведущих к преобразованию жизни на этих началах.

    Некоторые стихотворения поэта такие как «Утренний звон», «На смерть девушки» («Закрылись прекрасные очи…») положены на музыку Л. Ф. Лангером.

    Умер 16.II.1895 г. на хуторе Криничный Сумского уезда Харьковской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100