Кирилл Туровский

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Кирилл Туровский родился около 1130 г. в городе Турове — церковный писатель, епископ.

    В «Житии» Кирилла Туровского, помещенном в «Прологе» (по списку XV века), сообщается, что он родился в г. Турове, был сыном богатых родителей, но, не любя «славы тленной мира сего», посвятил себя чтению «божественных книг», рано стал монахом, затворился в «столпе» (башне) и вел уединенную жизнь аскета.

    По желанию князя и народа Кирилл Туровский был поставлен Tуровским епископом. К этому последнему периоду жизни писателя относится его литературная деятельность. Церковным писателем написаны притча о душе и теле («О слепце и хромце»), повесть о беспечном царе и его мудром советнике, сказание об иноческом образе, восемь «слов» (речей) на церковные праздники, ряд молитв и два канона. Известно, что Кирилл Туровский писал «многие» послания князю Андрею Боголюбскому, написал обличение ереси ростовского епископа Федора, но эти сочинения не сохранились. Общий объем творчества Кирилла Туровского еще не выяснен.

    Он был крупнейшим мастером торжественного церковного красноречия. По восторженному отзыву составителя проложного «жития» Кирилла Туровского он почитался как второй «Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси».

    Его сочинения пользовались большим уважением в древней Руси, они включались в рукописные сборники проповедей и поучений («Златоуст», «Торжественник»), содержащие преимущественно сочинения знаменитых византийских писателей — «отцов церкви» Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Федора Студита и других. Авторитетным именем Кирилла Туровского древнерусские книжники неоднократно подписывали произведения, ему не принадлежавшие.

    Сочинения Кирилл Туровский были известны у южных славян, и некоторые из них дошли до нас в болгарских и сербских списках.

    «Слова» и гимнографические сочинения Кирилла Туровского отличались высоким поэтическим пафосом, торжественным «витийством», сложной символикой, стиль их изобиловал аллегорическими уподоблениями, метафорами, риторическими восклицаниями, драматическими диалогами. Высокообразованный писатель, изучивший греческий язык, он с большим искусством переносил в древнерусскую литературу и развивал старинные традиции византийских церковных ораторов. Показательным для творчества Кирилла Туровского было его стремление к символическому толкованию явлений природы. Так, в «Слове на Фомину неделю» Кирилл Туровский создает стройную символическую параллель между весенней картиной пробуждающейся природы и духовным обновлением человечества, наступившем с принятием христианства.

    Поучительные его «слова» были далеки от окружавшей его социальной действительности. Но Кирилл Туровский не чуждался литературной полемики: в иносказательной форме талмудической притчи «О слепце и хромце» он написал памфлет на ростовского епископа Федора, стремившегося к автономности своей епископской кафедры, и, возможно, — на поддерживавшего его князя Андрея Боголюбского. Популярность на Руси весьма сложных по содержанию и стилю сочинений Кирилла Туровского. является показателем высокого развития древнерусской книжной и читательской культуры.

    Кирилл Туровский умер около 1182 г. в Турове.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100