Катенин Павел Александрович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Катенин Павел Александрович родился [11(22).XII.1792 г. в селе Шаёво Костромской губернии — поэт, драматург, литературный критик и теоретик. Сын генерал-майора, Павел Александрович родился в родовой усадьбе отца. Получил отличное домашнее образование.

    В 1806 поступил на службу в министерство народного просвещения. Самые ранние из дошедших до нас произведений Катенина относятся к 1809. Это переводы и переделки (опубликованы все в 1810) появились в журнале «Цветник»:

    «Песни в Сельме» (из Оссиана),

    «Смерть Приама» (подражание Вергилию),

    «Дружба» (идиллия Вийона),

    «Ночь» (подражание Гесснеру).

    «Гимн на победу Зевса над гигантами» 1810,

    «Надпись к Пираму и Тизбе» 1810.

    Вслед за тем начинается и работа Катенина Павла Александровича для театра.

    В феврале 1811 поставлена была на петербургской сцене переведенная им трагедия «Арианда» Тома Корнеля.

    В годы Отечественной войны имя Катенина исчезает из литературы. Определившись еще весной 1810 портупей-прапорщиком в Преображенский полк, Павел Александрович в его рядах участвует в Бородинской битве, в боях под Кульмом и Лейпцигом, во взятии Парижа.

    В 1814 он возвращается с войсками гвардии в Петербург.

    В 1815 печатает в «Сыне Отечества» свои баллады —

    «Леший»,

    «Наташа»,

    «Убийца»,

    «Певец» (из Гёте).

    3 мая 1816 поставлена была в Петербурге трагедия Расина «Эсфирь», в новом переводе Катенина. Вскоре пьеса выходит отдельным изданием, а в «Сыне Отечества» публикуется баллада Катенина «Ольга» (вольный перевод из Бюргера).

    В 1817 вышла комедии «Студент», написанной Катениным совместно с Грибоедовым. Комедия эта не увидела света ни на сцене, ни в печати, но распространилась в списках.

    В 1817 Павел Александрович оказывается главой группы молодых поэтов и литераторов, к которой принадлежали Грибоедов, Н. Н. Бахтин, А. А. Жандр, Д. П. Зыков. Несколько позже к ним примкнул Кюхельбекер. Из писателей старшего поколения с Катениным были связаны Крылов и А. А. Шаховской, из поэтов следующего поколения позиции поэта поддерживали впоследствии В. В. Григорьев, В. Ф. Раевский, А. И. Одоевский, Н. М. Языков.

    Литературная деятельность Катенина была неотделима от его активной общественно-политической работы.

    В конце 1816 Павел Александрович стал членом Союза спасения, первой тайной организации будущих декабристов («Общество истинных и верных сынов отечества»), а во 2-й половине 1817 и в первое полугодие 1818, во время пребывания войск гвардии в Москве, он возглавил одну из двух «управ», объединивших членов тайного общества, находившихся в походе. (По соображениям конспиративного порядка Союз спасения именовался в Москве Военным обществом.) Видимо, в эту же пору Павел Александрович написал революционный гимн. После преобразования Союза спасения в Союз благоденствия, уставом которого отвергались революционные восстания, цареубийство и революционная диктатура, Катенин разорвал свои отношения с тайным обществом и не восстановил этих связей ни в 1820, ни накануне событий 14 декабря.

    С середине 1818 по возвращении в Петербург основной сферой деятельности Катенина становится театр. Он печатает известный монолог Цинны из одноименной трагедии Корнеля («Сын Отечества», 1818, № 12), усиливая его революционное звучание, участвует в коллективном переводе «Медеи» Лонжпьера, переводит комедию Мариво «La gageure imprevue» («Нечаянный заклад»), приступает к работе над трагедией «Андромаха», участвует в дискуссии по поводу новой постановки «Фингала» В. А. Озерова (1820), публикует переводы комедии Грессе «Le Mechant» (под названием «Сплетни», 1821) и трагедии Корнеля «Сид» (1822).

    К 1818—19 относится сближение Катенина с Пушкиным. Именно в эту пору, под непосредственным влиянием поэта, молодой Пушкин пересматривает свое отношение к поэтике не только Жуковского, но и Батюшкова.

    В первом номере «Сына отечества» (1820) Катенин печатает «Песнь о первом сражении русских с татарами на реке Калке, под предводительством князя Галицкого Мстислава Мстиславича Храброго», в которой широко использованы были мотивы русского фольклора и лексика «Слова о полку Игореве». Исключительно богат и своеобразен был и ритмико-метрический строй «Песни», в разных частях которой Катенин использовал 13 стихотворных размеров.

    14 сентября 1820 полковник Катенин П.А., был по личному указанию царя уволен в отставку. Однако Павел Александрович не уехал из Петербурга и продолжал деятельно участвовать в литературной и театральной жизни столицы.

    20 октября 1822 Александру I сделал распоряжение о немедленной высылке Катенина из Петербурга, с запрещением «въезжать в обе столицы без высочайшего на то разрешения».

    В своей костромской усадьбе Катенин Павел Александрович провел около двух с половиной лет. В ссылке им закончена была его трагедия «Андромаха», над которой он работал, долгие годы и которую считал своим коронным произведением.

    В середине августа 1825 Павел Александрович получил разрешение на возвращение в Петербург. Не участвуя после 1817-18 в тайных организациях, поэт не подвергся после восстания 14 декабря ни аресту, ни привлечению к дознанию, хотя имя его не раз упоминалось в следственных делах декабристов. И, тем не менее, к активной литературной деятельности он уже не вернулся. Новый цензурный устав не позволял рассчитывать на разрешение к печати давно задуманного им сборника стихотворений, а на серьезные уступки цензорам Катенин идти не соглашался.

    Театральные противники Катенина всячески тормозили появление на сцене его пьес, как оригинальных, так и переводных. С величайшим трудом он добился постановки в Петербурге 3 февраля 1827 своей трагедии «Андромаха», но успеха она не имела.

    Пушкин рекомендовал Катенину журнальную деятельность, но рассчитывать на разрешение журнала для поэта не было никаких оснований. Не удалось Катенину выпустить в свет и задуманный им альманах. После двухлетнего пребывания в Петербурге Павел Александрович должен был возвратиться в конце 1827 в свою костромскую деревню.

    О литературных и политических настроениях Катенина этой поры лучше всего свидетельствовали аллегорические образы баллады «Старая быль» (1828, опубликована в 1829 в «Северных цветах»), в которой он сурово осудил Пушкина за «Стансы» («В надежде славы и добра...») и за послание «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).

    Очень характерно для настроений поэта этой поры и его стихотворение «Гений и поэт» (впервые опубликовано в 1938 в «Литературном современнике», № 9), в котором он, подчеркивая свою верность всему тому, что вдохновляло его прежде, горячо приветствовал июльскую революцию 1830.

    В своей деревенской глуши Павел Александрович Катенин подготовил к печати два тома «Стихотворений и переводов» и целый цикл оригинальных литературно-теоретических и историко-литературных статей, посвященных мировой литературе. Работа эта, опубликованная под названием «Размышления и разборы» в двадцати номерах «Литературной газеты» (1830), являлась реализацией одного из давних предложений Пушкина в его письме к Катенину от начала 1826: «Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности». Пушкин имел в виду круг идей, популяризовавшихся Катениным еще в конце 1810-х гг., но к 1830 концепции поэта уже успели утратить значительную часть своей новизны и оригинальности.

    В литературно-теоретических спорах начала 1830-х гг. не привлекли к себе внимания и те декларативные строки труда К., в которых он резко отмежевывался и от просветительного классицизма XVIII века (Вольтер и его школа), и от пропагандистов романтической поэтики — от Байрона и Шатобриана до Жуковского и Гюго.

    В последний раз Катенин приехал в Петербург 18 июля 1832 напечатать сборник своих стихов и вернуться на военную службу, так как он был разорен взятием под опеку его деревень за какие-то неисправности при поставке спирта в казну.

    В 1832 вышли два тома оригинальных и переводных произведений Катенина П. А.

    8 августа 1833 состоялось долгожданное определение Катенина на службу. Он был назначен в войска Кавказского корпуса, в Эриванский карабинерный полк, стоявший в урочище Манглис, в пятидесяти верстах от Тифлиса. Самое место его назначения было равнозначно новой ссылке, но Катенин не протестовал.

    13 марта 1834, успев выпустить перед этим в свет свою новую «сказку» в четырех песнях — «Княжна Милуша», он выехал на Кавказ, где прослужил более четырех с половиной лет.

    В июле 1836 друзьям удалось добиться назначения Катенина в захолустную крепость Кизляр, где он оставался в должности коменданта до 20 ноября 1838. При отставке Катенин был произведен в генерал-майоры, но принял свое неожиданное увольнение со службы как новую репрессию. На Кавказе Павел Александрович продолжат много писать, но печатали его уже редко и неохотно. Последние произведения поэта появились в «Библиотеке для чтения»:

    басня «Предложение» — в 1835,

    «Гнездо голубки» (пересказ арабской легенды),

    «Инвалид Горев» (повесть в стихах из солдатской жизни) — в 1836.

    Возвратившись на родину, Катенин прожил в полном одиночестве еще пятнадцать лет, редко выезжая за пределы своих костромских деревень. Его обширная переписка, постепенно сокращаясь, к середине 1840-х гг. почти прекратилась, его нигде не печатали, пьесы его давно исчезли из репертуара, а самое имя Катенина продолжало звучать лишь в цитате из «Евгения Онегина».

    Умер 23.V (4.VI).1853 г. в селе Шаёво Костромской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100