Иларион

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Иларион (время рождения неизвестно) — писатель XI века.

    В летописи под № 1051 о нем сказано: «мужь благ, книжен и постник».

    Иларион был священником села Берестова и любимцем князя Ярослава Мудрого, с помощью которого сделался впоследствии киевским митрополитом.

    Когда Ярослав с целью распространения образованности на Руси собрал вокруг себя наиболее просвещенных русских людей и с ними, по словам летописца, «перекладаша от грек на словеньское письмо, и списаша книги многы, ими же поучашася вернии людье», среди этих близких к Ярославу людей был, вероятно, и Иларион, обладавший замечательным литературным талантом.

    С именем Илариона - писателя связывают составление «Церковного устава» (Номоканона) князя Ярослава, «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевной ко всем христианам» и другие.

    Самым замечательным и несомненным произведением Илариона, как это теперь установлено, является «Слово о законе и благодати», которое было прочитано автором перед князем Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевском Софийском соборе. Основная идея «Слова о законе и благодати» — равноправие всех христианских народов, независимо от времени принятия ими христианства. Эта идея развита в «Слове» с предельной выразительностью и художественным мастерством. Это произведение имеет четкое деление на три части. Его композиция поражает продуманностью.

    Первая часть выясняет отношение «закона» к «благодати». Закон (Ветхий завет), по мнению автора, ведет к рабству, а благодать (Новый завет) — к свободе.

    Во второй части автор сужает эту тему, конкретизируя ее рассказом о «свободном» принятии христианства русскими людьми в 988.

    В третьей части, написанной с исключительным эмоциональным подъемом, Писатель говорит о заслуге князя Владимира, крестившего Русскую землю. Похвала Владимиру в третьей части «Слова» — это непрерывный гимн, полный радости и удивления. В этом гимне нет места грустному раздумью или тяжелому воспоминанию. Поэтому то, что могло бы возбудить подобные чувства, обходится или упоминается только вскользь. Действительно, увлеченный «похвалой» главному герою своего «Слова», Иларион не замечает противоречий в собственном рассказе. «Ни один человек, — говорит он,— не противился его (Владимира) благочестивому повелению; крестились — если кто и не из любви, то по страху к повелевшему». Таким образом, получается далеко не всеобщее добровольное и радостное приятие «благодати», то есть христианства, как это хотел бы показать автор «Слова». Восхваляя князя Владимира, «великая и дивная сотворынаго нашего учителя, и наставника, великаго кагана нашея земля», Иларион, как патриот, гордится тем, что подвиг Владимира совершен в такой стране, которая «ведома и слышима есть всеми конци земля». Автор с гордостью заявляет, что Владимир был «внук старого Игоря, сын же славного Святослава», то есть тех русских князей, которые «мужьством и храбръством прослуша в странах многих и победами и крепостию поминаются ныне и словут».

    Иларион, несмотря на свою христианскую экзальтированность, патриотически восхищается победами древнерусских князей-язычников над христианами - греками. Сила патриотического одушевления поднимает его над ограниченностью религиозно-церковного мировоззрения и делает выразителем русской народной гордости и государственных интересов. «Слово о законе и благодати» — литературный памятник, созданный в 1-й половине XI века, в период наивысшего расцвета древнерусского государства,— поражает своим оптимистическим пафосом. Это произведение устремлено вперед, к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу.

    Иларион по праву считается создателем русской ораторской прозы «высокого» стиля, в известной мере предшествовавшего стилю «Слова о полку Игореве».

    Художественное мастерство Илариона, с особенным блеском проявившееся в «Похвале» князю Владимиру, имело большое значение не только для развития древнерусской письменности, но и оказало влияние на некоторые другие славянские литературы. «Похвала» Владимиру послужила образцом для «Проложной похвалы» этому князю в XII-XIII веках.

    Она отразилась в «Житии Леонтия Ростовского» XIV—XV вв., в «Житии Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым в начале XV века, в «Житиях сербских святых Симеона и Саввы», написанных сербским монахом Доментианом в XIII веке.

    Дата смерти Илариона неизвестна.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100