Херасков Михаил Матвеевич

Дата публикации или обновления 11.03.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Писатель Херасков Михаил Матвеевич родился 25.X (5.XI).1733, в городе Переяславле на Полтавщине, в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско, умер 27.IX (8.Х).1807 г. в Москве.

    Херасков Михаил Матвеевич

    В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию.

    С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковременное пребывание в Коммерц-коллегии.

    В 1755 был определен на службу в Московский университет в чине коллежского асессора.

    С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятельность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; совместно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать первые московские литературные журналы:

    1760—62 - «Полезное увеселение»,

    1763 - «Свободные часы» (1763).

    В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-коллегии, ведавшей горной промышленностью.

    В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

    Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Московском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пансиона, где позже получили образование В. А. Жуковский, А. И. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, и передал в аренду на 10 лет университетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветительскую издательскую деятельность.

    Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где господствовали литературные и театральные интересы.

    В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

    В 1755—56 в журнале «Ежемесячные сочинения» он опубликовал ряд басен, эпиграмм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым. Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в области драматургии.

    В 1758 вышла первая трагедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставленных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил действительное происшествие из современности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венецианская монахиня» была значительно ближе к новому для того времени жанру сентиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в дальнейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

    «Борислав» — 1774;

    «Идолопоклонники, или Горислава» — 1782;

    «Пламена» — 1786;

    «Освобожденная Москва» — 1798;

    «Зареида и Ростислав» — (напечатана посмертно, в 1809),

    «Друг нещастных» — 1771;

    «Гонимые» — 1775;

    «Школа добродетели» и «Милана» — 1798).

    В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстрактное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житейской суеты, бренности земного. Xерасков откровенно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «тихие потоки», «рощи» и «долины» «приятней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охотнее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, содержащие в себе раздумья и нравоучения. В лирике писатель, как и в его драматургии, заметно начали проявляться элементы сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просветительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и любовно-авантюрного и тоже аллегорического романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изобразил французскую революцию.

    Наибольшую известность у современников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди которых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые подвиги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвященная важному историческому событию в жизни русского народа — взятию Казани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Россияда» вместе с тем на материале прошлого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала распущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

    «Плоды наук» (1761),

    «Чесменский бой» (1771),

    «Владимир» (1785),

    «Вселенная» (1790),

    «Пилигримы» (1795),

    «Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

    «Бахариана» (1803).

    В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характерные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Карамзина. Xерасков М.М. относится к числу тех «трудолюбивых людей», которые, по выражению Белинского, «размножали на Руси книги, а через книги — читателя.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100