Фофанов Константин Михайлович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Фофанов Константин Михайлович родился 18(30).V.1862 г. в Петербурге — поэт.

    Родился в купеческой семье среднего достатка, впоследствии обедневшей. Воспитанием будущего поэта родители занимались мало.

    Шести лет Константин Михайлович поступил в «первоначальную школу», затем учился в частных пансионах, но ни один из них не закончил. Недостатки образования он восполнял чтением книг и журналов, но чтение носило бессистемный характер.

    Фофанов рано начал писать стихи. «Едва умея выводить буквы,—признавался он впоследствии,— я уже забавлялся «графоманией». Ранние его стихи, лишенные оригинальности и самостоятельности, были навеяны поэзией Н. А. Некрасова, которой он в ту пору увлекался. Родители отрицательно относились к его поэтическим занятиям, считая их пустой забавой. Результатом этого был окончательный разрыв Константин Михайлович с семьей и уход из дома в 1885.

    С этого времени Фофанов становится поэтом- профессионалом.

    8 июля 1881 было опубликовано первое его стихотворение «Сосуд с целебною водою Иордана...» из цикла «библейских» стихов под псевдонимом Комифо, составленным из первых слогов имени, отчества и фамилии Фофанова.

    В 1881 в журнале «Живописное обозрение» он напечатал, при содействии П. И. Вейнберга, еще восемь стихотворений. С тех пор Константин Михайлович печатается в «Литературном журнале», «Веке», «Русском богатстве», «Новом времени», «Всемирной иллюстрации», «Устоях», «Осколках» и других периодических изданиях. В «Русском богатстве» и «Веке» Фофанов напечатал несколько рассказов (под псевдонимом Каев), однако никакого успеха они не имели и прошли незамеченными.

    В 1887 вышел первый сборник Фофанова «Стихотворения», принятый критикой весьма холодно. По общему мнению рецензентов, сборник отличался неровностью: наряду с подлинно поэтическими стихотворениями в нем содержались и слабые, неотшлифованные стихи.

    Критик «Нового времени» В. П. Буренин писал: из двух с лишним сотен стихотворений «следовало бы около трети исключить совсем, около трети сократить и тщательно обработать, тогда сборник произвел бы впечатление несравненно более выгодное, чем теперь» («Новое время», 1887, 6 марта). Однако в литературных кругах первый сборник Константина Михайловича вызвал несомненный интерес (при содействии Я. П. Полонского он даже был выдвинут на соискание Пушкинской премии, но не получил ее). «Знакомы Вы с произведениями молодого Фофанова? — писал И. Е. Репин в мае 1887 В. Г. Черткову,— Прочтите его... уверен, что и Вам понравится» (И. Е. Репин, Письма к писателям и литературным деятелям, М., 1950, с. 25).

    После выпуска сборника «Стихотворения» материальное положение Фофанова улучшилось.

    В том же 1887 он женился на Лидии Константиновне Тупылевой.

    Конец 80-х— начале 90-х гг. —время наивысшего творческого подъема поэта. Он был принят маститыми поэтами в свой круг, стал участником «пятниц» Я. П. Полонского. В узком кругу друзей-литераторов Фофанов проявил себя как прекрасный мастер экспромтов, едких сатир, нередко касавшихся и острых политических тем.

    В 1889 А. С. Суворин издал второй сборник поэта — «Стихотворения».

    В 1892 вышел в свет его третий сборник— «Тени и тайны». Это его лучшая, наиболее поэтически зрелая книга. В этом же году в издании «Московской иллюстрированной газеты» вышел его рассказ в стихах «Барон Клаке».

    В 1896 Суворин издал еще один сборник Фофанова— «Стихотворения», в пяти частях:

    «Маленькие поэмы»,

    «Этюды в рифмах»,

    «Снегурка»,

    «Майский шум»,

    «Монологи».

    Последние годы жизни Фофанова Константина Михайловича были омрачены страшной нуждой и психическим недугом.

    Поэтическое его наследие, целиком не собранное до сих пор, весьма велико. В изданных им сборниках содержится не менее полутора тысяч лирических стихотворений, поэм и драматических сцен. Современная ему критика единодушно причисляла поэта к сторонникам «чистого искусства». По словам С. А. Венгерова, поэзия Фофанова «представляет собой редкий образчик творчества, почти отрешенного от условий места и времени» (С. А. Венгеров, Очерки по истории русской литературы, Спб., 1907, с. 141). Некоторым стихам поэта действительно было присуще противопоставление безотрадной, будничной жизни и лучезарной, гармонической поэзии («У поэта два царства: одно из лучей...», 1882). Сам поэт неоднократно заявлял, что искусство для него — волшебный мир вымысла и фантазий («Блуждая в мире лжи и прозы...», 1887). Для Фофанова характерно сравнение души поэта с таинственной пещерой, где «веет цветами забытого рая» («Душа поэта», 1900). Однако реальное содержание лирики поэта шире его поэтических деклараций. В ней отразился реальный мир, жестокий и противоречивый.

    Уже в начале 80-х гг. Константин Михайлович создает стихотворения, посвященные борьбе и казни народовольцев:

    «Молитва», 1881;

    «Хоть грустно мне за них, но я горжуся ими...», 1881;

    «Грядущее, безмолвная пещера...», 1881;

    «Узник», 1882;

    «Мечтания», 1882;

    «Мне снилось, сожгли мы царей-палачей...», 1883.

    Поэт оплакивает «старых глашатаев свободы» («Отошедшим», 1889), однако в мире несбывшихся ожиданий, в стране поруганных пророков Фофанов может противопоставить «отошедшим» лишь «робкое, больное поколение»:

    Смирив в своих сердцах пытливое волненье,

    Мы все хотим простить и все благословить,

    Но цель потеряна, кумир давно разрушен;

    Мы к миру холодны, и мир к нам равнодушен...

    Мы не умеем жить!

    Фофанов во многом следует С. Я. Надсону, испытывая влияние его лирики «гражданской скорби», однако она все чаще представляется ему лишенной смысла. Сознавая ничтожную серость общественного существования в «глухие годы» реакции, поэт погружается в мир пассивно-романтических иллюзий, воспевает маленькие человеческие радости и серенькие будни

    Многие произведения Константина Михайловича, особенно его поэмы, сказки и баллады, тесно связаны с традициями устного народного творчества

    поэмы «Волки», 1887;

    «Старый дуб», 1887;

    «Ревнивый муж», 1892.

    Широко используя фольклорные мотивы и сюжеты, Фофанов К.М., избегая стилизации, стремится сохранить народный юмор, народную афористичность, мелодичность и выразительность языка (сказки «Каменотес», 1885; «Очарованный принц», 1897).

    Народно-поэтической стихией проникнуты и многие стихи Фофанова («Наш домовой», 1891). Поэт называл себя «внуком простонародья». Пейзаж у Фофанова, особенно в его «петербургских» стихах, отличается конкретностью и психологической выразительностью. В этом противоречивом соединении иллюзорного мира с точным изображением окружающего и заключается лирическое своеобразие Фофанова.

    В 90-е гг. в лирике Фофанова Константина Михайловича начинают преобладать жизненно реальные картины, дышащие «прозой жизни». Самые, казалось бы, прозаические вещи вызывают теперь в поэте «высокие» чувства. В эти годы в его стихах все заметнее начинают выступать и болезненные чувства; реальные картины жизни перемежаются тревожными образами и ощущениями, присутствующими в душе поэта («Чудовище», 1893). И лишь в последние годы жизни Фофанова его поэзия приобретает устойчивые реалистические черты. Он приветствует рождение новой России («Ломка», 1906), призывает «рабочего, друга и брата» проснуться и бодрствовать («Волны», 1910). Лирика Фофанова К.М., насыщенная психологическими оттенками чувств и переживаний, продолжает традиции Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Его лучшие стихи вошли в историю русской поэзии.

    Умер 17(30).V.1911 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100