Даниил Заточник

Дата публикации или обновления 18.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Даниил Заточник — предполагаемый автор произведения, известного в древнерусской литературе под названием «Моление Даниила Зоточника» или соответственно — «Послание», «Слово», «Написание» Диниила 3аточника.

    Памятник этот дошел до нас в составе двух редакций в нескольких списках. По содержанию — это написанная витиеватым стилем, местами очень искренняя мольба к сильному князю с просьбой обратить внимание на автора, терпящего нужду, преследуемого гонениями, но одаренного большим умом, широкой образованностью и рассчитывающего стать помощником князя. Начитанность и ум автора подтверждаются огромным количеством цитат из произведений оригинальной и переводной литературы. Отличие первой редакции от второй заключается в резких антибоярских выпадах и обличениях монастырского духовенства в последней. Памятник весьма интересен и разнообразен по своему идеологическому составу. Здесь и распространенные бытовые и нравственные правила, элементы шутовства и балагурства. Рядом с этим наличествует и плохо сдерживаемое раздражение человека, незаурядного по своим интеллектуальным качествам, мыслящего и глубоко чувствующего, но вследствие своего униженного положения способного лишь констатировать, что богатого человека знают везде, даже и в городе чужом, а убогий и в своем городе ходит неузнанным, богатый заговорит — все молчат и его слова до облаков возносят, а убогий заговорит — и все на него кричат, ибо чьи одежды светлы, тех и речи достойны.

    Своеобразием отличается и литературный стиль «Моления». Оно насыщено притчами, афоризмами, пословицами и поговорками, временами бойкая речь просителя перемежается свойственными торжественному красноречию риторическими метафорами, символическими сопоставлениями и уподоблениями. Судя по немногим конкретным деталям, время составления «Моления» Диниила 3аточника относится к XII — XIII вв., а вторая редакция точнее приурочивается ко времени первых татарских нашествий (1223—37). Исследователей давно заинтересовала проблема авторства этого необычного памятника древней литературы.

    Одни (П. Миндалев, Б. Романов, И. Будовниц) считали его княжеским дружинником, дворянином, стремящимся вернуться к княжескому двору из своего общественного небытия.

    Другие (А. Щапов, Н. Гудзий) находят, что его «Моление» — это исповедь холопа, выражающего позиции несвободного, зависимого человека, умственно превосходящего знатных людей, впервые заявленная в нашей литературе. Известный советский историк М. Н. Тихомиров, анализируя состав найденного им «Написания» Диниила 3аточника, относил автора к ремесленникам-художникам, покрывавшим искусными росписями и надписями дорогие металлические изделия.

    «Кто бы ни был Даниил Заточник,— писал В. Г. Белинский,— можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы помолчать, а молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить...» (Полн. собр. соч., т. V, с. 351).

    Дмитрий Лихачев полагает, что Диниил 3аточник не исторически существовавшее лицо, а выдуманный персонаж, литературный образ «скомороха, уже имевшийся в скоморошьем творчестве» («Тр. ОДРЛ», т. XX, с. 12). А на этот единый образ автора-скомороха и на житейскую ситуацию, с ним связанную, наслаивались различные изречения, цитаты из сходных по сюжету произведений, элементы устного творчества.

    Как бы то ни было, «Моление» Диниила 3аточника — одно из первых в древнерусской литературе произведений, где личное начало получило такое широкое и глубокое развитие, где явственно говорится о превосходстве ума и образования над чванством и гордостью носителей сословных привилегий.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос