Бобров Семён Сергеевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Бобров Семён Сергеевич, поэт, родился около 22.III(3.IV.1767 г.
Бобров Семён Сергеевич происходил из разночинской среды. Учился в духовной семинарии, потом в Московском университете, после окончания которого (1785) служил в сенате.
В 1792 поступил переводчиком в Морское ведомство.
С 1804 состоял в Комиссии по составлению законов. Писать стихи начал ещё в университете.
В 1784 впервые выступил в печати (отдельное издание стихов «Размышление о создании мира, почерпнутое из первой главы Бытия»). В это время Семен Сергеевич сближается с кружком Н. И. Новикова и начинает сотрудничать в масонских журналах — «Утреннем свете», «Вечерней заре», «Покоящемся трудолюбце» и других.
Переехав в Петербург, Бобров входит в литературное общество «Друзья словесных наук» и участвует в его журнале «Беседующий гражданин».
В конце 1790-х гг. Семен Сергеевич переезжает па Черноморское побережье, служит в Николаеве, где издает поэму «Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе» (1798; изд. 2 в 1904 под названием «Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсоне Таврическом»), одобрительно встреченную критикой. В начале царствования Александра I Бобров возвращается в Петербург, сближается с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств и печатается в журнале И. И.Мартынова «Северный вестник».
В 1804 издает сборник «Рассвет полночи...», поэму в стихах «Древняя ночь, или Странствующий слепец» (ч. 1 - 3,1807 -1809) и другие.
Он интересовался естественными науками — астрономией, физикой, геологией, ботаникой, географией, знал несколько древних и новых иностранных языков, перевел 2-ю и 3-ю части «Всеобщей истории мореходства» (1801—26). По поручению А. С. Шишкова он занимался историей русского флота, составил «Древний российский плаватель, или Опыт краткого дееписания о прежних походах Россиян» (1812).
Как поэт Бобров С. С. сформировался под влиянием демократических идей XVIII в. «Хотя мы и привыкли искать великих дел только в людях благородного класса,— писал он, — в людях, воспитываемых или, по крайней мере, долженствующих воспитываться и руководствоваться к сей цели,— в людях, верховной властью призванных и одаренных мерами к сим подвигам,— но для чего бы не склонить взоров на другие статьи народа и не заметить высокого в низшем?» Во многих стихах Боброва видна прямая перекличка с А. Н. Радищевым, с которым он был лично знаком:
Не сахар — сладкий яд мы пьем,
В слезах и поте распущенный,
Не нектар — кровь насчастну льем.
(«Против сахара»)
Сам Радищев высоко ценил поэтические опыты Боброва. В поэме «Бова», в описании воображаемого посещения Крыма, он писал:
...с собою
Возьму плащ я для тумана,
А Боброва в услажденье...
Бобров Семен Сергеевич выступил в литературе продолжателем ломоносовских традиций. Так же как И. П. Пнин и А. X. Востоков, он тяготеет к научной поэзии с ее космизмом и пафосом проникновения в тайны природы. Малые поэтические жанры, «легкое стихотворство» были чужды поэту «Молодому питомцу муз лучше изображать в стихах первые впечатления любви, дружбы, нежных красот природы, нежели разрушение мира, всеобщий пожар натуры и прочее в сем роде», — полемически писал Н. М. Карамзин, имея в виду Боброва (предисловие к сборнику «Аониды», 1797).
Для Боброва С.С. характерно стремление к созданию психологической поэзии, но его психологизм не шел дальше аллегорических картин или размышлений о природе души. Стихи Боброва метафоричны, насыщены гиперболическими образами и космической символикой.
Бобров Семён Сергеевич умер в 1810 г. в Петербурге.