Боборыкин Пётр Дмитриевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Боборыкин Пётр Дмитриевич, писатель, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик, родился 15(27).VIII.1836 г. в г. Нижнем Новгороде в семье состоятельного помещика.
Учился в Казанском университете на юридическом, затем в Дерптском — на физико-математическом факультетах. Еще в студенческие годы он решил посвятить себя литературной деятельности.
С 1856 Петр Дмитриевич занимается научными переводами.
В 1860 публикует драму «Однодворец».
В 1862—64 — во многом автобиографический роман «В путь-дорогу».
У Боборыкина с самого начала его творческого пути умеренно-либеральные взгляды. Как фельетонист (псевдоним «Петр Нескажусь») он выступает против идей Чернышевского и высмеивает нигилистов.
В 1863 Боборыкин становится редактором-издателем «Библиотеки для чтения».
В 1865, не завоевав симпатий читателей и скомпрометировав себя публикацией антинигилистического романа Лескова «Некуда», журнал терпит финансовый крах и закрывается.
Произведения Боборыкина П.Д. 60-х гг. социально индифферентны.
В романе «В путь-дорогу» он пишет по преимуществу о любовных похождениях и пирушках студентов, а молодежь, протестующая против деспотизма, остается вне поля его зрения.
В пьесах «Ребенок», «Старое зло» изображаются обманутые женщины и интимная сторона их жизни.
В «Жертва вечерняя» (1868) дана критическая оценка светской среды оттесняется натуралистическим описанием сексуальных переживаний героев.
В 70-е гг. в творчестве Боборыкина возрастает внимание к социальным и политическим вопросам, но они решаются в том же расплывчатом либерально-буржуазном духе.
В 1865-71 находясь за границей Петр Дмитриевич встречается с Герценом, Огаревым, Лавровым, Бакуниным, интересуется общественными событиями, волнующими Европу этих лет. В качестве корреспондента он присутствует на Брюссельском конгрессе I Интернационала и дает о нем отчеты в газете «Голос» (1868, № 239, 241—245). Честно стремясь к объективному освещению работы I Интернационала, Боборыкин не мог все же понять его истинного значения.
В 1871 он печатает в «Отечественных записках» корреспонденции о Парижской коммуне («На развалинах Парижа»), осуждающие кровавое торжество реакции.
В 1876 Петр Дмитриевич возвращается в Россию и в 70—80-е гг. проявляет необычайную плодовитость в качестве беллетриста.
В 80-х и 90-х гг. вышли два не повторяющих друг друга двенадцати томных собрания его сочинений, включивших лишь незначительную часть всего им написанного, достигшего 80 томов.
Широкую известность приобрел роман Боборыкина П.Д. «Солидные добродетели» (1870) о жизни либеральных земцев, промышленных дельцов, занимающихся, по его мнению, полезными делами в противоположность интеллигенции, праздношатающейся по Москве, Парижу и Вене и любящей «больше лясы точить».
Успехом пользовались и его романы:
«Дельцы» (1872—73),
«Китай-город» (1882),
«Василий Теркин» (1892), воссоздающие бурное развитие русского капитализма. Роман «Дельцы», отражая промышленный ажиотаж и акционерную горячку, не лишен правдивых картин буржуазного хищничества, но в целом торжество капитализма в России оценивается в нем апологетически.
Герои «Китай-города» — банковский деятель, воротила-промышленник, купчиха, — наделяясь благонамеренной моралью, показываются носителями общенациональных интересов.
По словам Горького, в образе главного героя романа «Василий Теркин» писатель первым в русской литературе пытался дать политически мыслящего купца. «Амбарный Сократ» Теркин, сам вышедший из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».
В 80-е и 90-е гг. в романах:
«Из новых» (1887),
«На ущербе» (1890),
«Перевал» (1894),
«Ходок» (1895) Петр Дмитриевич Боборыкин вновь обращается к теме интеллигенции. Придавая первенствующее значение в общественном прогрессе «деятелям умственного освобождения», писатель оказался способным изобразить лишь характеры и нравы либеральной интеллигенции, не поднимаясь до объективно-исторической оценки ее консервативного мышления, робости и апатии в общественной борьбе.
В лучшем из своих произведений об интеллигенции — повести «Поумнел» (1890) Боборыкин, однако, чутко уловил процессы поправения в народнических кругах и справедливо осудил это позорнейшее «веяние времени».
В 90-х гг. Петр Дмитриевич пишет несколько романов о пролетариате:
«По-другому» (1897),
«Тяга» (1898).
Им явно недостает знания изображаемой социальной среды. Исходя из своих либерально-буржуазных взглядов, писатель опорочивает рабочих с революционно-марксистскими устремлениями и рисует с симпатией рабочих, видящих обновление жизни в культурных начинаниях гуманных хозяев фабрики («Тяга»).
Неприятие Боборыкиным революционных методов борьбы выражено и в романе о 1905 годе «Великая разруха» (1908).
Петру Дмитриевичу Боборыкину принадлежит свыше 30 пьес, по большей части психологического характера. Натурализм любовных сцен, адюльтер послужили поводом запрещения пьес:
«Старые дни»,
«Первый муж»,
«Доктор Мошков».
Среди многочисленных его рассказов выделяются верностью передачи быта простых тружеников:
«Морз и Юз»,
«В отъезд»,
«Вторая от воды»,
«Проездом»,
«У плиты»,
«Голубой лиф».
Литературно-критические воззрения Боборыкина, ограниченные буржуазным объективизмом, естественно ведшим к защите принципов натурализма, с наибольшей отчетливостью высказаны в статьях:
«Мысли о критике литературного творчества» («Слово», 1878, № 5),
«Наша литературная критика» («Наблюдатель», 1883, № 1),
«Красота, жизнь и творчество» (1893).
Непримиримо отрицательно относясь к общественной активности русской революционно-демократической критики, Боборыкин видит научные основы литературной критики во взглядах представителей западноевропейской психологической школы.
Самый крупный историко-литературный труд Петра Дмитриевича - «Европейский роман в 19 столетии» (т. 1, 1900)—ценен лишь фактическим материалом.
В 1891 Боборыкин навсегда покидает Россию.
В 900-е годы он работает преимущественно над мемуарами:
«Вечный город» (1903),
«Столицы мира» (1911),
«За полвека».
Обилие фактов и впечатлений делает воспоминания Боборыкина П.Д. интересными для изучения литературной и театральной жизни России и Европы 50-х — начала 70-х гг.
Произведения Петра Дмитриевича откликались, как правило, на «последний крик» жизни. Однако уже современников писателя не удовлетворяла натуралистическая описательность, поверхностность в освещении поставленных проблем. По характеристике критика революционера-народника Ткачева, Боборыкин П. Д. — «фельетонный беллетрист», способный лишь к наблюдению, но не обобщению. Эмпиризм свойствен Боборыкину и в характеристике эпохи и в изображении человека. Герои Петра Дмитриевича почти всегда портретны, являются копиями с живых образцов, художественно аморфны и бесцветны. Натуралистичность его творческих принципов сказывается и в бесстрастии его авторского отношения к изображаемому, что нередко даже сбивало критику в определении позиций писателя. Романы Боборыкина композиционно дробны и растянуты. В бытописании своей эпохи ему свойственна и острая наблюдательность. Особая яркость жанровой живописи признана за лучшим его романом «Китай-город». Рельефно, протокольно точно воспроизводятся здесь быт и нравы сытой купеческой Москвы, особый колорит ее торгового центра, приобретшего почти европейский вид. Некоторые верно схваченные приметы времени в нравах и деталях общественного быта и придают произведениям Боборыкина П.Д. ценность документально-исторических свидетельств.
Боборыкин Пётр Дмитриевич умер 12.VIII.1921 г. в Лугано в Швейцарии.