Бенедиктов Владимир Григорьевич

Дата публикации или обновления 17.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Бенедиктов Владимир Григорьевич, поэт, родился 5(17).XI.1807 г. в г. Петербурге в чиновничьей семье.

    Детство провел в Петрозаводске, куда отец был переведен по службе. Образование получил сначала в четырехклассной Олонецкой гимназии, где преподавателем словесности был любитель поэзии, сам несколько склонный к стихотворству, передавший свое пристрастие будущему поэту. Затем Владимир Григорьевич обучался во 2-м петербургском кадетском корпусе, который мало дал ему для общего развития. Отличаясь большим прилежанием, Бенедиктов окончил корпус первым учеником, вследствие чего в чине прапорщика был зачислен не в армейский, как бывало обычно, а в лейб-гвардии Измайловский полк.

    В 1831 Владимир Григорьевич Бенедиктов принял участие в войне с восставшими поляками.

    В 1832 вышел в отставку и был зачислен на гражданскую службу по министерству финансов. У него были качества, которые требовались для чиновника, в особенности данного ведомства: терпеливость, усердие, аккуратность, а сверх того математические склонности, память на цифры и верность в счете. Все это способствовало благополучному продвижению по службе.

    В 1860 он вышел в отставку, занимая должность директора заемного банка, с чином действительного статского советника и с солидным «пенсионом».

    В. Г. Белинский дал выразительную социальную характеристику творчества Бенедиктова В. Г. как «поэзии средних кружков бюрократического народонаселения Петербурга». Словно оправдывая это определение, поэт сам подчеркивает свою приверженность к салонам «средней руки», изображая себя стоящим в шумной зале или гостиной, несущимся «средь пестрых пар танцующих гостей». Его прельщает «ароматная сфера бала», «люстры, звезды, эполеты, серьги, перстни и браслеты» («Вальс»). Вместе с тем, следуя традиции романтизма, он любил говорить о том, что будто бы чувствует себя чуждым окружающей действительности и стоит выше ничтожной светской толпы. Это выражается им в иносказаниях, легкая разгадка которых доставляла удовольствие любителям кажущейся загадочности: утес гордо возвышается над равниной моря, презирая волны («Утес»), конь (античный Пегас), уносящий поэта выше облаков, сыплет искры на холодных чад земли («Чудный конь»).

    В любовных стихах Бенедиктова В. Г. преобладают бурнопламенные чувства, носящие выражений оттенок невольной пародии на самого поэта. Без всякой иронии он изображает, как бьется перед предметом своих чувств. Теми же бурнопламенными чувствами отличаются и героини его стихов. Обыденные явления — танцующая пара — превращаются в стихах Бенедиктова в загадочные картины мистического характера. Герой — в черном, он — как черная туча, он — гений тьмы, у него — адская длань и железное плечо. Трансформации подвержена и особа женского пола: она — в белом газе, который в воображении поэта становится подобием пара; у нее — белые крылья, правда, согласно стихотворному пояснению, сделанные из блонды (шелковых кружев), она — белый херувим, ангел «в ужасе паденья». Не очень искушенному читателю было лестно, что чиновничья гостиная превращалась в межпланетное пространство — «в сферу радужного света», где «хаос, огонь и дым» («Вальс»).

    Не будучи знатоком философии, поэт, вульгаризируя дошедшие до него сведения о натурфилософии, изображает связь явлений природы в виде брачных отношений дня-супруга и ночи-жены, которая, по своему женскому коварству, всегда убегает от ласк мужа («Жалоба дня»).

    Дух неистребимой пошлости проникает в стихи Владимира Григорьевича, посвященные даже теме родины. Его патриотизм носит казенный, официальный характер. Поэт не раз воспевает саблю — «красавицу брани», говорит о своей жажде боевых схваток, но он думает не об отчизне, а о наградах. С полным сочувствием изображена им офицерская молодежь, которая сражается будто бы лишь в «бурной жажде эполет» («К М-ру»); высшее благо — «царский орден на груди» («Сослуживцу»).

    Стремление к яркости и выразительности превращается у Б. в назойливое, искусственное нагромождение образов. Поэт с поразительным словесным изобилием описывает «кудри девы-чародейки», воспевая их блеск, аромат, кольца, струйки, змейки, шелковый каскад. Ему мало сказать: «вейтесь», он добавляет: «лейтесь, сыпьтесь»; недостаточно написать: «дружно», он считает необходимым добавить: «пышно, искристо, жемчужно» («Кудри»). Стремясь к нарочитой оригинальности, он изобретает неологизмы, ненужность которых очевидна, так как они являются переделкой существующих слов: «волнованье» (волненье), «пагуба розы» (гибель), «быстрина» (быстрота).

    В 50—60-е гг. Бенедиктов, желая поднять свою былую популярность, пытался примкнуть к общественному движению эпохи, но дальше ограниченного либерализма пойти не смог. В своих стихах он бранит то, что уже официально отвергнуто, борется с пороками, уже заклейменными. Вычурность его стиля осталась неизменной. Будучи опытным версификатором и зная несколько западных языков, Владимир Григорьевич был неплохим переводчиком с немецкого, французского и польского.

    Его перевод стихотворения Барбье «Собачий пир» было впервые напечатано Огаревым в сборнике «Русская потаенная литература», вышедшем в Лондоне.

    Литературная судьба Бенедиктова была необычной.

    В 1835 вышел первый сборник стихов, который имел огромный успех. Стихами восхищались не только «бюрократическое народонаселение Петербурга», но и провинциальные учителя гимназий, читавшие своим ученикам эти стихи на уроках. Ими же увлекались одно время и такие ценители поэзии, как Крылов, Жуковский, Тютчев, критик С. Шевырев. Этот шумный успех был обусловлен в основном тем, что в 30-х гг. XIX века элегическая лирика эпигонов романтизма уже приелась, стала скучной и пресной. Своей эффективностью, шумливостью, кажущейся философичностью, безразличием к общественно-политической действительности стихи Бенедиктова, тоже романтически эпигонские, но иного типа, чем элегии, временно могли казаться новым словом в поэзии.

    В 50—60-х гг. Бенедиктов, подделываясь под тон современной литературы, стал говорить в стихах общие либеральные фразы, он снова стал общественно опасным, что вызвало гневные статьи Чернышевского и Добролюбова, окончательно развенчавших былой кумир.

    Однако при изучении истории литературы нельзя «совсем сбросить со счетов» Бенедиктова В. Г., произведения, которого позволяют яснее видеть процесс развития литературы и поэтические вкусы различных групп общества.

    Бенедиктов Владимир Григорьевич умер 14(26).IV.1873 г. в Петербурге.

    В начало

     
    Rambler's Top100