Баранцевич Казимир Станиславович

Дата публикации или обновления 17.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Баранцевич Казимир Станиславович, писатель, родился 22.V(3. VI).1851 г. в г. Петербурге в семье обрусевшего польского дворянина.

    Осенью 1862 поступил в гимназию, но «дальше 4-го класса не пошел» («...противна мне была гимназическая наука, в голове бродили другие планы») и примкнул к народническому движению.

    В 1870 (после смерти отца) поступил на службу мелким чиновником, одновременно занимаясь литературной деятельностью.

    В 1873 был напечатан первый рассказ Баранцевич — «Один из наших старых знакомых».

    В 1878 повесть «Порванные струны» обратила на себя внимание читателей и критики. Произведения писателя стали появляться в крупных периодических изданиях повесть «Чужак», отразившая народнические увлечения Баранцевич К. С., напечатан в «Устоях» в 1882;

    роман «Раба» в журнале «Дело», 1887 (отд. изд. — 1888), и другие.

    Многочисленные повести, рассказы и очерки Казимира Станиславовича выходили также отдельными изданиями и сборниками:

    «Под гнетом», 1883;

    «Порванные струны», 1886;

    «Маленькие рассказы», 1887;

    «Новые рассказы», 1889;

    «Старое и новое», 1890, и другие.

    Баранцевич К.С. много писал для детей и юношества (в журналах «Детское чтение», «Родник», «Колосья», «Задушевное слово» и других.).

    В 1889 Принимал участие в подготовке и редактировании сборника «Красный цветок», посвященного памяти В. М. Гаршина (в сборнике была напечатана «фантастическая поэма в прозе» Баранцевич «Прах»).

    В 1894 за роман «Две жены» («Семейный очаг») Казимиру Станиславовичу была присуждена Пушкинская премия.

    Для творчества Баранцевич характерна тема «маленького человека», задавленного жизнью; с ней связан мрачный, глубоко пессимистический колорит большинства произведений писателя. Ему удавалось передавать настроения, присущие внутренней жизни и быту того забитого и униженного слоя людей, который постоянно привлекал внимание писателя; эта демократическая направленность творчества Баранцевич определила его сравнительно широкую популярность в среде русских читателей 80—90-х гг. Однако Казимир Станиславович избегал больших и острых проблем действительности, его программа не выходила за пределы идей либерального народничества и теории «малых дел».

    Рассказы и повести Баранцевич лишены критической остроты, а изображенные им картины жизни поверхностны и однообразны. Творчество писателя носило эпигонский характер по отношению к демократической беллетристике 60-х гг., его связи с Достоевским и Чеховым, усиленно подчеркивавшиеся современной критикой, также не были глубокими. Чехов, который близко знал Казимира Станиславовича и видел в нем «несомненного литератора», называл его «буржуазным писателем, пишущим для чистой публики» и отмечал присущие творчеству Баранцевич К. С. однообразие и узость тематики.

    Баранцевич Казимир Станиславович умер 26.VII.1927 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100