Авраамий Палицын

Дата публикации или обновления 17.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Авраамий Палицын (в миру Авергаш), писатель, политический деятель, родился в середине 50-х гг. XVI в., в селе Протасьево близ Ростова Ярославского в дворянской семье. Умер в 1627 г. в Соловецком монастыре.

    В 80-х гг. XVI века служил воеводой в Коле.

    В 1588 подвергся опале, по- видимому, за участие в заговоре, организованном Шуйскими, и был пострижен в Соловецком монастыре. Возвращенный из ссылки Борисом Годуновым, Палицын после воцарения Василия Шуйского получает должность келаря Троице-Сергиева монастыря; он проявляет себя как умелый администратор и играет видную роль в политических событиях, развертывающихся в стране.

    В 1610 Авраамий участвует в посольстве к Сигизмунду, посланном просить на русский престол королевича Владислава; вместе с архимандритом Дионисием рассылает от монастыря грамоты по городам, призывающие русских людей на защиту родной земли; играет видную роль при освобождении Москвы от польских интервентов и избрании на престол Михаила Романова.

    Последние семь лет своей жизни он проводит в Соловецком монастыре, где сохранилась и его могила.

    В 1620 появилось «Сказание» Палицына, (в рукописях, «История в память предыдущим родом»),

    Эта книга представляет собой исторический сборник, ядром которого является рассказ об осаде Троице-Сергиева монастыря польскими интервентами, продолжавшейся 16 месяцев. Этому рассказу предпосланы шесть глав, представляющих собой очерк событий конца XVI — начала XVII века— от смерти Ивана Грозного до царствования Василия Шуйского. Это совершенно самостоятельное произведение, ставящее своей целью вскрыть причины разрухи в стране, указать «грехи» господствующих классов русского общества, за которые несет наказание Русская земля. Оно дошло до нас, помимо «Сказания» Палицына, в двух самостоятельных списках. Используя это произведение, по-видимому, написанное иным лицом, Авраамий сократил его и приглушил его остроту и социальный смысл. Осаду монастыря он также описывает не как очевидец (он в это время находился в Москве), а по рассказам и записям участников героической обороны монастыря-крепости. Последние части «Сказания» в большей части написаны самим писателем. Здесь он особенно старается подчеркнуть свой патриотизм и свое участие в политических событиях, сознательно затушевывая то, что может повредить его репутации, в частности свои сношения с королем Сигизмундом во время участия в посольстве.

    Произведение Палицына Авраамия привлекало читателей, как богатством фактического материала, так и литературными достоинствами, не говоря уже о его идейном содержании. Имея под руками превосходный материал, он, как талантливый писатель, сумел им воспользоваться. Внимание к человеческой личности, яркое изображение основных социальных сдвигов эпохи, новый подход к историческим событиям, изображение подвигов простых людей, их роли в деле спасения родины, наконец, открытое заявление своих прав как исторического деятеля и как автора — все это делает «Сказание» Палицына одним из виднейших литературных явлений начала XVII века.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100