Углублять социалистический демократизм, развивать самоуправление народа

Дата публикации или обновления 02.01.2021

О перестройке и кадровой политике Партии


Товарищи!

Сейчас мы лучше, чем когда-либо, понимаем всю глубину ленинской мысли о живой, внутренней связи социализма и демократии. Весь исторический опыт нашей страны убедительно показал, что социалистический строй на деле обеспечил политические и социально-экономические права граждан, их личные свободы, раскрыл преимущества советской демократии, создал каждому человеку уверенность в завтрашнем дне.

Но в условиях перестройки, когда с такой остротой встала задача активизации человеческого фактора, мы должны еще раз вернуться к ленинской, постановке вопроса о максимуме демократизма социалистического строя, при котором человек чувствует себя хозяином и творцом.

"Мы должны, - говорил В. И. Ленин, - следовать за жизнью, мы должны предоставить полную свободу творчества народным массам".

Да, демократия, суть которой составляет власть человека труда, - это форма реализации его широких политических и гражданских прав, заинтересованности в преобразованиях, практическом участии в их осуществлении.

В общественном сознании все более утверждается простая и ясная мысль: порядок в доме может навести лишь человек, чувствующий себя его хозяином. Эта истина справедлива не только в житейском смысле, но и в общественно-политическом. Необходимо, чтобы она неуклонно осуществлялась на деле. Подчеркиваю - на деле. Без этого человеческий фактор окажется недейственным.

Только через последовательное развитие демократических форм, присущих социализму, расширение самоуправления возможно наше продвижение вперед в производстве, науке и технике, литературе, культуре и искусстве, во всех сферах общественной жизни. Только такой путь обеспечивает сознательную дисциплину. Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка. Только так можно открыть простор самой могучей созидательной силе социализма - свободному труду и свободной мысли в свободной стране.

Вот почему неотложной задачей партии становится дальнейшая демократизация советского общества. В этом, собственно, и состоит суть курса апрельского Пленума, XXVII съезда КПСС на углубление социалистического самоуправления народа. Речь, разумеется, не идет о какой-то ломке нашей политической системы. Мы должны с максимальной эффективностью использовать все ее возможности, наполнить работу партии, Советов, государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов глубоким демократическим содержанием, вдохнуть новую жизнь во все клетки общественного организма.

Процесс этот в стране уже идет. Более полнокровной становится жизнь партийных организаций. Расширяются критика и самокритика. Активнее заработали средства массовой информации. Советские люди хорошо ощущают благотворное воздействие гласности, которая становится нормой жизни общества.

В обстановке принципиальности и критичности прошли съезды творческих союзов. Создаются новые общественные организации. Заявила JO своем рождении Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. Образован Советский фонд культуры. Ведется работа по созданию советов женщин. Во всем этом - растущее участие трудящихся в общественных делах, в управлении страной.

Какие пути видит Политбюро для дальнейшего углубления демократизма советского общества?

По-настоящему поднять инициативу и творчество народа мы сможем, если наши демократические институты будут активно и реально влиять на положение дел в каждом трудовом коллективе, касается ли это планирования, организации труда, распределения материальных и других благ, подбора и выдвижения на руководящие посты наиболее авторитетных и компетентных людей. Можно с уверенностью сказать, что чем быстрее каждый советский человек почувствует эти изменения на собственном опыте, тем активнее будут его гражданская позиция, его участие во всех общественных, государственных делах.

Первостепенное значение имеют развитие демократии на производстве, последовательное внедрение подлинно самоуправленческих начал в работу трудовых коллективов. Экономика - решающая сфера жизни общества. Здесь повседневно заняты десятки миллионов людей. Вот почему развитие демократии на производстве - важнейшее направление в углублении и расширении социалистической демократии в целом. Это тот рычаг, который поможет обеспечить широкое и активное участие трудящихся во всех сферах общественной жизни, позволит избежать многих ошибок и просчетов.

Важнейшая практическая задача - создать такие условия, внедрить такие формы организации производства, которые позволят каждому трудящемуся чувствовать себя подлинным хозяином предприятия. А это высокое и ответственное положение. Оно не только дает широкие права по реальному управлению делами, но и предполагает высокую ответственность за все, что происходит в трудовом коллективе.

В ходе социалистического строительства утвердились многообразные формы участия трудящихся в управлении производством. Жизнь трудовых коллективов немыслима без партийных, профсоюзных, комсомольских, других общественных организаций. В последнее время возрастает роль рабочих собраний, коллективных договоров, зародились новые формы демократии, такие, как советы бригад и цехов, созрели условия и для дальнейших шагов на этом пути.

Сама жизнь поставила на повестку дня необходимость разработки такого фундаментального правового акта, как Закон о государственном предприятии (объединении), проект которого вам роздан. Этот закон призван коренным образом изменить условия и методы хозяйствования в основном звене экономики, закрепить в деятельности предприятий сочетание планового начала и полного хозрасчета, самостоятельности и ответственности, узаконить новые формы самоуправления, рожденные творчеством масс.

В законе предполагается реализовать одну из важнейших установок партийного съезда, а именно - линию на эффективное использование непосредственной демократии. Намечаемое проектом наделение общих собраний и советов трудовых коллективов полномочиями по решению вопросов, связанных с производственными, социальными и кадровыми делами, станет крупной политической мерой при переходе, говоря словами В. И. Ленина, "к настоящему народному самоуправлению" [4].

Последовательное проведение в жизнь Закона о государственном предприятии (объединении) в сочетании с комплексом мер, реализуемых сейчас в экономической сфере, создаст, как мы полагаем, в целом новую ситуацию в народном хозяйстве, станет ускорителем развития экономики, приведет к качественному совершенствованию многих сторон общественной жизни. Учитывая огромное значение этого закона, Политбюро предлагает вынести его проект на всенародное обсуждение. Думаю, что члены ЦК поддержат такое предложение.

Широкими и далеко еще не использованными возможностями для демократизации управления экономикой и социальной сферой располагают наши колхозы, социалистическая кооперация в целом. Перестройка системы управления в Агропроме, а также решение о дальнейшем развитии кооперации в других отраслях народного хозяйства создают хорошие предпосылки для использования этих возможностей. В этой связи было бы, на наш взгляд, целесообразным провести очередной съезд колхозников, обсудить на нем назревшие проблемы колхозной жизни и внести необходимые изменения в Примерный устав колхоза.

Политбюро активно поддерживает практические шаги, уже предпринятые во многих республиках, краях и областях, по расширению других кооперативных форм деятельности. Это позволит полнее удовлетворять растущие потребности населения во многих товарах и услугах, а также создаст дополнительные условия для развития демократизма в сфере экономики, для лучшей реализации возможностей человека.

Надо, товарищи, решительно преодолеть колебания в отношении кооперативного движения, которые были в прошлом, да наблюдаются еще и сегодня. Кооперация не только не исчерпала свои возможности, но и имеет большие перспективы.

Почему я возвращаюсь к этому вопросу и обостряю его? Да потому, что и после XXVII съезда КПСС, несмотря на решения, принятые' Центральным Комитетом и правительством о развитии кооперации в сфере материально-технического снабжения, бытового обслуживания и общепита, коммунального хозяйства, в местной промышленности и строительстве, дело не получило должного разворота. На его пути воздвигаются всякого рода препоны, еще сильны приверженность к административно-бюрократическим методам управления, неприятие тех форм хозяйствования, которые не вписываются в традиционно сложившиеся представления, хотя они жизненно необходимы, стимулируют инициативу трудящихся, поднимают их социальную активность.

Некоторым товарищам, как видно, трудно дается понимание, что демократизм - не просто лозунг, а суть перестройки. Надо изменять свои взгляды и привычки, чтобы не оказаться в стороне от фарватера жизни. Это наш настоятельный совет всем сомневающимся и медлительным.

Особо следует выделить вопрос о выборности руководителей предприятий, производств, цехов, отделений, участков, ферм и звеньев, бригадиров и мастеров. Современный этап перестройки, переход на новые методы хозяйствования, хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость переводят эту задачу в практическую плоскость. Мера эта важная, необходимая, и она, несомненно, будет с одобрением встречена трудящимися.

Мы широко пошли по пути перевода предприятий на полный хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость, ввели госприемку. Это значит, что доходы предприятия, все формы стимулирования членов трудового коллектива, масштабы удовлетворения социальных потребностей целиком будут зависеть от конечных результатов работы, от количества и качества произведенной продукции и оказанных услуг.

В таких условиях для рабочих и колхозников далеко не безразлично, кто стоит во главе предприятия, цеха, участка, бригады. Раз благополучие коллектива ставится в зависимость от способностей руководителей, то трудящиеся должны располагать и реальными возможностями воздействовать на их выбор, контролировать деятельность.

В стране накоплен определенный опыт открытого, гласного подбора руководителей. Так, в Краснодарском крае, начиная с 1983 года, с учетом мнения коллективов и первичных партийных организаций, выдвинуто более восьми с половиной тысяч руководящих работников. При этом свыше 200 кандидатур не получили поддержки трудящихся и были отклонены. Такой же опыт имеется и в ряде других мест. Он хорошо воспринимается людьми, положительно сказывается на результатах работы.

В общем, товарищи, с какой бы точки зрения мы ни подошли к этому важному делу, вывод напрашивается один: назрела необходимость перемен, демократизации процесса формирования руководящих кадров предприятий на основе повсеместного применения выборных начал. Это, как вы понимаете, означает качественно новую ситуацию, принципиально иной характер участия трудящихся в управлении производством, существенное повышение роли и ответственности коллектива за результаты своей деятельности.

Все это необходимо учесть в ходе практического решения данного вопроса. Но одну мысль хотелось бы высказать уже сейчас. Речь идет о единоначалии. Мы считаем, что выборность не только не подрывает, но и повышает авторитет руководителя, чувствующего за собой поддержку избравших его людей, поднимает ответственность за дело, взаимную взыскательность и требовательность в коллективе.

По-новому должна быть осмыслена роль партийных, общественных организаций, органов хозяйственного управления. Предстоит немалая работа по воспитанию у всех наших кадров правильного понимания того, что расширение демократии на производстве предполагает органическое сочетание единоначалия и коллегиальности, углубление демократического централизма, развитие самоуправления.

Принципиальным направлением демократизации нашей жизни Политбюро считает совершенствование советской избирательной системы. По поручению XXVII съезда на этот счет разрабатываются соответствующие предложения.

Что тут надо сказать? Существующий механизм избирательной системы обеспечивает представительство всех слоев населения в выборных органах власти. В нынешних Советах на всех уровнях представлены рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция, женщины и мужчины, ветераны и молодежь, все нации и народности страны. Выборные органы отражают социально-профессиональную и национальную структуру советского общества, многообразие интересов всего населения. И само по себе - это огромное достижение социалистической демократии.

Но, как и все политические, экономические, социальные институты, избирательная система не может находиться в застывшем состоянии, быть в стороне от перестройки, от развивающихся в обществе новых процессов.

В чем суть предложений и пожеланий трудящихся по этим вопросам, которые поступают в Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, в другие центральные органы и средства массовой информации?

В политическом плане речь идет об углублении демократизма избирательной системы, о более эффективном и реальном участии избирателей на всех стадиях предвыборной и выборной кампаний.

В конкретном плане большинство предложений сводится к тому, чтобы на собраниях избирателей в трудовых коллективах и по месту жительства, а также на предвыборных совещаниях обсуждалось, как правило, несколько кандидатур, а выборы проходили по более крупным избирательным округам, от каждого из которых избиралось бы по нескольку депутатов. Товарищи полагают, что это позволит каждому гражданину выразить свое отношение к более широкому кругу кандидатов, а партийным и советским органам -- лучше знать настроения и волю населения.

Откликаясь на эти пожелания, мы должны по-новому взглянуть на организацию самих выборов, на практику выдвижения и обсуждения кандидатов в народные депутаты. Надо избавить процедуру голосования от формализма, позаботиться о том, чтобы избирательная кампания уже в этом году прошла в обстановке более широкого демократизма, заинтересованного участия людей в этом процессе.

Что же касается законодательного акта о внесении коррективов в избирательную систему, то его проект полезно было бы предварительно опубликовать для всенародного обсуждения.

Реализация этих предложений явилась бы первым важным шагом по пути дальнейшей демократизации процесса формирования и функционирования органов государственной власти. Но, очевидно, нужно обдумать и более глубокие перемены, дальнейшие шаги в этом направлении. С учетом накопленного опыта и новых задач необходимо еще раз самым тщательным образом вникнуть в ленинское наследие по вопросам советского государственного строительства, использовать его в решении задач, вставших перед обществом сегодня.

Вполне естественно, что в общем русле дальнейшей демократизации советского общества надо рассматривать и вопросы расширения внутрипартийной демократии.

На XXVII съезде при внесении изменений и дополнений к Уставу КПСС, как известно, был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. Эту работу следует продолжить. Представляется целесообразным посоветоваться относительно совершенствования механизма формирования руководящих партийных органов.

По этому поводу в ЦК поступило много различных предложений. Позвольте доложить выводы, которые сделаны на основе обобщения этих предложений.

Прежде всего о формировании выборных органов в первичной парторганизации. Смысл большинства предложений на этот счет - в том, чтобы дать полный простор волеизъявлению всех без исключения коммунистов при выборах секретарей партийных бюро и партийных комитетов, в повышении их ответственности перед теми, кто их избирает.

Есть необходимость подумать и об изменении порядка избрания секретарей райкомов, окружкомов, горкомов, обкомов, крайкомов партии, Центральных Комитетов компартий союзных республик. Здесь, как предлагают товарищи, можно пойти на то, чтобы секретари, в том числе и первые, избирались тайным голосованием на пленумах соответствующих партийных комитетов. Члены партийного комитета имели бы при этом право вносить в список для голосования любое количество кандидатур. Такая мера должна серьезно повысить ответственность секретарей перед избравшими их партийными комитетами и прибавить им уверенности в работе, позволит точнее определить меру их авторитета.

Разумеется, в партии должен оставаться незыблемым уставной принцип, согласно которому решения вышестоящих органов являются обязательными для всех нижестоящих партийных комитетов, в том числе и решения по кадровым вопросам.

По мнению Политбюро, дальнейшая демократизация должна касаться и формирования центральных руководящих органов партии. Думаю, это вполне логично. Логично, видимо, было бы демократизировать выборы руководящих органов и в других общественных организациях.

Полагаю, товарищи, вы согласитесь с тем, что все эти меры укрепят основы демократического централизма в жизни партии, будут содействовать упрочению единства и сплоченности партийных рядов, повышению дисциплины и ответственности, активности каждого коммуниста, всех партийных организаций, партии в целом.

Возможно, возникнут вопросы: а не усложним ли мы процедуру формирования выборных органов партии, насколько все это оправдано и в какой мере поможет делу?

Начиная с апрельского Пленума ЦК мы постоянно подчеркиваем, что накопившиеся в обществе проблемы в значительной мере связаны с недостатками в деятельности самой партии, в ее кадровой политике. Политбюро считает, что дальнейшая демократизация процесса формирования выборных органов - одно из важных условий повышения жизнедеятельности партии, притока свежих сил, активной работы партийных организаций, гарантия от повторения ошибок прошлого.

Выборы в партии - не формальный акт, и мы должны подойти к их подготовке обдуманно, в духе высокой ответственности, исходя из интересов партии и общества.

Демократизация общества по-новому ставит и вопрос о контроле за тем, как работают партийные, советские и хозяйственные органы, их кадры. Что касается контроля "сверху", то здесь, как вы знаете, в последнее время произошли заметные перемены. Уходят в прошлое своего рода "запретные зоны" для критики и контроля. На заседаниях Политбюро и Секретариата ЦК регулярно заслушиваются отчеты ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, глубоко и всесторонне рассматриваются другие принципиальные вопросы жизни партии и общества.

Значительно требовательнее по отношению к министерствам и ведомствам, советам министров союзных республик стали Совет Министров СССР и его Президиум.

Хотя, скажу откровенно, Политбюро, Секретариату ЦК и правительству в этом направлении предстоит еще многое сделать. Нам все еще приходится возвращаться к одному и тому же вопросу по нескольку раз, принимать дополнительные меры к его решению. Это, в частности, наглядно показало обсуждение на последнем заседании Политбюро хода выполнения постановлений ЦК и Совмина СССР по ускорению развития машиностроения. Мы принимаем нужные решения, но, как и прежде, не реализуем их полностью в установленные сроки. Происходит это и потому, что многие еще не освободились от груза старых привычек, безответственного отношения к своим обязанностям. Слаба дисциплина. Далеко не все руководители следуют принципу единства слова и дела, иные больше говорят, чем работают. Из этого нам предстоит сделать самые серьезные выводы.

Но при всей важности контроля "сверху" принципиальное значение в условиях демократизации общества имеет повышение уровня и эффективности контроля "снизу", с тем чтобы каждый руководитель, каждое должностное лицо постоянно чувствовали свою ответственность и зависимость от избирателей, трудовых коллективов, общественных организаций, от партии и народа в целом. Главное здесь - создать и укрепить все инструменты и формы реального контроля, идущего от людей труда.

Какие инструменты и формы я имею в виду?

Прежде всего - отчетность. Настало время неукоснительно соблюдать правила систематической отчетности всех избираемых и назначаемых должностных лиц перед трудовыми коллективами и населением. Необходимо, чтобы каждый такой отчет сопровождался живым и принципиальным обсуждением, критикой и самокритикой, деловыми предложениями и завершался оценкой деятельности того, кто отчитывается.

Это и будет выполнением на деле ленинского требования, чтобы работа выборных органов, руководителей была открытой для всех, делалась на виду у массы. Если мы добьемся такого контроля, то можно не сомневаться, что исчезнут многие причины для жалоб и обращений в вышестоящие организации, большинство поднимаемых в них вопросов будет решаться на месте. В условиях широкого демократизма люди сами наведут порядок в своем коллективе, в городе или на селе.

Огромными возможностями для контроля располагают Советы народных депутатов, профсоюзные и другие общественные организации. В Верховных и местных Советах нужно укрепить демократические принципы работы сессий, постоянных комиссий и депутатов, повысить действенность регулярной отчетности должностных лиц перед Советами, практики депутатских запросов. Такой подход еще более упрочит в массах авторитет органов народной власти.

Совершенствуя контроль, надо безотлагательно упорядочить всякого рода проверки и инспекции, которые сейчас буквально лавиной обрушиваются на предприятия, учреждения и организации, отвлекают людей от дела, вносят нервозность в работу. Практическая польза от них, как правило, мизерная. Вопросы это не новые, говорилось и писалось о них не раз. Но дело пока не изменилось. Видимо, Секретариату ЦК партии и Президиуму Совета Министров СССР надо навести здесь надлежащий порядок, пойти по пути качества, а не количества проверок.

Оздоровляя общественную атмосферу, необходимо и дальше развивать гласность. Это мощный рычаг улучшения работы на всех участках нашего строительства, действенная форма всенародного контроля. Хорошее подтверждение тому - опыт, накопленный после апрельского Пленума ЦК.

Очевидно, настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность. Они должны обеспечить максимальную открытость в деятельности государственных и общественных организаций, давать трудящимся реальную возможность высказывать свое мнение по любому вопросу общественной жизни.

Испытанным инструментом социалистической демократии является критика и самокритика. Против этого, кажется, нет открытых возражений. Однако в жизни мы сталкиваемся с фактами, свидетельствующими о том, что необходимость поддержки критического настроя в обществе осознана далеко не всеми. Дело доходит подчас до того, что иные работники даже малейшие замечания расценивают как покушение на свой престиж и защищают его всеми возможными средствами. Появились и более искушенные. Они признают справедливость критики, даже благодарят за нее, но не торопятся устранять недостатки, рассчитывая, что все пойдет с рук, как сходило раньше.

Такое отношение к критике не имеет ничего общего с нашими принципами и моралью. А на нынешнем этапе, когда мы утверждаем новые подходы в социально-политической жизни, духовной сфере, значение критики и самокритики неизмеримо возрастает. Отношение к критике - это важный критерий отношения человека к перестройке, ко всему новому, что происходит в обществе.

И тут нельзя не сказать с сожалением о том, что мы продолжаем сталкиваться не только с неприятием критики, но и с фактами преследований за нее, прямого зажима критических выступлений. Нередко это приобретает такие размеры и масштабы, происходит в таких формах, что Центральному Комитету приходится вмешиваться, чтобы восстановить истину и справедливость, поддержать честных людей, болеющих за интересы дела. Мне уже приходилось говорить по этому вопросу, но дело поправляется медленно. Возьмите выступления центральной прессы только за январь и вы увидите, что гонения за критику - отнюдь не редкое явление.

В этой связи следует поддержать усилия средств массовой информации по развитию критики и самокритики в нашем обществе. Советские люди по достоинству оценили их позицию в борьбе за перестройку. Более 14 миллионов новых читателей прибавилось у центральных газет и журналов, многомиллионные аудитории собирают передачи Центрального телевидения на злободневные темы. Людей привлекают смелость и глубина постановки актуальных проблем, касающихся ускорения социально-экономического развития страны, затрагивающих самые различные стороны жизни общества.

Партия полагает, что выступления средств массовой информации будут и впредь отличаться глубиной и объективностью, высокой гражданской ответственностью.

Можно сказать и о положительных переменах, происходящих в республиканских и местных изданиях. Но далеко не все из них по-настоящему еще включились в перестройку, им не хватает принципиальности и смелости в постановке вопросов, критического отношения к недостаткам. Многие партийные комитеты не всегда по-настоящему используют средства информации - этот мощный рычаг перестройки, а кое-где и продолжают сковывать их деятельность.

Рассчитывая и впредь на принципиальную и конструктивную критику недостатков и упущений, партия вместе с тем ждет от средств массовой информации более широкого показа опыта работы трудовых коллективов, партийных, советских: и хозяйственных* органов, общественных организаций, руководящих кадров в условиях перестройки. Нам очень нужны ответы на многие животрепещущие вопросы, которые поставила и, я думаю, еще поставит перестройка. Нам надо помочь всем быстрее перестроиться на деле в духе времени. Вот эту, как говорил В.И.Ленин, организаторскую функцию прессы изо дня в день надо усиливать, учиться на деле быть коллективным агитатором, пропагандистом и организатором масс.

И еще по одному вопросу должна быть ясность. Мы говорим - в советском обществе не должно быть зон, закрытых для критики. Это в полной мере относится и к средствам массовой информации.

Товарищи!

Подлинная демократия не существует вне закона и над законом. XXVII съезд партии определил главные направления развития нашего законодательства и укрепления правопорядка. В текущем пятилетии предстоит провести большую работу по подготовке и принятию новых законов, связанных с развитием экономики, социальной сферы и культуры, социалистического самоуправления народа, расширением гарантий прав и свобод граждан.

Политбюро поддержало предложение о разработке в ближайшее время нового уголовного законодательства. Поставлена задача, чтобы оно полнее отвечало современным условиям развития советского общества, более эффективно защищало интересы и права граждан, вело к укреплению дисциплины и правопорядка. Нам надо продумать и принять меры по повышению роли и авторитета советского суда, строгому соблюдению принципа независимости судей, решительному усилению прокурорского надзора, совершенствованию работы следственных органов.

Подготовлен и скоро будет представлен на обсуждение законопроект о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права гражданина. Намечены дополнительные шаги по улучшению работы государственного арбитража, расширению правовой пропаганды.

Когда мы говорим о демократизации советского общества - а это для нас вопрос принципиальный, - уместно еще раз подчеркнуть главную, определяющую черту социалистического демократизма. Я имею в виду органичное сочетание демократии и дисциплины, самостоятельности и ответственности, прав и обязанностей должностных лиц, каждого гражданина.

Социалистическая демократия не имеет ничего общего с вседозволенностью, безответственностью, анархией. Подлинная демократия служит каждому человеку, защищая его политические и социальные права, одновременно она служит каждому коллективу и обществу в целом, отстаивая их интересы.

Демократизация всех сфер жизни советского общества важна прежде всего потому, что с ней мы связываем дальнейшее развитие инициативы трудящихся, раскрытие всего потенциала социалистического строя. Она нужна для того, чтобы двигаться вперед, чтобы в обществе крепла законность и торжествовала справедливость, чтобы утверждалась такая нравственная атмосфера, в которой человек свободно живет и плодотворно трудится.

Товарищи!

Хорошо известно, что действенность подлинной демократии зависит от того, насколько она исходит из интересов широких масс, опирается на них, поддерживается всеми слоями и группами общества. И в этом плане задачи перестройки требуют еще раз проанализировать наши резервы и возможности по дальнейшему расширению социальной базы демократии. Жизненность такой постановки вопроса очевидна.

Весь наш опыт учит, что в переломное время, решая самые трудные, самые смелые задачи, партия неизменно обращалась к комсомолу, к молодежи, к их энтузиазму и преданности делу социализма, непримиримости к застою, приверженности прогрессивному. И сегодня, когда мы говорим о необходимости демократических перемен, о расширении реального участия народа в решении задач перестройки, вопрос о позиции молодого поколения приобретает огромное политическое значение.

Хотелось бы на Пленуме повторить еще раз: мы можем гордиться нашей молодежью, воздаем ее труду должное - это и фактически верно, и политически правильно. Но время требует от каждого еще большей энергии. И, конечно же, молодежь, заинтересованная в перестройке, должна действовать активнее. Ей жить и работать в обновленном обществе. Партийные организации, их комитеты, комсомол должны раскрыть перед молодым поколением перспективу, сделать так, чтобы молодежь на деле стала энергичным участником перемен, С этих позиций надо подходить и к подготовке очередного съезда ВЛКСМ.

В работе с комсомолом нам надо усилить внимание к трудовой, идейно-политической и нравственной закалке, быстрее и решительнее освобождаться от всего ненужного в работе с молодежью, прежде всего от назидательного тона и администрирования. Да, это все есть, и об этом следует сказать.

И чем бы это ни объяснялось - неверием в разумность и зрелость общественных устремлений и поступков молодых людей, простой перестраховкой или желанием облегчить своим детям жизненные тяготы, - с такой позицией никак нельзя согласиться.

Нет, товарищи, другого реального пути для становления личности, формирования гражданской позиции молодого человека, кроме его реального включения во все общественные дела. Отсутствие конкретного опыта ничем не может быть заменено. Вот почему важно изменить сложившееся положение. Что я имею в виду?

Это прежде всего - больше доверия молодежи, сочетающего умелую помощь и свободу товарищеской критики ошибок, больше самостоятельности в организации труда, учебы, быта, досуга и больше ответственности за свои дела и поступки. А это предполагает и право на участие в руководстве обществом на всех уровнях.

Важное направление демократизации общественной жизни - выдвижение на руководящую работу беспартийных товарищей. Это принципиальный вопрос. В политическом и деловом росте передового рабочего, крестьянина, инженера, научного сотрудника, врача, учителя, работника сферы обслуживания, в постоянном выявлении и выдвижении талантов из народа - одна из прочных гарантий здоровья и прогресса социалистического общества.

Иногда приходится встречаться с такой точкой зрения: вопрос о выдвижении беспартийных, мол, устарел, поскольку сейчас в КПСС более 19 миллионов человек. Думаю, это ошибочное суждение. Исходить из него - значит деформировать отношения партии с массами, да и, прямо скажем, ущемлять конституционные права гражданка тем самым ограничивать и кадровые возможности. У нас было и сейчас есть немало замечательных примеров плодотворной деятельности на руководящих постах беспартийных товарищей. Они возглавляют заводы и фабрики, колхозы и совхозы, строительные организации, научные и педагогические коллективы, инженерные службы, активно ведут общественную работу.

Открытый отбор людей на выдвижение - и среди коммунистов, и среди беспартийных - будет отвечать задачам демократизации, привлечению широких масс трудящихся к управлению.

В этом же плане стоит и вопрос о более широком выдвижении на руководящую работу женщин. Сейчас на партийных, государственных постах, в науке, здравоохранении, образовании, культуре, в легкой промышленности, торговле, бытовом обслуживании работает много женщин, и работает успешно. Сегодня страна нуждается в том, чтобы в управление экономикой, культурой в союзном и республиканском масштабах они вовлекались еще активнее. Такие возможности у нас есть. Надо только оказать женщинам доверие и поддержку.

Товарищи! Нет ни одного принципиального вопроса, который мы могли бы, как в прошлом, так и сейчас, решить без учета того, что живем в многонациональной стране. Вряд ли нужно доказывать важность социалистических основ в развитии национальных отношений. Именно социализм покончил с национальным гнетом и неравноправием, с каким бы то ни было ущемлением прав людей по национальным мотивам, обеспечил экономический и духовный прогресс всех наций и народностей. Словом, успехи национальной политики нашей партии бесспорны, и мы по праву гордимся ими.

Но мы обязаны видеть реальную картину и перспективу развития национальных отношений. Сегодня, когда расширяются демократия и самоуправление, когда идет быстрый рост национального самосознания всех наций и народностей, углубляются процессы интернационализации, особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих вопросов на единственно возможной основе - в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах их дальнейшего сближения, в интересах всего общества.

И в этой связи нельзя не сказать, что негативные явления и деформации, с которыми мы повели борьбу, проявились ив сфере национальных отношений. Нет-нет да и дают себя знать проявления местничества, тенденции к национальной замкнутости, настроения национального чванства и даже инциденты, подобные тем, что совсем недавно произошли в Алма-Ате.

События в Алма-Ате и то, что им предшествовало, требуют серьезного анализа, принципиальной оценки. Во всем этом еще предстоит внимательно разобраться. Но уже сегодня ясно: то, что произошло, должно заставить не только коммунистов Казахстана, но и все партийные организации, их комитеты повернуться лицом к проблемам дальнейшего развития национальных отношении, усиления интернационального воспитания. Особенно важно уберечь от разлагающего влияния национализма подрастающее поколение.

В.И.Ленин учил "уметь быть... интернационалистом на деле" [5], и наш долг - не прерывать эту учебу.

Весь наш опыт показывает: националистическим поветриям может быть успешно противопоставлен только последовательный, выдержанный интернационализм. Все, что сделано нами, сделано общим трудом. Если в одном регионе добывается нефть, то другой шлет ему хлеб. Те, кто выращивает хлопок, получают машины. В каждой тонне хлеба, в каждом грамме золота, каждой тонне хлопка, угля, нефти, в каждой машине - от простейшей до уникальной - частица труда всего советского народа, всей страны, всего нашего многонационального Союза.

Вся атмосфера нашей жизни и совместного труда, семья и школа, армия, культура, литература и искусство призваны формировать и воспитывать у советских людей всех национальностей, и в первую очередь у людей молодых, самые благородные чувства - чувства интернационализма и советского патриотизма.

Необходимо в духе ленинских требований, в духе установок XXVII съезда твердо вести линию на то, чтобы в партийных, государственных, хозяйственных органах, в том числе на союзном уровне, были представлены все нации и народности страны, чтобы состав руководящих кадров наиболее полно отражал ее национальную структуру.

Разумеется, речь идет не о механическом распределении мест и должностей по национальному признаку - это означало бы вульгаризацию самой идеи интернационализма. Политические, деловые, нравственные качества - вот что определяет во всех случаях облик работника. Нельзя упускать из виду и особую деликатность национальных аспектов той или иной проблемы, народные традиции в образе жизни, в психологии и поведении людей. Все это нужно учитывать самым тщательным образом.

Должен, товарищи, сказать, что некоторые руководители к решению вопросов, связанных с межнациональными отношениями, подходят иной раз без должной ответственности.

Время от времени возникают недоразумения в отношениях между соседними районами или областями разных республик. Порой они выливаются в споры, перерастающие даже в тяжбы, а руководители партийных и Советских органов, вместо того чтобы упредить или погасить страсти, уходят от принципиальных решений. Политическим работникам надо умело действовать в таких ситуациях, охлаждать нездоровые эмоции.

В большом долгу перед практикой национальных отношений находится наша теоретическая мысль. Я имею в виду явно недостаточную проработку вопросов национальной политики, соответствующей современному этапу развития страны. Ведь это же - факт, товарищи, что вместо объективных исследований реальных явлений в сфере национальных отношений, анализа действительных социально-экономических и духовных процессов - очень непростых и противоречивых в своей сущности - некоторые наши обществоведы долгое время предпочитали создавать трактаты "заздравного" характера, напоминающие порой больше прекраснодушные тосты, чем серьезные научные исследования.

Надо признать, что ошибки, допускавшиеся в области национальных отношений, их проявления оставались в тени и говорить о них было не принято. Это привело к отрицательным последствиям, с которыми сейчас приходится иметь дело.

На XXVII съезде мы подчеркнули незыблемость идущей от В.И.Ленина традиции нашей партии: проявлять особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается развития национальных отношений, затрагивает интересы каждой нации и народности, национальные чувства людей, своевременно разрешать возникающие в этой сфере вопросы.

В традициях большевизма - принципиальная борьба против любых проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма, местничества, сионизма и антисемитизма, в каких бы формах они ни выступали. Нам надо постоянно помнить, что национализм и пролетарский интернационализм - это две противоположные политики, два противоположных мировоззрения.

Исходя из этих позиций, мы будем тверды и принципиальны. Национальные чувства людей заслуживают уважения, их нельзя игнорировать, но с ними нельзя и заигрывать. Пусть те, кто хотел бы поиграть на националистических или шовинистических предрассудках, не питают на этот счет никаких иллюзий и не ждут послаблений.

Принципы, товарищи, потому и есть принципы, что ими нельзя поступаться. Несомненно, такая позиция, позиция принципиальная, ленинская, будет поддержана всей партией, всем многонациональным советским народом.

Далее: Кадровая политика в условиях Перестройки

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос