Установление патриаршества

Дата публикации или обновления 01.04.2015

Установление патриаршества в России.

В правление Иоанна Грозного Россия стала царством. По мудрому совету святителя Макария, митрополита Московского, Иоанн Грозный стал первым русским царем, который венчался на царство. Пришло время великому государству иметь самостоятельного высшего главу Церкви - Патриарха.

Царствовавший с 1584 г. благочестивый государь Феодор Иоаннович, по словам церковного историка архиепископа Филарета, желал почтить патриаршим саном митрополита всея России в надежде «найти в русском Патриархе защиту православию, угнетенному на Востоке игом мусульманства, а с Запада теснимому папизмом.

Между тем, Господь творил Свое. Он готовил в Патриархе защиту России на близкое время скорбей, которых еще не видели люди. Патриаршество явилось в Церкви русской в такое именно время, когда власть Патриарха всего более могла быть полезной для Церкви и Отечества,... страшное время самозванцев, когда в волнах безначалия и чужеземной власти совсем готова была погибнуть Россия и когда личность Патриарха, пользовавшегося самым высоким уважением в России, почти одна направляла действия народа к спасению России» (Граф М.В. Толстой «Рассказы из истории Русской Церкви»).

Патриаршество явилось промыслительно устроенным орудием руководства Русской Церковью в чрезвычайных обстоятельствах XVII столетия, орудием борьбы Церкви за душу русского народа, и не только русского. По свидетельству константинопольского Патриарха Иеремии - главного участника учреждения патриаршества в России, - «так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим - Константинополь - находится в обладании у безбожных турок, то ...великое Российское царство - третий Рим - превзошло благочестием все прежние царства, они соединились в одно ...царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царем во всей вселенной; поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию Промыслу, молитвами чудотворцев русских и по ...царскому прошению у Бога и ...совету исполняется», дабы иметь попечение обо всем Вселенском Православии.

Как пишет современный исследователь истории Церкви протоиерей Лев Лебедев, «за титулом "Патриарх" в том периоде истории стоит нечто большее, чем просто титул предстоятеля Церкви. Мы явно имеем дело с неким особым духовно-историческим институтом, с чем-то внутренне цельным, обусловленным в своем возникновении, существовании и образе служения какими-то едиными духовно-историческими причинами и обстоятельствами. Патриаршество учреждается в России, поскольку она стала православным царством, "третьим Римом", к которому как бы перешли теперь честь и значение "Рима первого" и "Рима второго", то есть мировой православной державы.... Основной задачей такой державы и патриаршества в ней является хранение православия.

Православие - это не только сумма догматических и иных вероучительных представлений, ...это определенный образ жизни во Христе, ярче всего выражающийся в идеалах Святой Руси, как она исторически сложилась. ...Свидетельство о том, что в земных условиях бытия подлинно христианская жизнь возможна не только для отдельного человека, но для целого государства, общества - вот что несла в себе Россия, вот что призваны были беречь и защищать русские цари и Патриархи».

Символически эта идея отразилась в гербе государства Российского, старом римско-византийском орле, увенчанном на Руси тремя коронами во образ Пресвятой Троицы (по позднейшей трактовке конца XIX в. - символ единства восточных славян: великорусов, украинцев и белорусов), который образно выражал понятие триединства Русского государства - «Православие, Самодержавие, Народность»: тело орла - народ, две головы -две власти, духовная и гражданская, патриаршая и царская. «Видим, что в христианском обществе двоякая власть, - читаем у свт. Тихона Воронежского, - гражданская и духовная; гражданская власть управляет внешние дела, духовная власть назирает то, что касается до внутреннего духовного состояния». Единство целей и действий этих двух ветвей власти возможно осуществлять во Христе и Его Церкви. Православные государи и Патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный есть образ Христа в служении царском, а Патриарх есть образ Христа в служении Первосвященника.

По словам того же о. Льва Лебедева, Промыслом Божиим «русское патриаршество было устроено как средство сохранения духовной цельности России в обстановке начинающейся секуляризации (обмирщения) жизни части народа. ...И в силу идей, заложенных в русском патриаршестве, и по особому Божию промыслу на патриаршество поставлялись люди, способные обеспечивать эту цельность, почему и сами они оказались духовно едиными в образе правления Церковью.

И пока патриаршество сохранялось, сохранялась, несмотря на все внутренние трещины, и цельность православной России. Полностью расколоть эту цельность оказалось возможным только упразднив патриаршество как институт, причем упразднив волей законного царя», как усердием законного царя оно было установлено.

В начало

336x280
Православный интернет-магазин
 
Rambler's Top100