Соприкосновение с Божественным присутствием

Дата публикации или обновления 19.11.2017
  • К оглавлению: Проповеди Патриарха Кирилла
  • К оглавлению: Журнал Московской Патриархии
  • К оглавлению: Обзор православной прессы

  • Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 4 декабря 2013 г.


    Сегодня мы празднуем один из двунадесятых праздников — праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Событие, которое легло в основу этого празднования, связано с земной жизнью Матери Божией — Девы Марии. В самом этом событии есть что-то связанное с обычной жизнью тогдашних людей и нечто, что связано с присутствием Божиим в человеческой жизни. Был такой обычай у иудеев: каждого мальчика-первенца посвящали Богу. Ничего подобного не происходило, когда рождалась девочка, но иногда благочестивые родители желали посвятить своего ребенка Богу.

    У Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, долго не было детей, и когда родилась девочка, они восприняли это как милость Божию, как некое чудо. Исполняя обет, данный Богу, они решили посвятить Ее служению при Иерусалимском храме — всё в соответствии с традицией, с обычаем. А вот дальше происходит нечто, что выходит из ряда этих обычных событий. У Храма девочку встречает первосвященник. Это действительно нечто необычное, странное. Первосвященник, глава ветхозаветной Церкви — с какой стати он должен был встречать неизвестного ему ребенка? И затем произошло нечто особенное. Младенец Мария, в трехлетнем возрасте взбирается Сама, без посторонней помощи, по пятнадцати ступеням, ведущим к Храму.

    Затем снова происходит нечто необычное. Первосвященник, который Ее сопровождает, вводит Ее туда, куда нельзя было вводить никого из мирян и даже священников. Сам первосвященник только один раз в году входил в это место, где хранились великие святыни ветхозаветной Церкви, напоминавшие о самых важных событиях в жизни народа; и вот туда он вводит Младенца Марию. Все эти события можно разделить на три важных этапа, и за каждым из них стоят люди. Первый — это посвящение Девы Марии Богу. Кто стоит за этим событием, за этим решением? Ее родители.

    Затем первосвященник, наставник народа, открывает свои объятия Младенцу, он вводит Ее во святая святых. Ну и наконец, Сама Дева Мария, взбирающаяся по этим пятнадцати огромным ступеням. За этим событием — только Она, и никто другой. Трудно было идти такому маленькому ребенку, но Мария шла, и за этим событием — Ее воля, Ее произволение, Ее жертва.

    Вот так и в нашей жизни. Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека — они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Какая же огромная ответственность лежит на родителях! Мы знаем, что родители, старшее поколение нередко негодуют по поводу молодого поколения, видя в нем много неприемлемого, ошибочного, опасного.

    Иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда же берется это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из молодых людей, нередко совершающих очень постыдные поступки, есть родители; и разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность мы возлагаем на того, который совершает какое-то противное Богу или людям деяние, показываем на него пальцем, подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители. Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в Храм, а могли не привести.

    Вот так и сегодня, и всегда на протяжении всей истории родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность пред Богом, пред людьми, пред обществом за поведение своих детей. Ну и наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во святая святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью, которая источалась от священных предметов из Священной истории. Но он это сделал.

    Сегодня старшее поколение, в том числе педагоги в школе, преподаватели и профессора в университетах и институтах, нередко сетуют на то, какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником для младшего? И разве молодежь может быть другой, если она взирает на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни? Если молодежь смотрит фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу общества? Мы удивляемся жестокости в молодежной среде. А как же не быть жестоким, когда главный герой сегодня творит дела жестокости?

    Мы удивляемся, когда молодые люди употребляют наркотики и уходят из этого мира. Как же мы не удивляемся, что весь виртуальный мир, созданный взрослыми, способствует тому, чтобы человек разрывал свою связь с реальностью и уходил из настоящего мира!? Наставники — а это всё старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и на сердца людей, педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов, — несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти. Ну и наконец, личный фактор.

    Ведь Младенец Мария Сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребенку в три года преодолеть практически невозможно. Наверное, это требовало огромной целеустремленности, силы воли, способности терпеть — и Она это сделала. Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь несет в первую очередь сам человек. Как он идет по ступеням жизни? Младенцу было трудно подниматься. Нам тяжело подниматься, нам тяжело расти, нам тяжело нравственно, интеллектуально, духовно, эстетически себя воспитывать, потому что всё это требует усилий.

    Гораздо легче катиться вниз, падать в пропасть, особенно если тебя манит то, что создается людьми в виде псевдокультуры. Когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, псевдоидеалы и псевдоценности, нужна сила личности, чтобы подниматься вверх, несмотря ни на что. И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что нужно идти вверх.

    Как важно, чтобы рядом были наставники, которые во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца. И, наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием. Тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, независимым от многих соблазнов и греховных притяжений. Он становится способным подниматься вверх, на самую вершину — туда, где дверь к Царствию Божиему.

    Вот эта история с Богоматерью, история Ее родителей, история первосвященника, история трехлетнего Младенца, карабкающегося по огромным ступеням древнего Храма, — какой прекрасный образ, помогающий нам понять, что мы должны делать и как мы должны поступать, чтобы каждое последующее поколение людей достигало подлинной цели человеческого бытия.


    Источник материала: Журнал Московской Патриархии, № 12, декабрь 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100