Патриарх Иоасаф I

Дата публикации или обновления 01.04.2016
  • К оглавлению: Патриархи Всея Руси

  • Патриарх Иоасаф I

    Патриарх Филарет при своей жизни указал и благословил себе преемника - архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа. В 1634 году Иоасаф был возведен на кафедру Московского Патриарха. Он происходил из боярского рода, постригся в Соловецком монастыре и прежде получения псковской кафедры был архимандритом Псково-Печерского монастыря (1621-1627 гг.). Это был человек благочестивый и смиренный, но нерешительный и уступчивый, «во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю недерзновенен», как говорили о нем современники. Извещая восточных Патриархов о его избрании, царь Михаил Феодорович называл Иоасафа «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели». Патриарх Иоасаф не имел при дворе такого влияния, как его предшественник. Он стал именоваться более скромным титулом «Великий господин», а не «Великий Государь», как Патриарх Филарет. Имя Патриарха не значилось, как это было раньше, рядом с именем царя в актах государственных и даже в церковных, исходящих лично от царя Михаила Феодоровича. Патриарх сознательно стремился ограничить свою деятельность сферой чисто церковных интересов. Новые отношения между высшей церковной властью и властью государственной были сформулированы в патриаршем послании к царю в связи с конфликтом Михаила Феодоровича и крымского хана, когда встал вопрос о войне: «Наш долг молить Бога, Пречистую Богородицу и святителей Московских... о твоем многолетнем здравии и твоего семейства. А о том, что чинить крымцам за мучение твоих людей, нам, твоим богомольцам, не пристойно написать такого ответа, чтобы учинить воздаяние. Разсудить об отмщении врагам и что учинить им - дело, государь, твое и твоих бояр и ближних людей, а не нас, твоих государевых богомольцев. Нам, богомольцам, прилично лишь напоминать тебе, как царю и владыке».

    Много, усердно и с большой пользой потрудился Патриарх Иоасаф I в деле водворения порядка в церковно-нравственной жизни общества, и особенно духовенства. С этой целью он усиливает надзор за духовенством и делает постоянные напоминания поповским старостам об их обязанностях тщательно смотреть за благочинием, чтобы уничтожить небрежность в совершении богослужения, неприличное поведение духовенства и мирян (особенно нищих) в храме, вооружается против бесчинств в тех монастырях, где «уйму прежь сего не бывало». В 1636 году он издал «Память», в которой тщательно расписал порядок богослужения и правила для участвующих в нем клириков и мирян. В «Памяти», которую все старосты поповские должны были иметь у себя в списках и огласить всем принтам, Патриарх указывал, чтобы «иереи и дьяконы жили благочинно и исправляли свои обязанности тщательно, пение и чтение в храмах совершали согласно с церковными правилами, чтобы миряне вели себя в храмах благочинно, чтобы все службы церковные совершались своевременно и на них читались бы Евангелие учительное и поучение из Прологов, чтобы иереи учили своих духовных чад страху Божию и наставляли их, как следует молиться, как проводить праздники по-христиански; чтобы исправляли в народе злые нравы и обычаи». Чтобы прекратить разноречивые толки и время от времени возникающие раздоры архиереев и монастырских настоятелей из-за мест на соборных заседаниях или при соборном служении, Патриарх Иоасаф I напечатал «Лествицу властем» (1635 или 1636 г.), где определялось сравнительное иерархическое достоинство прибывавших в Москву на церковные Соборы архиереев и настоятелей 46 важнейших монастырей. Продолжая издательские труды своих предшественников, Патриарх Иоасаф произвел большую работу по сличению и исправлению богослужебных книг, к которой привлек ученых иноков и белое духовенство, «житием воздержательных и крепкожительных, грамоте гораздых»; почти вдвое он увеличил количество печатных станков в типографии.

    Патриарх Иоасаф имел особое благоволение к месту своего пострижения - Соловецкому монастырю. Он щедро одаривал его церковными облачениями, богослужебными книгами, деньгами. Содействием Святейшего Патриарха в 1634 году в память о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери был основан Оранский Богородицкий монастырь в Нижегородской губернии. Вообще за недолгое время правления Патриарха Иоасафа I было основано три монастыря и восстановлено пять закрытых до него. Патриарх Иоасаф I управлял Русской Церковью около семи лет, оставив о себе память доброго и кроткого пастыря. Скончался 28 ноября 1640 года и был погребен в Московском Успенском соборе.

    В начало

     
    Rambler's Top100