Патриарх Филарет

Дата публикации или обновления 01.04.2016
  • Патриарх Иов
  • Патриарх Гермоген
  • Патриарх Филарет
  • Патриарх Иоасаф I
  • Патриарх Иосиф
  • Патриарх Никон
  • Патриарх Иоасаф II
  • Патриарх Питирим
  • Патриарх Иоаким
  • Патриарх Адриан
  • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
  • Патриарх Сергий
  • Патриарх Алексий I
  • Патриарх Пимен
  • Патриарх Алексий II
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Патриарх Филарет


    Патриарх Филарет

    24 июня 1619 года, после семилетнего периода так называемого «межпатриаршества», на первосвятительскую кафедру был возведен митрополит Филарет. Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) родился около 1553 года, принадлежал к одному из видных боярских родов, был родственником Иоанна Грозного (сыном боярина Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, родного брата первой супруги Иоанна Грозного царицы Анастасии Романовны). Его отец Никита Романович стяжал себе добрую славу в Москве: народ видел в нем заступника перед грозным царем Иоанном IV. Родство с царской семьей и личные качества остроумного, ловкого и красивого Феодора Никитича дали ему почетное место в государстве. При царе Феодоре Иоанновиче он был членом боярской думы, наместником Новгорода и Пскова и воеводой; умирая бездетным, Феодор Иоаннович сделал его своим душеприказчиком. Борис Годунов, вступив на царство, сначала относился к нему, по-видимому, почтительно, но, опасаясь его как законного претендента на престол, скоро сослал в монастырь св. Антония Сийского под Холмогорами в Архангельской губернии. Здесь он насильственно был пострижен в монахи и по повелению царя содержался в строгом «бережении», так что ни с кем не должен был говорить и переписываться; кроме того, он терпел крайние притеснения от пристава, думавшего угодить царю строгостью своих действий. Там же его посвятили в иеромонаха и архимандрита.

    В 1605 г. архимандрит Филарет был вызван как мнимый родственник к воцарившемуся Лжедмитрию I и рукоположен в митрополита Ростовского. Одновременно с ним были вызваны из Заонежского погоста инокиня Марфа, бывшая его супруга (в миру Ксения Ивановна), и из Белозерской обители сын его Михаил, будущий государь, и поселены в Костроме. По вступлении на престол Василия Шуйского он посылался в Углич для открытия мощей царевича Димитрия.

    Митрополит Филарет показал замечательный пример твердости духа и пастырской любви во время нападения мятежников на Ростов при втором самозванце. Большая часть жителей города удалилась в Ярославль; митрополит Филарет, видя приближение к городу польских отрядов с переяславскими изменниками, заперся с некоторыми верными гражданами в соборной церкви и приготовился к смерти Св. Причащением; двери собора были разбиты, мятежники ворвались, началась резня; митрополит стал было уговаривать их, но его схватили, сняли святительские одежды, надели изодранное польское платье и татарскую шапку и босого с поруганиями отвели в Тушино. Самозванный Димитрий II принял митрополита Филарета ласково и нарек его «Патриархом Московским», якобы как своего родственника, однако держал в плену и строго следил за ним. Авраамий Палицын писал, что тушинцы держали своего «Патриарха» в неволе, «блюли того всегда крепкими сто-рожми и никакоже ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающе». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею, и нехристианский закон не стоят». Через два года он был отбит у мятежников отрядом Скопина-Шуйского.

    Когда в Москве затеяли переговоры с поляками об избрании королевича Владислава на царство, то митрополита Филарета и князя Голицына послали к Сигизмунду III под Смоленск в качестве великих послов от бояр и народа. Здесь они настойчиво требовали от Сигизмунда, чтобы царствовал в Москве не он, а сын его Владислав, и притом не иначе, как приняв, православие, и не уступили королю и тогда, когда из Москвы была прислана к ним от бояр грамота во всем положиться на королевскую волю. Не видя подписи Патриарха Гермогена, они сказали: «Патриарх у нас человек начальный, без Патриарха теперь о таком великом деле советоваться не пригоже, без патриарховых грамот по одним боярским нельзя делать». Раздраженный Сигизмунд вопреки принятым правилам отослал великих послов в Польшу, и здесь продержали их в плену около 8 лет. Один, разлученный с товарищами, митр. Филарет терпел всякие притеснения. Воцарившийся сын его Михаил Феодорович Романов старался облегчить его судьбу; он послал к нему сретенского игумена Ефрема, который и остался при нем, завел переговоры и о его освобождении. Поляки долго не соглашались, так как, имея в плену отца государева, надеялись на большие уступки от русских в свою пользу. Но Филарет писал своему сыну, чтобы ради него не отдавал полякам ни одной пяди русской земли.

    После Деулинского мира, заключенного в 1618 году, Филарет вместе с другими пленниками был освобожден и 14 июня 1619 г. возвратился в Москву. Торжественно и радостно встретили его здесь. «Сотворися, -говорит летописец, - праздник великий пришествия ради его. /.../ Приходили к государю власти-бояре и всем народом московским били челом государю, чтобы он упросил Филарета быть Патриархом, а освященный собор иерархов заявил царю, что опричь Филарета Никитича Патриархом быть некому». Это же было искренним и давним желанием самого государя. 24 июня состоялось поставление митрополита Филарета в Патриарха. Его интронизацию возглавил приехавший в Россию «за милостыней» Патриарх Иерусалимский Феофан, который по Промыслу Божию оказался в то время в Москве.

    Смутное время расшатало государственный строй в России, ослабела дисциплина и разыгрывался произвол, материальное положение страны неотложно требовало улучшений. Вступая на царство, Михаил Феодорович был еще слишком молод, неопытен и нерешителен, чтобы исправить расстроенный государственный порядок.

    Для этого нужна была сильная воля и опытный человек. Таким помощником и стал для юного государя его отец, Патриарх Филарет, в котором обстоятельства выработали твердый характер, возраст и прежнее участие в государственных делах дали знание боярской среды и всей русской жизни и научили опытности в управлении, наконец, в котором бедствия Отечества породили горячий патриотизм. Патриарх стал советником и правой рукой государя. Сам царь в своей грамоте к воеводам 3 июля 1619 г., сообщая о возвращении из Польши своего родителя, выражался так: «Мы, великий государь, с отцом своим и богомольцем... советовав, ...учнем о Московском государстве промышляти, чтобы во всем поправить, как лучше». Летописцы же называют Филарета «государственнейшим Патриархом», замечая, что он «всякими царскими и ратными делами владел» и что «вся вкупе царь и Патриарх управляху». Правдивый и милостивый к покорным, он был грозен для тех, кто в ущерб государственной пользе осмеливался ослушаться, строптивых иногда ссылал. Таким путем восстановлена была во всем ее самодержавии царская власть, попираемая прежде боярами, боярская дума очищена от недостойных бояр, русская земля «освобождена от различных насильников». Патриарх Филарет стал зваться великим государем и соправителем, принимал постоянное участие в делах, присутствовал на всех приемах и аудиенциях у царя, и без его решающего слова ничего в правительстве не делалось. Имя его в грамотах писалось наряду с царским; обоим делались доклады и представлялись иностранные послы. Придворный штат Патриарха Филарета по своему блеску соответствовал штату папского дворца.

    При дворе Патриарха заведены были такие же порядки и тот же штат, как и у царя: бояре, окольничие, тиуны, стряпчие, боярские дети, дьяки, подьячие и пр. Все люди, жившие на землях Патриарха или подчиненные ему, судились только у Святейшего, у его бояр, и были освобождены от всех казенных сборов.

    Годы патриаршества Филарета ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ. Все, что сделано было благодетельного для России в первую половину царствования Михаила Феодоровича, как-то: окончательное примирение с Польшей, Швецией и татарами, укрощение внутренних мятежей, восстановление разоренных городов, увеличение государственных доходов и военных сил, - совершалось при непосредственном и деятельном участии Патриарха Филарета. Прежде всего, по его инициативе была урегулирована податная повинность на основе произведенной переписи населения. Важное значение имело учреждение упорядочивших церковные дела патриарших приказов: судного, церковных дел, казенного и дворцового. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими, решал дела и делал доклады Патриарху. По благословению Патриарха при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище. «Одержимый зельною ревностию к божественным книгам» и сознавая нужду в них, он расширил типографию, отовсюду собирал для книжного исправления «харатейные книги добрых переводов», полагая этим начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке; из московской типографии в период его предстоятельства вышло больше книг, чем за предшествующее время, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь бесплатно. По внушению иерусалимского Патриарха Феофана он упразднил обычай преподносить мирянам Святое Причастие троекратно (во образ Св. Троицы) и установил единократное причащение. В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая епархия - Тобольская. При нем возобновились прерванные в смутное время сношения Москвы с Восточными Церквами; православным церквам Востока и юго-западной митрополии оказывалась материальная помощь. Видя невежество духовенства, Филарет призывал архиереев к заведению училищ при их домах. Чтобы поднять уровень религиозно-нравственного состояния народа, Филарет издавал указы против различных остатков языческой старины, сурово наказывал за волшебство, прелюбодеяние, четверобрачие, кровосмешение (боярского сына Нехорошку Семенова) и вольнодумство (князя И.Хворостинина). Немало также было издано разных грамот против пьянства, драк и других недостатков в народе, духовенстве и монашестве.

    В период патриаршества Филарета канонизированы прп. Макарий Унженский и прп. Авраамий Галицкий, в Москву перенесена Риза Господня. В 1625 году посол персидского шаха поднес Патриарху золотой «ковчег, в нем великаго и славнаго Христа срачица» (сорочка, рубашка). Святыня была поставлена в Успенском соборе Московского Кремля, в ее честь установлено празднование 27 марта.

    Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года, имея от роду около 80 лет. Он сам указал себе преемника - архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.

    В начало

     
    Rambler's Top100