Христианские святыни Египта

Дата публикации или обновления 10.04.2016
  • К оглавлению: Журнал «Православный паломник»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Начало монашества в пустынях египетских
  • Путеводитель по Святым местам на горе Синай
  • Путешествие в Египет
  • Путешествие в Египет в Каир
  • Путешествие в Египет. Синай, монастырь Св. Екатерины
  • Христианские святыни Египта.

    Каждый, кто приезжает в Каир, поражается обилию минаретов.

    Но глаз истинного христианина обязательно отыщет среди них купола, увенчанные крестами.

    Египет всегда ассоциируется с исламским миром. Поэтому, возможно, для многих россиян станет откровением то, что с IV по VII в. во время византийского периода, главенствующей религией Египта было христианство. Оно пришло в Египет еще в первом веке из Палестины. Основал христианскую церковь в середине I века св. Марк Евангелист, который проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. Из Александрии христианство быстро распространилось по стране. Христиане подвергались гонениям со стороны Римской империи, провинцией которой был в те времена Египет. И только в IV в. христианство стало официальной религией Египта, на смену которой пришел ислам. Но христиане не исчезли с лица земли.

    Сейчас среди 68-миллионного населения Египта, основную часть которого составляют мусульмане, коптов-христиан - около 10 процентов. Они живут бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей.

    Слово «копт» в переводе с греческого означает «египтянин», но корни его лежат еще глубже и, возможно, восходят к древнеегипетскому «Ха-Ка-Птах».

    В Каире иконы с изображением Спасителя, Богоматери и святых можно найти не только в значимых для христиан местах, но и в лавочках простых ремесленников, и в витринах крупных магазинов. Это является подтверждением того, что в Египте не только исповедуют Ислам, но почитают христианские святыни.

    Первые русские «туристы»

    Поразительно, что в такой ортодоксальной исламской стране, как Египет, в течение многих веков сохранились мощные оазисы христианства, которые всегда привлекали к себе паломников, путешественников, ученых, а теперь и туристов из многих стран мира. Известно, например, что еще князь Владимир в 1001 г. посылал своих людей в Египет, чтобы «соглядати земель их и обычаев их». Об этих странствиях в Египет есть записи в летописи Никона «Повести временных лет». Позже паломники отправлялись туда, чтобы посетить христианские святыни.

    В середине XVI века в Египте побывал архидиакон новгородского Софийского собора Геннадий. Позднее многие русские поэты и музыканты посещали Египет, и среди них художник Иван Билибин, поэты Андрей Белый и Николай Гумилев, певец Федор Шаляпин и другие. Их восхищение вызывали не только пирамиды и величественный Нил, но и христианские святыни на египетской земле.

    Христианский Каир

    В наши дни туристы, интересующиеся историей христианства, осматривают коптские церкви, расположенные в старом Каире, известном в древности как Вавилон Египетский. Большинство коптских церквей были основаны в IV - X в. и мало изменились с тех пор. Самая известная - двуглавая церковь - была построена на одном из бастионов римского форта. К ней ведет три десятка крутых ступеней, она возвышается над другими строениями, поэтому ее еще называют «Подвешенная». Коптские церкви во многом напоминают православные, но есть и различия. Фрески там редкость, зато они богато декорированы иконами. Иконостас, двери, декоративные деревянные панели на стенах украшены резьбой и инкрустациями из кости.

    Не менее знаменита и церковь Абу Серга (св. Сергия). Согласно преданию, она построена над гротом, где жила дева Мария с младенцем Иисусом во время их вынужденного бегства в Египет. Церковь Абу Серга по архитектуре напоминает византийскую базилику, а ее внутреннее убранство отличается простотой. Под алтарем, куда ведут каменные ступени - грот, где, согласно преданию, и останавливалось Святое Семейство.

    В старом Каире есть еще несколько старых коптских церквей, интересных для посещения: святого Георгия, Святой Девы Марии и святой Варвары. Во дворе церкви Девы Марии, построенной еще в IV веке во времена императора Константина, легализовавшего христианство, есть павильон с вытертыми от времени каменными ступенями. По ним, как считают копты, Святое Семейство спускалось к лодке, чтобы начать свое путешествие в Средний Египет.

    В коптском музее в Каире собраны многочисленные предметы искусства: старинные манускрипты, иконы и церковная утварь, оружие и посуда, относящиеся к 300-1000 г. н.э. Даже здание музея, в отделке которого использовались взятые из старых коптских домов и церквей двери, оконные деревянные резные решетки, балкон, может служить примером коптского искусства.

    Коптские монастыри

    Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, святая Екатерина, Мария Египетская.

    Обычно уже с раннего утра у ворот монастыря святого Антония собираются посетители, чтобы увидеть богатейшую коллекцию икон и роспись XIII века, сохранившуюся в одной из церквей. Там же находится библиотека с рукописями IV-XIV веков, уступающая, по некоторым оценкам, только Ватиканской. Египетское правительство, высоко оценивая историческое наследие монастыря и его знаменитую библиотеку, объявило о планах реставрации обители.

    У подножья Синайской горы расположен монастырь святой Екатерины, который посещают туристы, приезжающие в Шарм-эль-Шейх. По преданию, Екатерина была юной христианкой из египетского города Александрия, бывшего в тот период столицей Египта. Она принадлежала к знатному роду, была хорошо образована и необычайно красива. Император Максимиан, известный своими гонениями против христиан, хотел жениться на ней, но был отвергнут, так как одним из условий брака должно было стать отречение Екатерины от христианской веры. За это Екатерине предстояло вынести тяжкие муки на колесе с шипами, но колесо отлетело в сторону, искалечив ее противников. Но казнь все же состоялась, Екатерину обезглавили. Произошло это примерно в 310 году, а мощи святой Екатерины покоятся на Синае, где и основан монастырь.

    На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 г. мать императора Константина святая Елена приказала построить на месте Неопалимой купины часовню. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен в VI веке монастырь обнесли высокой крепостной стеной. А в X веке на территории монастыря была возведена мечеть. С тех пор и для мусульман территория монастыря стала священной. Этот мудрый шаг сохранил христианский монастырь от разграблений.

    Устойчивые связи России с монастырем святой Екатерины сложились еще в XIV в. Монастырю подносились богатые пожертвования, в том числе и Иваном Грозным. В 1687 г. дети царя Алексея Михайловича, Иоанн, Петр и Софья, послали в монастырь искусно украшенную серебряную раку для мощей святой Екатерины, а двумя годами позже Россия взяла монастырь под свое покровительство. С тех пор, несмотря на тяжелую дорогу, русские люди стали частыми паломниками в монастыре. Вплоть до 1917 г. туда ежегодно отправляли императорский караван с дарами. В монастыре собрано более двух тысяч икон, преимущественно православных, среди которых иконы русского письма.

    Монахи, жившие в монастыре, вырубили 734 ступени, которые ведут к вершине горы Синай. Считается, что встретившим восход солнца на вершине горы Господь отпускает грехи. Многочисленные туристы из разных стран мира вне зависимости от их вероисповедания совершают восхождение на гору. Груз усталости от нелегкого пути исчезает, как только они достигают ее вершины. Именно там, по преданию, пророк Моисей получил от Создателя скрижали с десятью заповедями. И каждому из поднявшихся на вершину горы есть, о чем подумать, глядя на восходящее солнце.

    Святое Семейство в Египте

    Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей. Большую роль в этом сыграло и то, что в Египте Святое Семейство провело около четырех лет. Коптская церковь канонизировала те места, где останавливались младенец Иисус с Богоматерью и Иосифом. Это Эль-Ариш, Баста, Вади Натрун, впоследствии превратившийся в важнейший центр коптского монашества, а в Старом Каире - поселение Матария.

    Там, согласно преданию, Святое Семейство отдыхало в тени дерева сикоморы, от которого на протяжении веков брали отростки, и дерево вновь возрождалось. Неподалеку от него и по сей день есть колодец, вырытый на месте, где, согласно древней легенде, по повелению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду.

    В ветхозаветной книге пророка Исайи есть такие слова: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу - у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской» (Ис.19,19). Жертвенник, упомянутый в пророчестве Исайи, находится в храме Девы Марии монастыря Аль-Мухаррак у горы Каскам. Согласно преданию, храм был основан еще в I в. на месте хижины, построенной Иосифом, где некоторое время обитало Святое Семейство. Там находится мраморная плита с углублением, похожим на детскую кроватку. В верхней части плиты есть надпись на греческом языке, относящаяся к VII веку, которая гласит, что эта плита служила ложем юному Иисусу.

    Монастырь и его окрестности святы для коптов. Они даже называют это место «Второй Вифлеем». Египет, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал для него второй родиной. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого Семейства на землю Египта. В этот день во всех церквях звучит молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам Возлюбленный всего живого, Существовавший до света всех веков».


    Д-р Реда Ахмед Шехата (Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет в Российской Федерации).

    Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.

    Наверх
    В начало

     
    Rambler's Top100