Престольная палата хором Царицы
Дворец царя Алексея Михайловича.
Престольная палата хором Царицы.
Царицына Престольная палата своим назначением напоминала Престольную палату царя. Несмотря на замкнутый образ жизни женской половины царской семьи, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили служители из Царицыной Мастерской палаты и подвластных ей слобод, духовенство с подношениями и просьбами.
В престольной палате рассматривались челобитные - - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. Кроме того, на аудиенцию к царице допускались представительницы высшей аристократии и родственники. Встречи равных по положению лиц проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни. Выезды для гулянья в загородные дворцы, а том числе и Коломенское, царицы совершали чаще летом.
Реконструкция Престольной палаты терема царицы проводилась на основании Описи Коломенского дворца 1742 года. На потолке палаты размещены четыре медальона с сюжетной росписью "Аллегория времен года", а на стенах - "травное письмо" и "леншафты" (пейзажи).
В интерьере Престольной палаты экспонируются подлинные предметы из собрания музея: икона первой половины XVIII века "Успение Богоматери" и дубовый стол с раздвижной столешницей, изготовленный в XVII в. во Фландрии, в стиле фламандского ренессанса, подсвечник, выполненный в XVIII веке в России.
Печь в палате реконструирована на основе аналогов – подлинных изразцов, обнаруженных при археологических раскопках на территории Коломенского, а также аналогов, найденных при археологически раскопках на территории Москвы.
Престольная палата хором Царицы.
Комнатный наряд.
1. Рубаха верхняя. Реконструкция сделана на основе рубахи XVII века из собранна Государственного Исторического музея. К царевне Ирине в хоромы 27 арш. 6 вер. тафты белой приняла казначея Василиса Пятово, а сказала, что тафта царевнам на сорочки.
2. Ферязь или телогрея летняя. Реконструкция выполнена на основе ферязи из захоронения Н.К. Нарышкиной (некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля). Телогрея камка бурская на червце бел да лазорев шолк с золотом яблочка белы, круживо низано жемчюгом по синему атласу с канителью, пугвицы резны на проем с жемчюги, 14.
3. Ожерелок или ожерелье. Реконструкция выполнена на основе изобразительных источников XV11 века. По цке серебряной золоченой низано жемчугом рогатым большим; в ожерелье между жемчуга 20 изумрудов в золотых гнездах: у ожерелья 6 пуговиц зерна гурмыцкие большие на золотых спнях: у пуговиц в закрепках 3 яхонта лазоревых да 3 лапы в золотых ногтях, подложено тафтой алой.
4. Опястья, зарукавья или запястья. Реконструкция выполнена на основе поручей из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Запястье, по отласу по червчатому низано жемчугом с канителью.
5. Кика или кичка. Реконструкция выполнена на основе головных уборов XVIII века из собрания Государственного Исторического музея. Кика отпас червчат, по ней запоны золоты с каменьем с алмазы и с яхонты и с изумруды; у поднизи зерна Гурмыцкие на золотых спнях; назади бархат черный.
6. Убрус. Реконструкция выполнена на основе изобразительных и архивных источников XVII века. 7 убрусцев тафтяных по концам низаны жемчугом; 4 убруса, 3 шиты серебром, 4 с золотом.
7. Ширинка. Реконструкция выполнена на основе ширинок XVII века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ширинки тафтяные шитые золотом и серебром, накищены золотом же.
Престольная палата хором Царицы.
Престольная палата хором Царицы.
Престольная палата хором Царицы.
Престольная палата хором Царицы.
Стол и два кресла.
Роспись стен травным письмом.
Сюжетная роспись на потолке «Аллегория времен года».
Настенный подсвечник.
Настенный подсвечник.
Фрагмент настенного подсвечника.
Кресло.
Подсвечник. Россия. XVIII век.
Старинный резной шкаф.
Резные элементы шкафа.
Круглая изразцовая печь.
Далее: Мастерская царицы.