Опочивальня
Дворец царя Алексея Михайловича.
Опочивальня.
Внутренний распорядок царский "постельных" (личных) покоев отражал древнерусское представление об исключительности положения царя и особую заботу о его безопасности.
Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. "Государевой постелью" ведал постельничий. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. В обязанности постельничего входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели, кроме того, он заведовал всей "постельной казной", наблюдал за шитьем платья и белья, возглавлял канцелярию царя и хранил его личную печать.
В те дни, когда государь спал, постельничий ложился в том же покое, а иногда здесь же располагался и стряпчий с ключом, который сохранял ключ от комнаты, а также один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники.
В интерьере экспонируются подлинные предметы из коллекции музея: кровать западноевропейской работы, конец XVI – начало XVII в.; шкаф-креденца, Западная Европа, Фландрия, XVII в. (реставрирован в XIX в.).
Икон в опочивальне было, как правило, немного, но образа в красном углу и над входными дверями были обязательно. В интерьере размещены подлинные иконы XVII в. из коллекции музея: "Отечество" и "Рождество Богородицы".
Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском.
Кровать западноевропейской работы. Конец XVI – начало XVII в.
Кровать западноевропейской работы.
Кровать западноевропейской работы.
Резной фрагмент кровати.
Резной фрагмент кровати.
Шкаф-креденца, Западная Европа, Фландрия, XVII в. (реставрирован в XIX в.).
Подлинная икона XVII в. "Отечество".
Подлинная икона XVII в. "Рождество Богородицы".
Реконструированная печь с фрагментами подлинных изразцов.
Далее: Крестовая палата.