Мастерская царицы

Дата публикации или обновления 10.04.2016
  • Дворец царя Алексея Михайловича
  • К оглавлению : Интерьер дворца царя Алексея Михайловича
  • Дворец царя Алексея Михайловича.
    Мастерская царицы.

    Рукоделие занимало важное место в православном патриархальном укладе русской жизни. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ - Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен.

    Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине. В Коломенском дворце светлица находилась в тереме царицы, к ней вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней.

    Так как подробного описания интерьеров "Светлицы" Коломенского дворца не сохранилось, то для реконструкции интерьера и предметов его обстановки был использован комплекс источников XVII в., описывающих аналогичные интерьеры царского дворца, их обстановку и предметное наполнение

    Мастерскую царицы заполняет только самая необходимая для работы и хранения изделий и материалов мебель – это сундуки, стол и стольцы, заменявшие в русском быту стулья, выполнялись они в виде перекидной скамьи, рассчитанной на одного человека.

    Для государыни-царицы, которая могла наблюдать в светлице за выполнением особо ответственной работы ,в красном углу ставилось кресло, сделанное в западноевропейской традиции.

    Печь в палате реконструирована на основе аналогов – подлинных изразцов (с изображением птиц и букетов), обнаруженных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском, а также аналогов, найденных при археологически раскопках на территории Москвы.

    В красном углу помещена подлинная икона XVII века из коллекции музея "Богоматерь Пименовская".

    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы.
    Мастерская царицы.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы.
    Мастерская царицы.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы.
    Мастерская царицы.
    Ферязь или телогрея теплая. Ожерелье накладное. Булавка. Каптур или треух. Убрус. Муфта или рукав.
    Зимний наряд.
    1. Ферязь или телогрея теплая. Реконструкция выполнена на основе ферязи из захоронения Н.К Нарышкиной (некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля). Телогрея камка кизылбаская на черте шолк бея мелкий узор на пупках собольих, круживо делано в кружки шолк зелен по краям червчат с золотом и с серебром, пугвицы серебр. золочены.
    2. Ожерелье накладное. Реконструкция выполнена на основе изобразительных источников XVII века. Царице скроено ожерелье накладное, пошло пол-бобра.
    3. Булавка. Реконструкция выполнена на основе булавок из собрания Музея-заповедника Московский Кремль. 3 булавки зерна гурмыжские на золотых спнях большие скатные.
    4. Каптур или треух. Реконструкция выполнена на основе изобразительных и архивных источников XVII века. Каптур пластины собольи с пухом; верх отлас бел низан жемчугом с каменьи с олмазцы и с изумруды и с яхонты червчатыми и с искры.
    5. Убрус. Реконструкция выполнена на основе изобразительных и архивных источников XVII века. 7 убрусцев тафтяных по концам низаны жемчугом; 4 убруса, 3 шиты серебром, 4 с золотом.
    6. Муфта или рукав. Реконструкция выполнена на основе архивных источников XVII века. Да возьми из государевы Мастерской полаты бархату красного 5 вершков и в том бархате вели сделать рукав длина 5 вершков, ширина как пристойно, испод подложить пупчатой, опушить хвостами собольими в два хвоста, каковы есть в Мастерской.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы.
    Мастерская царицы.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы. Круглая изразцовая печь.
    Круглая изразцовая печь.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Мастерская царицы. Круглая изразцовая печь.
    Круглая изразцовая печь.

    Далее: Моленная.
    В начало

     
    Rambler's Top100