Кабинет царя Петра I

Дата публикации или обновления 10.04.2016
  • Дворец царя Алексея Михайловича
  • К оглавлению : Интерьер дворца царя Алексея Михайловича
  • Дворец царя Алексея Михайловича.
    Кабинет царя Петра I.

    В жизни Петра Великого (1672 – 1725 гг.), сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. В XIX веке существовала легенда, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумароков имел полное право написать: "Российский Вифлеем, Коломенско село, которое на свет Петра произвело".

    Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра.

    Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил художественные предпочтения Петра. Коломенский дворец, наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.

    Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Стремясь сохранить эту загородную резиденцию, он поручил архитектору М.Г. Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия.

    При Петре во дворце проявились печи, облицованные изразцами нового типа, сочетавшими традиционный рельеф и роспись по белому фону, что отличало их от муравленых и ценинных печей последней трети XVII века. Подобные изразцы были обнаружены в Коломенском при археологических раскопках.

    О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают копии солдатских и унтер-офицерских ("урядничьих") медалей 1709 года "За Полтавскую баталию", размещенных на столе. Московские торжества по случаю победы в Полтавской битве Петр I начал именно в Коломенском.

    С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году (муляж), "География генеральная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П. Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году (муляж).

    В особых сочинениях прославлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено на столе, это "Политиколепная Апофиосис достохвальные храбрости всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великаго государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского; книга издана в Москве в 1709 году (муляж).

    В кабинете помещены современные списки икон: "Алексий человек Божий и мученица Наталия", "Богоматерь Живоносный источник", "Спас на убрусе с ангелами".

    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I.
    Кабинет царя Петра I.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Стол. Россия. XIX в., реконструкция под XVII в. Дуб, металл; столярная работа, токарная обработка, морение, интарсия, ковка.
    Стол. Россия. XIX в., реконструкция под XVII в. Дуб, металл; столярная работа, токарная обработка, морение, интарсия, ковка.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Бумаги на столе.
    Бумаги на столе.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Портрет Петра I. Неизвестный художник. Вторая четверть XVIII в. Холст; масло.
    Портрет Петра I. Неизвестный художник. Вторая четверть XVIII в. Холст; масло.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Стул. Конец XVII - начало XVIII вв. Часы напольные. Голландия. XVIII в.
    Стул. Конец XVII - начало XVIII вв. Часы напольные. Голландия. XVIII в.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Часы напольные. Голландия. XVIII в. Дерево, шпон, металл; столярная работа, токарная обработка, интарсия, резьба, роспись маслом (по металлу).
    Часы напольные. Голландия. XVIII в. Дерево, шпон, металл; столярная работа, токарная обработка, интарсия, резьба, роспись маслом (по металлу).
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Часы напольные. Голландия. XVIII в.
    Часы напольные. Голландия. XVIII в.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Стулья. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, солома; столярная работа, точение, резьба, плетение, тонировка.
    Стулья. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, солома; столярная работа, точение, резьба, плетение, тонировка.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Шкаф. XVIII в. Дерево, стекло, металл; столярная работа, токарная обработка, окрашивание (черным лаком), лакирование.
    Шкаф. XVIII в. Дерево, стекло, металл; столярная работа, токарная обработка, окрашивание (черным лаком), лакирование.
    Интерьер дворца Алексея Михайловича. Кабинет царя Петра I. Печь, облицованная изразцами нового типа, сочетающая традиционный рельеф и роспись по белому фону.
    Печь, облицованная изразцами нового типа, сочетающая традиционный рельеф и роспись по белому фону.

    Далее: Парадное крыльцо хором Царицы.
    В начало

     
    Rambler's Top100