Высоцкий монастырь

в XV-XX веках

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий монастырь в XV-XX веках.

    В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов земли Русской. Под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые "царские палаты".

    От именитых лиц "на Высокое" часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее. В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

    Весной 1571 года крымский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению царю Ивану Грозному, который находился в это время с опричника ми в Серпухове, пришлось спешно отойти. Отряды агарян прошли по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Монастырь на Высоком, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Вскоре наступило "смутное время" междуцарствия, когда Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствии от господствующих всюду произвола и грабежей.

    С воцарением на русском престоле Михаила Федоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20—40-е годы XVII века. Время правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. К концу XVII века на средства Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

    К середине XVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовали семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека.

    26 февраля 1764 г. указом императрицы Екатерины II все церковные земли были конфискованы в пользу государства и введены штаты содержания духовенству, которые в итоге составили лишь 1/8 от получаемых ранее Церковью доходов. В связи с этим из 951 великорусских монастырей было закрыто более половины, оставлено только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании.

    Здания закрытых обителей обращались в казармы, госпитали, дома сумасшедших и т.п. Число монашествующих, проживающих в монастырях, уменьшилось почти в три раза. Монастырские здания разваливались без ремонта, а просить денег на ремонт было бесполезно и даже небезопасно — монастырь могли совсем закрыть.

    В 1764 г. практически все земли у Высоцкого монастыря были изъяты, а сам он отнесен к разряду третьего класса. Лишенный средств к существованию, монастырь обеднел и стал быстро приходить в упадок.

    С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти. На пожертвования начали реставрироваться старые храмы и строиться новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трех святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

    В 1872 году была расширена Покровская церковь за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 год епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским.

    В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшем вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.

    В 1896 году на средства фабриканта Н.Н. Коншина по проект; известного русского архитектора Р.И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

    В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе монастыря — это семь икон прекрасного письма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Этот широко известный всем "Высоцкий чин" является исключительно важным памятником византийского письма XIV века, оказавшим большое влияние на искусство иконописи Московской Руси XIV—XV веков. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга.

    Архангел Гавриил «Высоцкий чин». XIV в.
    Архангел Гавриил «Высоцкий чин». XIV в. ГТГ.

    Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащенной ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами.

    Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы.

    Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, сооруженным серпуховским гражданином А.И. Ивакиным.

    Эта икона первой половины XVII века была замечательна своим письмом. На клеймах ее были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давшие богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси.

    Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году дворянкою девицею Е.Н. Плещеевой.

    В Покровском храме издревле особо почитались две иконы — святителя Николая Чудотворца, древнего письма, с поясным изображением святого, и храмовая икона Покрова Богородицы в древнем басменном окладе. Имелись и другие древние иконы, такие, как Смоленский образ Божией Матери XVI века в басменном окладе, большая Иерусалимская икона Божией Матери прекрасного письма XVII века, Казанская и другие.

    В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века.

    В ризнице Высоцкого монастыря также находилось немало вещей, достойных внимания: две крашенинные ризы, принадлежавшие, по преданию, преподобному Сергию Радонежскому, а затем переданные им ученику — преподобному Афанасию. Имелись в наличии интересные старинные вышитые ризы, покровцы на Святые Дары, пелены и плащаницы.

    В храмах и ризнице монастыря находилось около 20 серебряных вызолоченных, резных кипарисовых и других напрестольных крестов искусной работы; самые старинные из них относились к концу XVI века. А также 9 потиров с дискосами, один из которых был золотым, 4 серебряные дарохранительницы, одна из которых — середины XVII века, 7 серебряных кадил, из них одно позлащенное 1588 года и серебряная водосвятная чаша XVII века. В обители находилось свыше 20 богослужебных Евангелий, рукописных и печатных, с серебряными накладками, самые ранние из них датировались XVII веком, а также много замечательных икон, складней, один большой, в виде шкафчика, под названием "Походная церковь Бориса Годунова", панагий, митр и других предметов церковной утвари.

    К началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей нашего Отечества.

    Далее: Подвижники монастыря
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос