Высоцкий монастырь

и святитель Киприан

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий монастырь и святитель Киприан.

    Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года, преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и теплую Покровскую трапезную церковь.

    Свт. Киприан, митрополит Московский.
    Свт. Киприан, митрополит Московский.

    За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Появившийся в то время в Москве митрополит Киприан был ученым афонским монахом, родственником болгарского патриарха Евфимия, духовным сыном Константинопольского Патриарха Филофея (ученика и последователя святителя Григория Паламы), искушенным не только в тонкостях государственной и церковной политики, но и просвещеннейшим человеком своего времени.

    Вместе с иконописцем-философом Феофаном Греком он был послан на Русь патриархом Фи-лофеем специально для того, чтобы всячески содействовать приобщению ее к тому духовному и культурному подъему, который испытывала в то время Византийская Церковь под влиянием идей святителя Григория Паламы. Преподобный Сергий и его ученики также внимательно наблюдали за этими благими переменами и не только интересовались идеями исихазма (внутренней созерцательной жизни), но и сами давно руководствовались ими в своей монашеской жизни.

    Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель — духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича — человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоев русского народа.

    Очевидно, что именно тогда была решена поездка преподобного Афанасия в Царьград, где он с благословения преподобного Сергия при содействии святителя Киприана и материальной поддержке князя Владимира Андреевича мог бы беспрепятственно пользоваться духовными сокровищами византийской культуры и быть в курсе тех больших преобразований в церковной жизни и искусстве, которые происходили в то время в Византии. Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Владимир Андреевич "кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами..."

    Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела: "Бе бо муж благоразумен, божественных писании исполнен и многи книги писания руки его и доныне зело красни свидетелствуют, обретаются в похвалу чудному и добродетелному житию его и мнозеи мудрости". При нем в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг.

    Уже к 1382 г. в Высоцком монастыре были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, теплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя Владимира Андреевича монастырь был красиво устроен и основательно укреплен, о чем житие преподобного Сергия Радонежского повествует:

    "В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое, бысть множество братии, славных и великих мужи, от них же епи-скопи произведены бышя, и бысть монастырь славен, иже и доныне Божиею благодатью".

    В 1382 году потомок Батыя, Тохтамыш, двинулся на Русь отомстить за победу на Куликовом поле. Хан торопился, чтобы врасплох застать великого князя Димитрия. Он гнал свое войско к Москве. Первым на его пути был Серпухов. Удар был стремительный. Город был сожжен. Русь, потеряв многих доблестных воинов в Куликовской битве, не могла противостоять этому нашествию.

    Великий князь срочно отбыл в Кострому в надежде собрать войско для ответного удара. Обманом Тохтамыш быстро захватил оставленную князем Москву и учинил неслыханную доселе расправу, оставив после себя страшное пепелище, заваленное грудами трупов.

    "Только один Владимир Андреевич, — писал известный русский историк Н.И. Костомаров, — не изменил себе: выехавши из Волока, ударил он на вражеский отряд, разбил его наголову и взял много пленников. Этот подвиг так подействовал на хана, что он начал отступать назад к рязанской земле, опасаясь, чтобы русские, собравшись, не ударили на него".

    За то, что митрополит Киприан во время нашествия Тохтамыша выехал в Тверь, которая находилась во вражде с Москвой, он навлек на себя неудовольствие великого князя Димитрия и решил удалиться из Москвы в Киев, а оттуда думал вскоре уехать в Царь-град. По пути он заехал в Высоцкий монастырь к своему духовному другу, и дальнейший путь он совершил уже вместе с преподобным Афанасием, который решил использовать удобную возможность для задуманной поездки в Царьград. Но в Киеве стало известно, что по просьбе великого князя незаконно на Московскую митрополию был возведен Пимен. Поездка в Царьград была отложена до благоприятного времени. В Киеве святитель Киприан пробыл пять лет. Преподобный Афанасий, пробыв у него некоторое время, возвратился в свой монастырь.

    В мае 1387 года патриарх цареградский грамотою вызвал Киприана в Константинополь. Об этом Киприан поспешил уведомить своего духовного друга, игумена Афанасия, посланием, в котором писал: "Благословение о Святом Духе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братиею. Дабудет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях через Волошскую землю..." Преподобный Афанасий вновь решился поехать вместе с ним в Константинополь. Управление Высоцким монастырем передал он ученику своему, тезоименитому ему Афанасию.

    По прибытии в Константинополь они разместились в обители г святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по-гречески Продрома. Здесь преподобный Афанасий, по словам летописца, "отъиде в Царьград и купи себе тамо келью, дал андрофат" (денежный с взнос, дававший право на пожизненное содержание в монастыре).

    В этом монастыре преподобный собрал вокруг себя учеников из русских иноков, с которыми вместе занимался молитвою, переводом и списыванием богослужебных книг и святоотеческой литературы. Эти книги отсылались на Русь, имевшую в том особую потребность после монгольского разорения.

    Святитель Киприан всячески помогал своему другу. Он содействовал привозу на Русь необходимой литературы и зачастую лично занимался ее переводом, неоднократно брался за перо, о чем свидетельтвуют многие его труды.

    В октябре 1389 года митрополит Киприан, утвержденный цареградским патриархом Антонием пожизненно в звании митрополита всея Руси, собрался в Москву. Он настоятельно звал с собой духовного друга, однако преподобный Афанасий предпочел остаться в Царьграде. В одной из книг ученик преподобного об этом писал: "Митрополит Киприан много упрашивал его, чтобы он отправился в Россию принять там почетную должность, но он не захотел и сказал: "Эта келья моя дороже для меня тех почестей".

    "О ум рассудительный! — заключает ученик Афанасия, — о взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержанному житию."

    Преподобный Афанасий, отказавшись от поездки на Родину, остался верен выбранному пути. Впереди были еще двенадцать лет плодотворных трудов на благо Русской Церкви. Венцом этих трудов стал богослужебный устав "Око церковное". Византийская Церковь переживала время духовного возрождения и, в первую очередь, это коснулось богослужебной жизни. Константинопольский Патриарх Филофей сделал редакцию богослужебного устава. Преподобный Афанасий, по достоинству оценив сделанные преобразования, занялся переводом и переработкой этого устава для Русской Церкви.

    В 1401 году при Константинопольском Патриархе Матфее в цареградской Богородичной обители Иперивлето (по-русски прекрасной Богородицы) этот перевод был окончен, как значится в послесловии, "грешным Афанасием, малейшим из единообразных". Эта запись — последнее прижизненное упоминание о преподобном Афанасии Высоцком. Новый устав "Око церковное", вскоре появившись на Руси, получил повсеместное распространение и лег в основу богослужебного устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь.

    Далее: Второй игумен Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Младший
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос