Основание обители

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Основание Высоцкой обители в 1373 году.

    Монастырь решили воздвигнуть во имя Богоматери, в честь Зачатия Ее святой праведной Анной. Когда было расчищено поросшее лесом место для обители, преподобный Сергий стал на колени и, воздев руки к небу, произнес горячую молитву.

    Затем преподобный Сергий обратился к Афанасию с наставлением и увещанием быть ревностным пастырем постничествующей братии. Князь Владимир Андреевич со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все необходимые для этого средства. Тяжело скорбел преподобный Афанасий о предстоящей разлуке с возлюбленным учителем своим и духовным отцом. Пробыв несколько дней в Серпухове, преподобный Сергий, возложив все упование на Бога и Пресвятую Богородицу, благословил своего ученика на устроение нового монастыря и удалился в свою обитель.

    Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий был родом из Новгородской земли из пятины Обонежской. Происходил из благочестивой семьи священника Авксентия и Марии.

    Андрей, так звали в миру преподобного, воспитывался в правилах строгого благочестия, с детства был обучен чтению, письму и пению. Любимым местом для него был храм, где он помогал отцу, а любимым делом — молитва. Однажды за богослужением он услышал в читаемом Евангелии слова Спасителя "аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф.16, 24), которые произвели на его юное сердце сильное впечатление и породили желание иноческой жизни.

    Несмотря на сильные препятствия со стороны родителей и родственников, он ушел из дома в монастырь преподобного Сергия, имя которого в то время было известно по всей Руси. Преподобный Сергий, видя пламенное желание юноши, принял его в свою обитель. Вскоре Андрей в монастырских послушаниях проявил себя как неленостный труженик и молитвенник, украшенный многими добродетелями, и был пострижен преподобным в монашество с именем Афанасий.

    В то время, когда народ был измучен татаро-монгольским игом и постоянными междоусобными княжескими распрями, Троицкая обитель преподобного Сергия была тихим пристанищем для тех, кто искал иноческого уединения и для всех обремененных мирскими попечениями и нуждающихся в утешении и добром совете.

    Преподобный Сергий попытался воплотить в жизнь дух Евангельской любви и единомыслия, идеал, который видел во внутреннем, сокровенном бытии Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, в честь Которой и основал свой монастырь, "чтобы постоянным взиранием на образ Ее побеждать страх ненавистной розни мира сего."

    Обитель преподобного Сергия была средоточием духовного просвещения Святой Руси. Сам он, получивший "книжное разумение" благодаря чудесной помощи свыше, стал покровителем всех ищущих истинного просвещения ума и сердца. Невидимые, но прочные духовные нити связывали преподобного и его учеников с богатейшим наследием православной Византии. Еще в юности посещал он "Григорьев затвор" ростовского Кремля, где подвизались греческие иноки; через своего духовного друга, святителя Алексия, близко знакомого с Патриархами Константинопольскими — Каллистом, учеником преподобного Григория Синаита, и Филофеем, учеником святителя Григория Паламы, несомненно, восприял преподобный все лучшее из иноческих традиций Афона и Синая. Преподобный Сергий и его ученики оказали сильное влияние на духовное становление русского народа и на развитие национальной культуры.

    Иноки, кроме обычных монастырских послушаний, много времени отдавали осмыслению и переписыванию святоотеческой литературы и богослужебных книг, которых было крайне мало на разоренной татаро-монголами Руси.

    Среди этих тружеников на ниве духовного просвещения особо выделялась личность преподобного Афанасия, весьма образованного, знатока Священного Писания, творений Святых Отцов Церкви, искусного переписчика книг и каллиграфа, прекрасно владевшего искусством книжной миниатюры.

    Его современник, преподобный Епифаний Премудрый, автор жития преподобного Сергия Радонежского, писал: "Был Афанасий в добродетелях муж чудесный, и в божественных писаниях очень сведущий, и книги многие руки его до сих пор известны, и поэтому любил его очень старец."

    Тяжело переживал преподобный Афанасий разлуку со своим духовным отцом после того, как был поставлен настоятелем Высоцкой обители, но, уповая на благословение и молитвы преподобного Сергия и обещанное содействие князя Владимира Андреевича, он ревностно принялся за устроение нового монастыря.

    Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ нее жилые кельи для игумена и братии.

    В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нем рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость и был на Руси одним из первых в этом роде, так как большинство русских монастырей приобрели оборонительные функции лишь с XVI столетия. Современники отзывались о новоустроенной обители как "чудесной и весьма красивой".

    Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни, — преподобного Никона, преемника преподобного Сергия по настоятельству в Троицкой обители, и преподобного Афанасия, второго игумена Высоцкого монастыря.

    Преподобный Никон родился в 1355 году в городе Юрьеве. Еще в юные годы слышал он о святости жизни преподобного Сергия и, желая посвятить себя иноческим подвигам и спасению души, пришел к преподобному в Троицкую обитель, и умолял старца принять его в число братии монастыря. Но преподобный Сергий отвечал ему:

    "Иди, чадо, во град Серпухов, в монастырь на Высокое, к настоятелю, ученику моему, преуспевшему в добродетелях, Афанасию, он тебя сподобит ангельского образа и научит благой жизни."

    С радостью встретил преподобный Афанасий посланника от преподобного Сергия, но, видя, что Никон еще юн, увещевал его не спешить с принятием монашеских обетов, представляя ему, что не сможет он свыкнуться с суровой иноческой жизнью, которая исполнена многих скорбей и искушений. Но видя неотступное желание и твердую решимость Никона, Афанасий склонился на его просьбы и принял в число братии своего монастыря и, в скором времени облек его в иноческий образ.

    Подвизаясь в Высоцкой обители, Никон во всем следовал наставлениям преподобного Афанасия, как самого преподобного Сергия. Под его духовным руководством он вскоре преуспел в иноческих добродетелях: крепко подвизался в молитве, в посте и неусыпном бдении над собой, храня чистоту душевную и телесную. В преподобном Афанасии он также обрел для себя искусного наставника в писании книг, в чем сам достиг впоследствии высокого мастерства, о чем свидетельствуют и доныне хранимые в Троицкой Лавре писанные им на пергаменте Евангелие и Служебник 1381 года.

    Святой Афанасий полюбил Никона как сына, радовался его подвигам и строгой благочестивой жизни и в скором времени убедил его принять сан священства, после чего Никон повел еще более строгую жизнь. Недолго суждено было пробыть Никону в Высоцкой обители. Спустя два года после принятия священнического сана он по просьбе своей был отпущен Афанасием в Троицкую обитель. С великой радостью принял его в свой монастырь преподобный Сергий и, провидя близость своей кончины, оставил его при себе, впоследствии благословив его после себя управлять Троицкой обителью.

    В августе 1380 года пришла в Москву тревожная весть о движении бесчисленной рати Мамая, которая шла из Орды в направлении к Дону. Русь понимала, что на этот раз битва неизбежна, несмотря на то, что силы были неравны. Сбор русских войск был назначен в Коломне. Небывалый подъем духа сплотил весь народ, объединил русские земли, собрав под знамена Московского великого князя Димитрия Ивановича "Русьскую силу неизреченна многа".

    "Князь же Великий, выехав на высоко место з братом своим, князем Владимиром Андреевичем, видяше множество людей урядных и возрадовашяся, и учредиша коемуждо плъку въеводу"

    Получив благословение от Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, войска двинулись к Дону, перейдя через который 7 сентября, выстроились в боевом порядке на Куликовом поле. Князь Владимир Андреевич возглавил Засадный полк из отборной конницы. "И отпустил князь великий брата своего князя Владимира Андреевича вверх по Дону в дубраву, чтобы там спрятался его полк, дав ему достойных ведомцев своего двора, удалых витязей, крепких воинов. И с ним отпустил знаменитого своего воеводу Димитрия Волынского и иных многих."

    Утром 8 сентября "выстроились татарские полки против христиан... И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов." Далее летописец повествует: "И была крепкая битва и злая сеча, и кровь лилась, как вода, и бесчисленное множество воинов с обеих сторон пали мертвыми..." Татарам удалось вклиниться в боевые порядки, подсечь главное знамя войска и смять левое крыло русских. Увлекшись атакой, татары миновали дубраву, чего и ждал князь Владимир Андреевич: Засадный полк ринулся на противника. "Точно соколы приученные, оторвались от золотых колодок, ударили на великие стада журавлиные, на великую силу татарскую." Удар был стремительным и мощным.

    Святой благоверный великий князь Димитрий Донской. Художник В. Маторин.
    Святой благоверный великий князь Димитрий Донской. Художник В. Маторин.

    Ордынцев охватила паника: "туто поганые разлучишася розно и побегше неуготованными дорогами". Русские витязи, сокрушая врагов, гнали их до самых станов. Атака Засадного полка явилась переломным моментом сражения, и князь Владимир Андреевич "...счастливым ударом решил судьбу битвы Куликовской, а может быть, России" — писал Н.М. Карамзин.

    За героизм и доблесть, проявленные в Куликовской битве, народ прозвал князя Храбрым и Донским.

    Многие лучшие сыны Отечества принесли на алтарь победы свои жизни. Князь Владимир Андреевич, возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители останки своей дружины, воинов-серпуховичей. Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве.

    Далее: Высоцкий монастырь и святитель Киприан
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос