Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский мужской монастырь.
Адрес Высоко-Петровского мужского монастыря: 127051, г. Москва, ул. Петровка, 28/2 (м. «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Трубная»).Телефоны Высоко-Петровского мужского монастыря: (495) 694-64-37 канцелярия; (495) 624-34-81 церковная лавка.
Сайт Высоко-Петровского мужского монастыря:
История Высоко-Петровского монастыря
План Высоко-Петровского мужского монастыря.
Высоко-Петровский мужской монастырь - одна из величайших святынь первопрестольного града Москвы. Расположен в самом центре города - на углу улицы Петровка и Петровского бульвара. Основан святителем Петром в начале XIV века.
На страницах летописи обители неразрывно переплетаются история Русской Православной Церкви и нашего Отечества.
Основание обители историки относят к 1315— 1317 гг., когда святитель Петр был приглашен в Москву князем Иоанном Даниловичем (Калитой). Князь часто прибегал к духовным советам митрополита и во всем слушал его. По любви к монашескому уединенному житию митрополит Петр не мог надолго оставаться в шумном Кремле и просил разрешения у князя построить неподалеку небольшой монастырь. Так на высоком берегу реки Неглинной, близ села Высокое, возникла обитель с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра (небесного покровителя митрополита) и Павла.
Здесь в молитвах о Руси и о пастве своей святитель Петр все более укреплялся в мысли о перенесении постоянного местопребывания первосвятителей Русской Церкви в Москву, что и было осуществлено им в 1325 году.
Святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея России чудотворец.
По совету митрополита Иоанн Калита заложил в Кремле каменный Успенский собор, где вскоре было погребено тело святителя. Москва же стала укрепляться не только как духовный, но и как государственный центр Российской державы.
Вскоре после смерти святителя и последовавшим за ней его прославлением в лике святых Великий князь Иоанн Калита повелел переосвятить восстановленную после одного из пожаров церковь обители и посвятить ее святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея России чудотворцу. Монастырь же стал именоваться Петровским, или Высоко-Петровским.
Каменный собор на месте деревянного был воздвигнут в 1514—1517 гг. по повелению Великого князя Василия III итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым.
Собор святителя Петра Митрополита.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1379 году. В документе упоминается «архимандрит Петровский Иоанн, первый общему житию начальник на Москве», что говорит о том, что в то время монастырь был уже в расцвете.
Одним из святых строителей монастыря стал благоверный князь Димитрий Донской, по чьему указу после нашествия на Москву хана Тохтамыша в 1382 году обитель была восстановлена, и в ней была устроена вторая церковь - в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь эта при Василии III была разобрана и на ее месте построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Именно в этой церкви в 1682 году нашли место своего упокоения останки убиенных стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных, родных братьев матери молодого царя Петра I. Проявляя особое усердие к памяти любимых дядьев, погибших как страстотерпцы от рук мятежников, Петр повелевает над их могилами воздвигнуть каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (освящен в 1690 г.), а также в их память возвести над Святыми вратами колокольню с храмом Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1690-96 гг.) и построить братские кельи (Нарышкинские палаты, 1690 г.). Вскоре, после избавления от стрельцов в 1689 г. в Троице-Сергиевой лавре, Петр I строит в обители храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1690-1692). Юный царь любил бывать в монастыре и даже помогать во время богослужений. Обитель начинают именовать «государевым богомольем», в знак чего крест главного купола Сергиевского храма увенчивается короной.
Боголюбский собор с тех пор становится родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, здесь были похоронены дед и бабка Петра I, многие его сродники по матери.
Собор святителя Петра Митрополита, собор Иконы Божией Матери Боголюбская.
Храм преподобного Сергия Радонежского.
Крыльцо храма преподобного Сергия Радонежского.
Церковь Иконы Божией Матери Толгская, колокольня.
Нарядное убранство колокольни.
Последний ярус колокольни.
Надгробие Петра Кирилловича Нарышкина.
Позже настоятели монастыря проявляли особое усердие не только к строительству (в 1744-1750 на средства статс-дамы Н.А.Нарышкиной была построена церковь в честь Толгскои иконы пресвятой Богородицы, а в 1750-1753 на собранные «всем миром» деньги - церковь в честь прп. Пахомия Великого над южными вратами монастыря), но все более - к духовному просвещению. Настоятелями назначались люди высоко образованные, часто это были ректоры Московской и других духовных академий и семинарий.
В 1863 г. по благословению свт. Филарета Московского (Дроздова) в стенах обители начало действовать Общество любителей духовного просвещения, здесь располагалась епархиальная библиотека, духовно-цензурный комитет, чуть позже - филиал Варнавинского общества трезвости, возглавляемого святым мучеником Николаем Варжанским (расстрелян в 1918 г.).
Высоко-Петровский монастырь и улица Петровка в конце XIX века.
Большое внимание религиозно-нравственному церковному просвещению уделял и настоятель монастыря священномученик Макарий (Гневушев; расстрелян в 1918 г.), много потрудившийся как для внутреннего благоустроения монастырской жизни в Русской Православной Церкви, так и помогая простому народу в искоренении таких пороков как пьянство, вольнодумство, равнодушие к духовной жизни.
В 20-х годах XX века в стенах обители тайно продолжала действовать Московская Духовная академия, руководил которой в то время настоятель монастыря епископ Варфоломей (Ремов).
Традиции духовного просвещения продолжились и в наши дни. С 1991 г. в стенах монастыря действует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Особое место в истории монастыря занимают 20-30-е годы XX столетия. Официально лишь один храм монастыря продолжал в это время действовать как приходской (с 1929 по 1935 год монастырь существовал вне стен обители). Однако жизнь общины полностью строилась по монастырскому уставу: богослужения не сокращались, процветало старчество (воспринятое от Зосимовой пустыни и Оптиной пустыни), духовные чада ежедневно исповедовали помыслы духовникам, благословлялось чтение аскетической литературы, труд в светских учреждениях вменялся как святое монастырское послушание. Совершались монашеские постриги - как тайные, особенно среди женщин, так и явные, в основном среди мужчин, которые выходили на открытое служение Богу и Его Церкви.
В Соборе новомучеников и исповедников российских прославлены клирики Высоко-Петровского монастыря преподобномученики Игнатий (Лебедев; ум. 1938), Герман (Полянский; ум. 1937), Феодор (Богоявленский; ум. 1943), Макарий (Моржов; ум. 1931 Варлаам (Никольский; ум.1937), Косма (Магда; ум. 1937). Последние годы существования общины с ней тесно был связан и мученик Иоанн Попов (ум. 1937), профессор Московской Духовной академии. Еще многие клирики, постриженики и прихожане обители были расстреляны или умерли в тюрьмах, прошли лагеря и ссылки. Сонм этих подвижников возглавляет настоятель обители архиепископ Варфоломей (Ремов), расстрелянный в 1935 году. Все они ныне ходатайствуют о нас пред Престолом Божиим.
После закрытия обители в ней разместились завод по ремонту моторов для сельхозтехники, центральная медицинская библиотека, ОСОАВИАХИМ, многие помещения были отданы под коммунальные квартиры. Храмы и помещения монастыря были перестроены и обезображены. Позже здесь разместили учреждения Министерства культуры.
В 1960-80-х годах началось внешнее восстановление обители под руководством архитектора Б.П. Дедушенко.
Восстановление и реставрация монастыря, требующая серьезного подхода, многих трудов историков, археологов, реставраторов, архитекторов, художников и других специалистов, продолжается и сейчас.
10 октября 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, решением Священного Синода в монастыре была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря назначен епископ Зарайский Меркурий, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Московский и всея Руси Кирилл с посохом святителя Московского Петра.
20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Высоко-Петровского монастыря, отслужил здесь Божественную литургию и передал в дар обители величайшую святыню - часть мощей ее основателя, святителя Московского Петра. После Литургии Святейший Патриарх освятил главный благовестник монастыря - 8-тонный колокол «Святитель Петр». Всего на монастырской звоннице будет 12 колоколов, все они отлиты на московском заводе «Литэкс».
Недавно монастырю была возвращена и другая святыня - Казанская икона Пресвятой Богородицы, ранее принадлежавшая клирику обители преподобномученику Феодору (Богоявленскому).
По благословению Святейшего Патриарха пополняется число братии, налаживается монастырская жизнь: ежедневно перед мощами свт. Петра служатся братские молебны, по воскресеньям после Литургии совершается чин о Панагии, а перед вечерней службой читается акафист святителю Петру перед его святыми мощами, уже совершен первый иноческий постриг и диаконская хиротония среди братии монастыря.
Все больше людей приходят помолиться в обители и поклониться ее святыням - чудотворным иконам Пресвятой Богородицы, святым угодникам Божиим, частицы мощей которых почивают в монастыре -свв. первоверховным апостолам Петру и Павлу, свт. Спиридону Тримифунтскому, Киево-Печерским святым, прпп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, сщмч. Фаддею Тверскому.
Молитвами святителя Петра Московского, основателя этой святой обители, и всех святых, во обители сей подвизавшихся, да благословит Господь ее братию, всех труждающихся в ней, всех ее прихожан, жертвователей и благодетелей.
По материалам буклета «Высоко-Петровский мужской монастырь», Информационно-аналитическая служба Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2010.
Составители: монах Максим (Однорал), Елена Балашова
Фото: Алексей Анашкин, Елена Балашова, Владимир Ходаков, Даниил Африн