Свято-Успенский собор
Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры
Свято-Успенский собор.
Столетием позднее, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынове инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе» (Ис. 60, 10) Матерь Божия явила чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём магнатском произволе, он, за то, что лошади всполошились, понеслись и опрокинули повозку, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери - и... осечка: первый, второй, и третий раз.
Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, переводит взгляд на кучера, полумёртвого от страха, но с огоньком какой-то надежды в глазах, всё также обращенных в сторону монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Он едет в монастырь и со слезами покаяния падает на колени перед Почаевским чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.
И уже в 1771 году на месте небольших и разрозненных древних церквей, за проектом архитектора Готфрида Гофмана начинает строить в Свято-Успенской Почаевской Лавре в стиле позднего барокко величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Свято-Успенский Собор возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его - 54, а ширина - 40 метров.
Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его. Над центральным входом Успенского собора - икона Успения Божией Матери.
Внутри архитекторы придали ему крестообразную форму. Он разделён на три части аркадами колон, поражая взгляд богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь.
Интерьер Свято-Успенского собора.
Интерьер купола Свято-Успенского собора.
Фрагмент иконостаса Свято-Успенского собора.
Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Это и исцеление слепорождённого брата помещицы Гойской Филиппа в 1597 году, и перенесение Чудотворной иконы из замка Гойской на гору Почаевскую, перенесение инока в обитель из турецкого плена, воскрешение мёртвого младенца, сотрясение бесом жены Фирлея, граф Потоцкий и его кучер... И всё то, что сроднилось с этим краем - Волынью, этой святой горой так естественно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему. Золотыми буквами слева направо - православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене - огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.
Придел в честь святителя Николая Чудотворца.
Придел в честь святого князя Александра Невского.
Расписывал храм в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева - во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа - во имя святителя Николая Чудотворца. Освящены они в память посещения монастыря императорами Николаем I и Александром II. Собор хранит две лаврские святыни - Цельбоносную Стопу Божией Матери и Её чудотворную икону.
Благолепие и убранство Успенского собора.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
Далее: Монастырские храмы