Скитничество

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • Оглавление: Скит преподобного Саввы
  • Скитничество как форма монашеской жизни.

    По-коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) означает "большая пространная равнина". Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. С греческого слово "скитос" переводится как кожа, так как христиане-отшельники в египетских пустынях укрывались "шкурами зверей и устраивали жилища из шкур животных".

    В одном из посланий апостола Павла о людях, претерпевающих различные скорби ради веры, есть следующие строки: "скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли". В III - IV вв. в Скитской пустыне Египта поселялись самые строгие отшельники, первым из которых был преподобный Макарий Египетский. В Скиту были очень тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV в., пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров. "Воды там мало, да и находимая вода - отвратительного запаха, пахнет смолою, но не вредна для питья.

    Там живут только мужи, уже усовершенствовавшиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием? Но живут все между собою во взаимной любви, и с сердечным радушием принимают, кто бы к ним ни пришел". На время Великого поста в Скит приходили подвижники из других монастырей и проводили строгое время поста в более тяжелых для себя условиях. Кроме преподобного Макария Египетского, среди подвижников Скита известны преподобные Пимен, Исайя, Пафнутий, Сисой, Моисей Мурин, Иоанн, Арсений и другие. О жизни и подвигах скитских старцев повествует Скитский патерик.

    Преподобный Макарий Египетский был последователем преподобного Антония Великого, отца христианского монашества, и навещал его в Нитрийской пустыне, расположенной на расстоянии 10 миль севернее от пустыни Скитской. Некоторые церковные историки именно преподобного Антония считают основателем скитнической формы иночества, так как фактически жизнь отшельников, привлеченных именем преподобного и поселившихся в Нитрийской пустыне, была прообразом будущих скитов. Ученики преподобного Антония селились на довольно удаленных расстояниях друг от друга по одному или небольшими группами. Время от времени преподобный Антоний обходил отшельников. Они редко общались друг с другом и виделись только на субботних и воскресных службах, но находились под руководством одного игумена. Самые строгие подвижники из Нитрийской долины удалялись в пустыню Келий и Скит. В пустыне Келий отшельники также жили по одному "в глубоком безмолвии, в не нарушаемой тишине. Только по субботам и дням воскресным они сходятся все вместе в храм и только тогда видят друг друга, как бы являясь друг другу с неба", - вспоминал паломник, посетивший египетские монастыри в IV в. Скитники соблюдали строгий пост, жили трудами своих рук: плели корзины и циновки из тростника и ветвей, обрабатывали лен, плели веревки, неводы, переписывали книги.

    В первоначальных египетских скитах III-IV вв. не наблюдалось той классической зависимости скитов от монастырей, которая станет господствующей в следующую эпоху. Но уже сложились те три формы иночества, которые сохранились и по сей день. Это общежительное монашество (кино-вия), отшельничество (анахоретство), и скитничество. В первом случае иноки живут в монастыре под началом игумена, подчиняясь единым правилам (уставу), исполняя различные послушания. Анахореты спасаются в одиночестве. Поселения анахоретов составляют скиты. Скитничество обычно характеризуется как средняя форма подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. Если преподобный Антоний Великий считается отцом пустынников и скитников, то его современник преподобный Пахомий Великий становится основоположником общежительного монашества.

    "Вначале, когда я стал монахом, - говорил Антоний одному из учеников Пахомия, - не было ни одной киновии (или общежительного монастыря) для воспитания других, но каждый из прежних иноков подвизался сообразно своему духовному стремлению". Преподобный Пахомий считал, что инок должен пройти путь строгого послушания в общежительном монастыре, прежде чем перейти к отшельничеству. По преданию, устав для будущего общежительного монастыря преподобному Пахомию передал Ангел, сказав при этом: "устав... я дал для тех, у кого ум еще незрел, чтобы они, вспоминая общее правило жизни пред Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа". На западной стороне алтарного столпа звенигородского Успенского собора, построенного при жизни преподобного Саввы, сохранились фрески преподобного Андрея Рублева, расписавшего храм по приглашению князя Юрия в начале XV в. На одной из фресок сохранилось изображение преподобного Пахомия и Ангела, который протягивает преподобному текст устава и указывает на свой куколь, как на образец монашеского одеяния. Так до нашего времени дошло напоминание об устроении преподобным Саввой обители на Сторожах по общежительному уставу, в основе которого лежит древнейший устав египетского святого преподобного Пахомия Великого.

    Из Египта монашество, а вместе с ним и скитничество, распространилось по всему христианскому миру. Преподобный Савва Освященный, небесный покровитель преподобного Саввы Сторожевского, основал в Палестине семь монастырей (скитов), позже назвавшихся Лаврой. В переводе слово "Лавра" означает узкий проход, улица, и является палестинским названием скита. В связи с мусульманскими завоеваниями VII в. угасает иночество в Египте, Палестине, Сирии, но пышным цветом расцветает православное монашество на территории Византийской империи. Для нас особенно дорога связь русского иночества с Афонскими монастырями и скитами, которая была установлена отцом русского монашества преподобным Антонием Печерским и не прекращается и по сей день.

    Наиболее ранние упоминания о православных скитах на территории России относятся к последней трети XV в. Начало скитничества как новой формы монашеской жизни для русских подвижников связано с именем преподобного Нила Сорского. Находившиеся под духовным руководством преподобного заволжские скиты существовали группами, разбросанными на определенной территории. В келиях проживало обычно по двое или трое иноков, один из которых был учителем (старцем), остальные - учениками (послушниками). Жизнь подвижников вдвоем или втроем при совместном труде и послушании преподобный Нил называл царским, золотым путем, предпочитая его другим формам монашеской жизни. Преподобный составил "Устав скитского жития" или "Предание о жительстве скитском", где описана внутренняя борьба со страстями по учению святых отцов.

    "Нужно и то знать, - пишет преподобный Нил, - что мы избираем место безмолвия, - да отступим от неполезного мятежа, молвы и прочего, неугодного Богу, и пребудем в заповедях Его, все потребное приобретая трудами своими; если же нет, то по малу взимая милостыни, откуда усмотрит благость Его, но излишнего всячески избегая. Будем же делать то, что угодно Богу: пение, молитву, чтение и поучение в вещах духовных, рукоделие и труд в какой-либо работе. И так, мало-помалу - по силе своей, - приближаясь к Богу, во внутреннем человеке, будем возсылать во благих делах своих славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу - Единому в Троице Богу, ныне и присно и во веки веков, аминь". Преподобный Нил установил строгое скитское житие. Как в древних восточных монастырях, в храм скитники ходили только по субботам, воскресениям и праздникам. В остальные дни они молились и трудились в своих кельях. По уставу, положенным преподобным Нилом, пропитание скитники снискивали трудами рук своих, милостыню принимали только в случае крайней нужды, из скита не выходили, в церкви серебряных украшений не имели, даже для святых сосудов; женщинам в скит входить было запрещено. В числе первых поселенцев скита преподобного Нила был Дионисий из князей Звенигородских, перешедший из монастыря преподобного Иосифа Волоцкого.

    В основном Скитский устав был распространен в небольших монастырях русского севера. На Руси скитом называлось собрание келий в уединенном месте, обычно с небольшим храмом, возникшее на земле какого-либо монастыря, для подвижников более строгой жизни. На примере Анзерского скита на Северном море (XVII в.) можно проследить историю возникновения типичной скитской обители.

    Обычно из монастыря выходил подвижник, чтобы вести жизнь отшельническую, и удалялся в уединенное место. В дальнейшем к нему приходили другие любители пустынной жизни, и по прошествии некоторого времени возникал скит. Как правило, скит, основанный выходцем определенного монастыря, создавался на монастырской земле, поэтому обычно скит считался как бы частью монастыря-митрополии, в очень редких случаях обретая полную самостоятельность. Анзерский скит, основанный иноком Соловецкого монастыря преподобным Елеазаром, со временем стал независим от монастыря, причем сначала это обстоятельство вызвало сильное недовольство Соловецкой братии. Преподобный Елеазар "установил для сподвижников древний чин скитского жития по примеру святых отец. Кельи безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером и накануне праздников собирались они для общей молитвы, в которой проводили всю ночь и следующий день. Совершив праздничное или воскресное пение, расходились по кельям для богомыслия. Молитва, песнопение, пост и ручной труд по силам составляли их обычное занятие; о душевных помыслах и искушениях, нападающих на них, они открывали преподобному старцу, как опытному своему наставнику и пользовались от него духовными советами".

    Почему же наибольшее количество русских православных скитов возникло уже в XIX столетии? В XVIII в. монастырская жизнь испытала настоящие потрясения, причем исходили они со стороны правительства. Террор времен Анны Иоанновны, распространяемый на православное духовенство, как впрочем, и на остальные слои русского общества, обескровил монашество. Светским правительством пострижения были запрещены, за исключением вдовых священнослужителей и солдат. Рост монастырей был очень незначителен на фоне огромного числа закрывающихся обителей. В 1764 г. монастыри были лишены своих земельных владений. Самостоятельность духовенства в ведении собственного хозяйства была сильно ограничена. Только с конца XVIII в. начинается постепенный подъем монашества. На славянский язык преп. Паисием Величковским были переведены творения Святых Отцов - "Добротолюбие". Перевод был издан благодаря митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову). В своей обширной епархии митрополит Гавриил устраивал общежительные монастыри, в настоятели которых назначал опытных, сильных духом подвижников.

    "Вся деятельность Гавриила, повлиявшая на жизнь монастырей более поздней эпохи - 1-й половины XIX в., была первым шагом в создании основ подлинно аскетического монашеского жития и весьма способствовала развитию старчества", - отмечал церковный историк И.К. Смолич.

    В молдавских монастырях, находившихся под руководством преподобного Паисия Величковского, был введен Афонский устав и воспитаны подвижники, впоследствии воскресившие традиции строгого общежительного и скитнического иночества на русской почве. Скитничество, а вместе с ним и старчество отчасти возникли как ответ монашества на положительные перемены в жизни Русской Православной Церкви. Именно этот подъем конца XVIII в. дал впоследствии такие имена как преподобный Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни и Глинской пустыни, святители Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов), Феофан (Вышенский) и многие другие. В XIX столетии возрождаются ранее закрытые монастыри, появляются новые обители, число монахов и послушников постоянно возрастает. На невиданный доселе высокий уровень поднимается состояние духовного образования, миссионерской и благотворительной деятельности Церкви.

    Преподобный Паисий Величковский отмечал важность всех трех путей иночества - киновии, скитничества и анахоретства, но предпочтение все же оказывая скитничеству. В письме своему другу старец Паисий дает следующую характеристику монашеской жизни:

    "Ты должен знать, мой возлюбленный друг, что Святой Дух через св. отцов разделил монашескую жизнь на три вида, а именно: отшельничество в одиночку, совместное житие двух-трех братии и общее житие.

    Отшельничество надо так понимать: вдалеке от людей, в пустыне проводят отшельники свою жизнь, заботясь лишь о спасении своей души, заботы же о питании, одежде и другие земные нужды предоставляют Божьему Провидению, крепко держась веры в Единого Бога, потому что только Он есть помощь и утешение в этом мире.

    Житие вместе с одним или двумя братиями нужно представлять так: старший, старец, опытный в Священном Писании, живет отдельно и имеет одного или двух учеников, находящихся у него в полном послушании и повиновении, душой и телом.

    Общее житие подражает жизни Господа Иисуса и Его учеников, как пишет Василий Великий. Число учеников должно быть не менее двенадцати, и с Божией помощью может возрасти до очень большого числа, притом даже разноязычных. Смысл этой жизни состоит в том, чтобы живущие во имя Христово братия имели одну душу и одно сердце, один ум и одну волю - исполнять ради Христа Божий заповеди, взаимно помогать нести тяготы каждого. При этом все проявляют взаимную любовь и взаимное подчинение, и все вместе подчиняются предстоятелю монастыря, который искусен в знании Священного Писания и поучает их словом и примером. Братия должна почитать его как отца и учителя, полностью подчиняться ему, как будто он Сам Господь, при совершенном отвержении и умерщвлении собственной воли и собственного мнения. Все, что служит телесным нуждам, должно быть общим.

    Во всех трех видах монашества, поскольку они установлены Святым Духом, благоугодили Богу многие святые отцы, просиявшие духовными дарованиями, как солнце. И для всех трех видов монашеского жития находят отцы основание в Священном Писании.

    Говоря о первом виде, то есть об отшельничестве, они показывают высоту этого жития, но также и многочисленные искушения, с ним связанные.

    Житие вместе с одним или двумя братиями отцы хвалят, называют его "царским путем" и применяют к нему следующие слова Священного Писания: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20).

    Для общего, киновийного жития отцы приводят следующее место Священного Писания: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! (Пс. 132. 1).

    Хотя монашеская жизнь бывает трех видов, но св. Иоанн Лествичник советует тем, кто из мира вступает в монашество, не уклоняться ни налево, ни направо, но идти царским путем. Это означает, что не надо удаляться в пустыню, которая требует ангельской силы. Так же советуют и другие отцы".

    В России большинство православных скитов возникает в XIX веке. Русское скитничество синодального периода наследовало древние восточно-православные традиции этого вида монашества, хотя в новых исторических условиях на русской почве скитничество приобретает некоторые особенности. В первую очередь это касается административно-хозяйственного устройства русских скитов. Обычно скиты появлялись при монастырях первого класса для иноков более строгой подвижнической жизни, в основном для схимников. Поблизости от монастыря могли находиться не один, а несколько скитов, как, например, Гефсиманский скит и Параклит близ Троице-Сергиевой лавры. Связи скитов со своими монастырями были духовными, историческими, административными, хозяйственными.

    Управлялись скиты настоятелем монастыря, который из числа скитской братии назначал игумена или благочинного, в обязанности которого входило наблюдение за правильным ведением богослужения, соблюдением устава, но вопросы административно-хозяйственные решал настоятель монастыря. Собственность скита рассматривалась как общее монастырское имущество. Обычно от монастыря скитники получали все необходимое: продукты, одежду. Если в скиту не было своей церкви, на праздники братия ходила в монастырь. Скит с церковью представлял собой как бы небольшой монастырь, но зависящий от настоятеля основного, более крупного монастыря. В этом смысле положение скитов можно сравнить с приписными монастырями досекуляризационного периода. Но это сравнение внешнее, т. к. роль скитов в корне отличалась от значения приписных монастырей.

    Последние служили источниками материального дохода для главных обителей. Скиты же становились средоточием духовной жизни для своих обителей, для мирян, живущих и в округе, и далеко за ее пределами. Именно в скиты, к старцам, шли за советом люди самых различных чинов и званий, от императоров и князей до простых бедняков-странников. Со словом "скит" неразрывно связано понятие старчества. Жили в скитах, в основном, схимники - иноки, которые приняли высший постриг. В видении иеросхимонаха Киево-Печерской Лавры Парфения "ему явилась Божия Матерь, и он спросил Ее, каковы обязанности монаха-схимника, а в ответ услышал: только одна обязанность - неустанно молиться за весь мир". Жизнь в скитах гораздо строже, чем в монастырях, что выражается в большем келейном правиле, более продолжительных службах и совершенной уединенности от мира. В творениях митр. Филарета (Дроздова) есть следующее изречение: "Скит для уединения, а не для показывания. И тех, которые сами желают посетить скит, надобно допускать с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолствующим. А приглашать никого не должно".

    Н.С. Лесков пишет о Валааме как о тихих скитах русского Афона. "Особенно хороши эти скиты, с их непробудной тишью, и из них особенно поражает скит Предтечи ... Здесь живут пустынники, для которых суровость общей валаамской жизни кажется недостаточною: они удаляются в Предтеченский скит, где начальство обители бережет их покой от всякого нашествия мирского человека. Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но непрестанно молящиеся за мир, здесь вечный пост, молчанье и молитва". В синодальную эпоху, когда в Российской империи утвердилась официально-государственная идеология и Церковь фактически была приравнена к государственному учреждению, православные скиты становятся живыми источниками истинной веры. После посещения скита люди, потерявшие веру, часто обретали ее вновь.

    Далее: Преподобный Савва и его святая пещера
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос