Отцу Игнатию также много пришлось трудиться для пустыни...

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • Оглавление: Свято-Троицкая Сергиева пустынь

  • О. Игнатию также много пришлось трудиться для пустыни, но еще больше выпало на его долю вкусить сладости от своих трудов. Если архимандрит Игнатий Брянчанинов видел только первые плоды своих трудов, то архимандрит Игнатий Малышев видел результат трудов своего предшественника и своих трудов. 10 декабря 1857 г. настоятель пустыни был назначен благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии.

    Дела благочиния настолько обременяли о. Игнатия, что он стал просить митрополита об освобождении от этой должности. Митрополит согласился удовлетворить просьбу о. Игнатия, но Череменецкий монастырь оставил в благочинии Троице-Сергиевой пустыни.

    В 1867 г. в пустыни было братии с настоятелем 35 человек, из них: наместник (иеромонах) — 1, иеромонахов — 12, иеродиаконов — 5, диакон — 1, монахов — 6, послушников — 4, разных — 5. Через 10 лет в пустыни число братии и постоянно живущих насельников возросло почти вдвое. С настоятелем было 61 человек. Из них: иеромонахов — 20, иеродиаконов — 8, монахов — 4, в числе которых 1 схимонах, послушников — 14, проживающих по паспортам — 14. Такому быстрому росту числа братии способствовало увеличение построек в пустыни.

    5 июля 1859 г. состоялась закладка большого каменного корпуса на 40 келий с церковью. При закладке присутствовал митрополит Григорий. Корпус строился на средства Михаила Васильевича Шишмарева, пожертвовавшего более 40 000 рублей. К этому времени уже был выстроен храм во имя преподобного Сергия.

    Освящение храма назначалось на 20 сентября. На освящение храма собралось много знатных особ. Храм освящал митрополит Григорий. В 1860 году архимандрит Игнатий составил описание нового храма. В этом же году описание было издано в Санкт-Петербурге под названием «Храм преподобного Сергия в первоклассной Троицкой Сергиевской пустыни», всего на 8 страницах.

    В начале описания о. Игнатий пишет:

    «Давно нуждалась Сергиева пустынь в пространной церкви. Помнят благочестивые посетители, как бывало тесно в старой Сергиевской церкви в великие посты и в большие праздники. Многие богомольцы не могли вмещаться и оставались вне оной. Немало скорбело о том братство Сергиевой пустыни, и услышана была печаль их... И совершилось создание храма, храма великолепного, по отзыву всех, видевших его!»

    Новый храм производил на всех посетителей сильное впечатление. Особенно понравился он Андрею Николаевичу Муравьеву, который пожертвовал в 1861 г. в пустынь «малый крест» с частицею святых мощей преподобного Сергия. В великую субботу, 22 апреля 1861 года, Андрей Николаевич Муравьев писал о. архимандриту Игнатию:

    «...С сердечным утешением приношу святой обители Вашей частицу мощей Преподобного Сергия, именем коего она прославляется, и, вместе с тем, долгом поставляю объяснить, каким образом святыня сия досталась в мои грешные руки.

    Когда возвратился я из Иерусалима в 1850 году, принес я Преосвященному митрополиту Московскому много святыни из святаго града для Лавры Сергиевой и для вновь учрежденного им скита Гефсиманского, вместе с утвердительною грамотою от Патриарха Иерусалимского Кирилла, икону Успения из древней Гефсимании для освящения новой, мощи великомученика Пантелеймона и камень из святого гроба, который был положен владыкою в палатке Преподобного Сергия. Все сии приношения так утешили Святителя Московского, что и он пожелал мне дать в благословение частицу мощей Угодника Вожия Сергия, как бы в вознаграждение за ту святыню, которая была принесена ему от святых мест».

    В рапорте митрополиту Исидору архимандрит Игнатий писал 3 мая 1861 г.: «..лю принятии сея частицы святых мощей с должным чествованием, — она помещена в храме, при образе угодника Божия преподобного Сергия».

    Муравьев попросил митрополита Филарета дать письменное подтверждение о частице святых мощей преподобного Сергия. 8 ноября 1861 г. митрополит Филарет писал:

    «Вам угодно, Милостивый государь, Андрей Николаевич, о частице святых мощей Преп-го Отца нашего Сергия, которая Вам дана в благословение в Лавре, когда Вы принесли нам благословение с Востока, и которую Вы полагаете в церковь Сергиевой Пустыни, иметь письменное удостоверение. Вот имеете оное.

    Благословение Преподобного Сергия да пребывает в обители, которая есть дщерь Его Обители.

    Филарет М. Московский».

    Через три года А.Н. Муравьев пожертвовал в пустынь серебряный ковчег с частицами святых мощей. В архивных документах сохранилось описание святых мощей под названием: «Принесение в дар Сергиевой Пустыне камергером Андреем Николаевичем Муравьевым сребропозлащенного, украшенного каменьями, ковчега с частицами святых мощей».

    Получено:

    От Патриарха Александрийского Иерофея:

    1. Главы св. Апостола и Евангелиста Матфея.

    2. Святителя Василия Великого.

    От Епископа Фиваиды Никанора:

    3. Св. Кирилла Патриарха Александрийского.

    4. Священномученика Игнатия Богоносца.

    5. Преп. Феодосия Киновиарха, или общих житий начальника.

    Из рода Головиных:

    6. Св. Афанасия, Патриарха Александрийского.

    С разрешения того же Патриарха Александрийского Иерофея:

    7. Св. Апостола Фомы.

    8. Св. Евфимия Великого.

    9. Св. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского.

    Святые мощи в пустыни «встречены были крестным ходом с колокольным звоном, отслужен торжественный молебен и мощи поставлены в драгоценном ковчеге на солее Сергиевской церкви».

    В частице святых мощей преподобного Сергия подвижники пустыни и богомольцы видели присутствие в пустыни самого преподобного Сергия и его благословение пустыни. С этого времени наступает полный расцвет Троице-Сергиевой пустыни. Никогда пустынь не стояла на такой высоте, как в последнее сорокалетие XIX века. Внешний и внутренний вид монастыря, образцовое богослужение и пение, хорошие отзывы о монахах — все это сделало монастырь общеизвестным. О Троице-Сергиевой пустыни стали говорить в печати. Пустынь стали посещать в большом числе иностранные туристы и деятели. Всех приезжавших особенно поражало великолепие храмов.

    В деле сооружения новых храмов и других построек архимандрит Игнатий превзошел своего предшественника.

    За 25 лет своего настоятельства он успешно закончил 50 построек. Эта цифра наглядно говорит о труде отца Игнатия и о его способности находить средства для осуществления строительных работ.

    В 1862 г. над монастырскими вратами выстроена была церковь во имя св. Саввы Стратилата. Через год освящалась новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1864 году около алтаря Троицкого собора была устроена часовня, в которой помещена чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Часовня была устроена над гробом основателя пустыни архимандрита Варлаама. Кроме того, в 1862 г. были выстроены два братских каменных двухэтажных корпуса, рассчитанных на 40 келий.

    Монастырские здания содержались в абсолютной чистоте и опрятности. Чистота поддерживалась в садах, на кладбище, на всех дорожках и аллеях, что придавало монастырю вид особой свежести. Для осушения местности на определенной глубине были проложены трубы, по которым подземные воды стекали в фруктовый сад.

    Увеличение построек позволило пополнять число монастырской братии. В 1867 г. в пустыни числилось братии с настоятелем 46 человек и 25 человек проживало на богомолье. Итого 71 человек. Жизнь монахов проходила по строго установленному порядку. К 1868 г. в Троице-Сергиевой пустыни были приняты Богослужебный и монашеский Уставы, которые отличались от Уставов общежительных монастырей. Богослужебный устав в пустыни был тот же, который принят в Русской Православной Церкви, но без особенностей, введенных в других общежительных монастырях. Время для совершения богослужения распределялось в пустыни таким образом:

    «Утреня в будни начинается в пять часов утра, а в дни воскресные и праздничные зимою всенощные начинаются в 4 часа.

    За утреней непосредственно следует ранняя литургия; в 10 часов начинается поздняя, в 5 часов пополудни — вечерня. В зимние месяцы сверх утренних всенощных бдений на воскресные и праздничные дни, для удобства приходящих богомольцев, отправляются еще таковые же бдения с вечера. Ранних литургий в летнее время бывает нередко по две или по три на день. Эти литургии, так называемые заказные, отправляются в поминовение усопших, погребенных в пустыни.

    Все употребляющиеся при богослужении православной церкви напевы, как нотные, так и партесные, употребляются и при богослужении в пустыни. Монастырский хор, образцовый по составу голосов и выдержке, исполняет с замечательной отчетливостью и сочинения лучших наших церковных композиторов — Бортнянского, Турчанинова, Львова и других... Пение всегда бывает на два клироса с канонархом: лики сходятся на средину храма, когда это положено по уставу, именно: для пения стихир на вечерне и утрени и задостойни-ка на литургии, для окончания утрени по прочтении первого часа и вечерни, по прочтении повечерия также оба лика сходятся на средину храма и поют после всего краткое славословие Пресвятой Троице, так как обитель, по главному своему храму, посвящена Триипостасному Божеству». Крестный ход совершался в пустыни дважды в году: в день обретения мощей преп. Сергия (5 июля) и 1 августа. В день обретения мощей преп. Сергия крестный ход совершался вокруг монастыря, а 1 августа «церковная процессия с хоругвями и крестами направлялась для освящения воды на монастырский пруд, находящийся на восточной стороне монастыря за оградой».

    О монашеском Уставе известно следующее:

    «Монашеский устав в обители принят тот же, какой в других общежительных монастырях. Желающие поступить в монастырь предварительно испытываются, к какому послушанию более способны — к клиросному, письменному, хозяйственному и пр. — и, по принятии, поручаются для приобучения к иноческой жизни вообще и в частности к избранному роду послушания, опытным в том и другом старцам. Срок для приготовления к званию послушника не определяется; по усмотрению способностей приготовляемого монастырское начальство во всякий срок может сноситься с консисторией о включении испытуемого в штат послушников. Затем необходимо по крайней мере 3 года, чтобы принятый в число послушников мог быть, если окажется достойным, пострижен в монахи. Пострижение совершается не иначе, как с разрешения епархиального начальства, равно как и облечение в великую схиму».

    В 1870 г. Священный Синод хотел перевести Троице-Сергиеву пустынь на положение общежительного монастыря и ввести в пустынь общежительный Устав, но архимандрит Игнатий убедительно объяснил, что изменять положение пустыни не следует. Согласившись с доводами настоятеля, митрополит Исидор в рапорте от 30 апреля 1870 г. писал Св. Синоду:

    «...Настоятель же первоклассной Троицкой Сергиевой Пустыни Архим. Игнатий донес, что эта пустынь в настоящее время находится в столь благоустроенном состоянии, что изменять существующий порядок ея, как монастыря штатного на общежительный, не настоит ни малейшей надобности. Причины этому он указывает следующие:

    1. Церковное богослужение совершается по церковному уставу и монастырскому чиноположению со всевозможною точностью и благоговением.

    2. Стройное гармоничное монашествующего хора церковное пение, начавшееся с 1834 года... доставляет посетителям обители душевную отраду, назидание и утешение, как свидетельствуют о том многократные отзывы не только Петербургской публики с иностранцами, иностранными послами и посланниками, но и многих иерархов Церковных, а нередко и высочайшей фамилии, удостаивающей обитель посещением и благосклонным вниманием».

    Священный Синод принял во внимание мнение митрополита Исидора и оставил Троице-Сергиеву пустынь на прежнем положении.

    Хорошая организация жизни и хозяйства монастыря открыла возможность благотворительной деятельности Троице-Сергиевой пустыни. С 1866 года на содержание Санкт-Петербургской Духовной семинарии и духовного училища Пустынь ежегодно жертвовала по 1 000 руб., из которых 500 руб. из части всей братии.

    В 1869 г. княгиня Пелагия Николаевна Ширинская-Шихматова сообщила о. настоятелю, что она, в память умершего сына Александра Платоновича, желает учредить шесть кроватей для больных и престарелых в Сергиевой Пустыни. Княгиня жертвует 8 000 руб., на проценты с которых должны содержаться 6 человек больных. В число 6 человек могут назначаться 4 из братии, а 2 из других сословий. Кроме того, княгиня жертвовала 1 000 руб., на проценты с которых должны содержаться 2 лампады. Одна лампада должна гореть в больнице, а вторая перед иконой «Божией Матери, в храме, вместе с ковчегом, в котором хранятся части святых мощей, завещанных княгинею после ее смерти в Сергиеву Пустынь».

    Архимандрит Игнатий принял предложение Ширинской-Шихматовой и обратился с ходатайством к митрополиту Исидору. 25 января 1869 г. митрополит Исидор в рапорте Св. Синоду писал: «Настоятель Троицкой Сергиевой Пустыни Архимандрит Игнатий, в рапорте мне от 25 ноября 1868 г. за № 253-м, объяснил, что существенная надобность, в устроении больничного помещения для престарелых и болезненных братии Сергиевой пустыни, давно озабочивала обитель, но недостаток средств лишал возможности привести это желание в исполнение». Далее митрополит сообщал о предложении княгини и просил Св. Синод разрешить архимандриту Игнатию открыть в пустыни больницу. 21 февраля 1869 г. из Св. Синода последовала резолюция за № 425:

    «Разрешив открыть в здании Сергиевской пустыни больничное помещение для больных... дать знать об этом преосвященному митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому указом».

    Больница в пустыни была открыта. Сначала в больнице лечилось по 6 человек, а затем число больничных коек было увеличено. Обслуживали больных сами монахи, но врач был из числа вольнонаемных. Постепенно монастырская больница получила более широкое назначение. Из окружных поселений крестьяне обращались в монастырскую больницу и пользовались амбулаторным лечением. Одновременно в пустыни действовал и инвалидный дом, в котором содержалось 30 инвалидов. Инвалидный дом также находился в ведении монастыря.

    Далее: Благотворительная деятельность пустыни уже в семидесятых годах стала известна и за границей.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос