Великая княгиня

Елисавета Феодоровна

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Сергиев скит
  • Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

    Великая княгиня Елисавета Феодоровна, мученица Российская, родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Её полное имя - Елизавета Александра Луиза Алиса. В семье её звали Элла.

    У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елисавета (Элла), Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (Алике), будущая Императрица Российская Александра Федоровна, и Мария.

    Великий герцог Гессенский Людвиг IV с дочерьми Эллой (справа) и Аликс (слева). 1881 год
    Великий герцог Гессенский Людвиг IV с дочерьми Эллой (справа) и Аликс (слева). 1881 год.

    Это была очень сплоченная и дружная семья. Дети Гессенской четы воспитывались по примеру и традициям старой Англии. Их жизнь проходила по строго установленному матерью регламенту, и мать присматривалась к наклонностям и талантам каждого ребенка и старалась прививать им качества, основанные на глубоких принципах христианства. Принцесса Елисавета росла очень красивой девушкой, высокой, стройной, с прекрасными чертами лица. Ее красота соответствовала и ее духовным качествам. У нее отсутствовали всякие признаки эгоизма. Она была жизнерадостной и отличалась тонким чувством юмора. Бог наградил ее даром живописи и чувством музыки.

    Но одним из главных качеств ее натуры были высокая религиозность и любовь к ближним.

    Огромное влияние на ее мировоззрение оказали жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, причисленной к лику святых Католической Церковью в XIII веке. В их доме в Дармштадте всегда было много музыкантов, артистов, художников, композиторов, профессоров. Одним словом, одаренных людей самых разных специальностей. Здесь собиралось уникальное по духовной и культурной глубине общество. В такой культурной среде возрастали все дети этого дома, делая свои первые познания в осмыслении мира. Многогранная, богатая внутренняя жизнь с самого раннего детства проходила в соприкосновении с религией. Мама Елизаветы Федоровны говорила:

    «Что бы с нами стало в этой жизни, если бы у нас не было веры и убеждения, что есть Бог, который царствует над миром и над каждым из нас? Я чувствую потребность молиться; я с удовольствием пою с моими детьми духовные песни, и у каждого есть своя любимая».

    В двадцать лет Елизавета вышла замуж за Великого Князя Сергея Александровича, брата Российского Императора Александра III. Они познакомились еще в ранней юности, когда Сергей со своей матерью, Императрицей Марией Александровной, подолгу гостил в доме родственников в Дармштадте.

    «Принцесса Элла (будущая святая Елисавета) сразу почувствовала расположение к русскому Князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю. Скромный и застенчивый, мужественный и целеустремленный в желании служить своей великой Родине, Сергей обладал утонченным художественным вкусом и врожденной музыкальностью. Гармония их душ и общность устремлений, готовность отдавать себя без остатка людям были поразительными! Влюбленность незаметно переросла в жертвенную взаимную любовь, тихую, сильную и вечную», (протоиерей Артемий Владимиров «Белый Ангел Москвы», М., 2009 год С. 11).

    В церкви Большого дворца города Санкт-Петербурга состоялось венчание по православному обряду, а после него - по протестантскому в одной из гостиных дворца. По взаимному согласию их брак был духовным, так как в юности оба супруга дали обеты девства.

    В 1888 году Великой Княгине представилась возможность поехать на Святую Землю. Император Александр III поручил В.К. Сергею Александровичу присутствовать при освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного в память их матери, императрицы Марии Александровны.

    Там, у подножья Елеонской горы, Великая княгиня произнесла пророческие слова: «Я бы хотела быть похороненной здесь». У Гроба Господня Спаситель открыл ей Свою волю, и у неё окончательно созрело решение перейти в православие.

    В Лазареву субботу, 13 апреля 1891 года, в маленькой домовой церкви Великого Князя Сергея Александровича над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в православие. Во время Таинства перехода в православие, после святого миропомазания, Государь Император Александр III благословил свою невестку иконой Спаса Нерукотворного.

    С 1891 года Великокняжеская супружеская чета переезжает в Москву, куда Великий Князь был назначен генерал-губернатором.

    С этого года имя Великой Княгини Елисаветы Феодоровны неразрывно связано с Первопрестольной. В Москве во всей своей широте развернулась благотворительная деятельность Елисаветы Феодоровны. Великая княгиня постоянно ходила по церквям, больницам для бедняков, домам престарелых, приютам для беспризорных детей. Везде Великая Княгиня старалась сделать что-то, чтобы облегчить страдания людей.

    Несмотря на свою занятость социальными проблемами, Елисавета Феодоровна исполняла и свою обязанность как супруга генерал-губернатора Москвы. Это была пора душевного и духовного роста. Ни одного вопроса, каким бы он ни казался трудным, не оставляла без внимания Елисавета Феодоровна и прилагала все свои усилия к разрешению его. Это было свидетельством ее морального мужества и самоанализа, основанного на глубокой религиозности.

    Каждое новое дело в Москве было для княгини не просто задачей, требующей творческого решения, но барьером нравственности. Культура любого вида ее деятельности столь совершенна и нравственно обоснована, что для многих эта сторона бытия Елисаветы Феодоровны открывается впервые. На московской земле Великая Княгиня созидала свой великий духовный град, посвятив ' жизнь защите своего государства, спасения безнадежно больных, раненых, обездоленных детей и взрослых. Именно в Москве Елисавета Феодоровна смогла организовать благотворительные базары, освоить эту величайшую культуру дарения.

    Жизнь её протекала в помощи обездоленным людям, она помогала лечить раненых воинов. После гибели мужа в феврале 1905 года от руки безбожного террориста Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Богу. Она создает в Москве обитель труда, милосердия и молитвы на улице Большая Ордынка под названием Марфо-Мариинская обитель в честь святых сестёр Марфы и Марии.

    «Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея», - так взошла Великая княгиня в мир бедных и страдающих. За короткий срок в обители было построено два храма, больница, аптека, где лекарства отпускались бесплатно, школа, детский приют для девочек, дом для бедных чахоточных женщин на 18 кроватей, библиотека, бесплатная столовая, где обеды отпускались на дом.

    В её комнате стояла кровать без матраца, на сон отводилось три-четыре часа, в полночь по уставу молитва, потом обход тяжелобольных. С началом Первой мировой войны Елисавета Феодоровна начала снаряжать санитарные поезда. Даже такая благотворительность не спасла обитель от произвола большевиков.

    Арестовали настоятельницу в апреле 1918 году на день памяти Иверской иконы Божией Матери и с другими сановниками царской фамилии отправили в Уральский город Алапаевск. Вместе с матушкой Елисаветой в качестве провожатых отправились две сестры обители: Варвара Яковлева и Екатерина Янышева, - которых в конце пути отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы её оставили при матушке, и вместе с ней 5/18 июля 1918 года приняла мученическую смерть. Они были заживо сброшены в шахту близ деревни Синячиха.

    Елисавета Феодоровна и князь Иоанн Константинович зацепились за край выступа на 15-метровой высоте, остальные мученики упали на дно шахты. Случайный свидетель слышал, что из глубины шахты долго раздавалась Херувимская песнь. В тяжёлых муках умирали страдальцы.

    После занятия армией Колчака Екатеринбурга тела мучеников извлекли из шахты, одели в белые саваны и в Алапаевской кладбищенской церкви отслужили панихиду. Затем все восемь гробов были отправлены по железной дороге в Читу, где они в течение шести месяцев сохранялись в Покровском монастыре.

    С невероятными трудностями тела были переправлены за границу, в Пекин. Хлопотами сестры Елисаветы Феодоровны, принцессы Виктории, гробы с телами Великой княгини и инокини Варвары через Шанхай были доставлены в Иерусалим, куда прибыли в январе 1921 года. Первоначально гробы установили под сводами храма святой Марии Магдалины. Сбылись пророческие слова, сказанные Великой княгиней в 1888 году. Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе в 1992 году прославила преподобномучениц Елисавету и Варвару в лике святых. Память 5/18 июля.

    Далее: Из записок русского паломника Г. Тулина
    В начало

     
    Rambler's Top100