Строительство скита

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Сергиев скит
  • Строительство скита.

    В январе 1906 года был избран настоятель Сергиева скита. Им стал иеромонах Герасим. Отец Герасим, в миру Михаил Андреевич Гаврилов, родился в 1868 году в селе Трубино Калужской губернии. Происходил из крестьянского сословия. В 1887 году поступил в число послушников Тихоновой пустыни, где проходил послушание в качестве келейника у старца Герасима, который, обладая даром предвидения, предсказал юному Михаилу место будущего Сергиева скита.

    В 1892 году Михаил Гаврилов перемещен в Калужский Лаврентиевский монастырь, где был пострижен в монашество 13 сентября 1899 года с именем Герасим. В Лаврентиевской обители он был рукоположен в сан иеродиакона в 1901 году и в сан иеромонаха - в 1903 году. За благочестивую иноческую жизнь награжден набедренником и грамотой от Святейшего Синода. В январе 1906 года утвержден в должности настоятеля Сергиева скита и избран в члены Императорского Православного Палестинского Общества.

    Еще до начала строительства самого храма был выстроен в скиту дом (больница-богадельня) для увечных воинов Московского военного гарнизона, которым командовал Великий Князь. В этом двухэтажном доме с большой красивой террасой в большом киоте был устроен образ Божией Матери, а также помещены фотографии, отражающие пребывание В.К. Сергея Александровича в Калуге в 1897 году. Вскоре при этом доме была устроена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».

    Сразу после чина закладки храма при доме для увечных воинов в Москву была отправлена телеграмма на имя Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: «Ея Императорскому Высочеству Великой Княгине Елисавете Феодоровне. В день храмового праздника Сергиева скита мы торжественно молились о драгоценном здравии Государя Императора, Государынь Императриц, Государя Наследника Цесаревича и Вашего Императорского Высочества, в присутствии массы молящихся заложили храм во имя Божией Матери «Скоропослушницы» для больницы-богадельни. Приносим Вашему Императорскому Высочеству почтительнейшие поздравления с совершившимся торжеством, молитвенно желаем Вашему Императорскому Высочеству здравия на многие лета. Подписи: Александр, Епископ Калужский, настоятель Сергиевой пустыни Герасим, член Палестинского Общества Княгиня Анна Горчакова, ректор Духовной Семинарии протоиерей Алексей Преображенский, Ирина Яковлевна Коншина с сыновьями Николаем и Георгием; законоучитель Николаевской гимназии протоиерей Остроглазов, член Палестинского Общества ключарь собора протоиерей Орлов, протоиерей Иоанн Сперанский».

    В ответной телеграмме Великая Княгиня Елисавета Феодоровна писала: «Благодарю Вас, Владыко, и всех молитвенно вспоминавших меня на вашем вчерашнем торжестве. Да благословит Господь и Пресвятая Владычица ваше новое святое начинание в дорогом Сергиевском скиту. Елисавета».

    Закладка основного храма Сергиева скита состоялась 5 июля 1906 года, в день тезоименитства Великого Князя Сергея Александровича. Началу закладки предшествовал молебен преподобному Сергию, который совершил Преосвященный Вениамин, епископ Калужский и Боровский, с духовенством и братией соседней Тихоновой пустыни. На торжества прибыли начальник губернии и вице-губернатор с семьями, местная землевладелица, княгиня О.Н. Кантакузен, начальник дивизии генерал-лейтенант Орлов, командир 9-го пехотного полка с войсками Калужского гарнизона и духовым оркестром, казаки, члены Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Лаврентий (Бархатов) и много других лиц.

    Внутри храма был установлен крест, и заложен камень с закладной доской и надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето 1906, июля 5 дня. Основася сия церковь во имя Преподобна-го и Богоноснаго Отца нашего Сергия, Радонежскаго Чудотворца, в Сергиевом скиту, в память мученически скончавшегося Великого Князя Сергея Александровича, основателя и перваго Председателя Императорского Православнаго Палестинскаго Общества, в Царствование Государя Императора Николая II, при Преосвященном Вениамине, Епископе Калужском и Боровском, во время управления губерниею Калужского Губернатора, Шталмейстера Александра Александровича Офросимова».

    Эта надпись была прочитана всем присутствующим с благословения Преосвященного Вениамина, «... ключарем собора за тем поданы были принадлежности закладки, и совершена таковая в восточной стороне Епископом Вениамином, в северной стороне ключарем собора, в западной о. Архимандритом Лаврентием и в южной стороне о. строителем иеромонахом Герасимом».

    После окончания чина закладки Преосвященный Вениамин обошел войска, окропил всех святой водой, хор исполнил «Коль славен», совершил панихиду по убиенному Великому Князю. Начальник дивизии объяснил солдатам значение закладки храма и учреждения богадельни, войскам был предложен чай с белым хлебом, духовенству и начальствующему составу - чай с пирогами. Первый тост был провозглашен за здравие Их Императорских Величеств и Августейшей Семьи. Епископ Вениамин предложил тост за здравие Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

    Калужский губернатор А.А. Офросимов высказал, обратившись к отцу архимандриту Тихоновой пустыни: «По русской пословице - не купи имение, а купи соседа, вновь созидаемый скит счастлив иметь соседом обитель преподобного Тихона, покровительство которого будет способствовать развитию учреждения и принесет счастье пребывать в нем, при сем Его Превосходительство просил отца архимандрита о добром, соседском расположении к скиту вверенной его управлению обители». (Калужские Епархиальные Ведомости 1906 год, № 14, С. 513-521).

    После завершения торжества оркестр исполнил «Преображенский марш», и войска под звуки марша выступили в Калугу.

    Калужские епархиальные ведомости выражали надежду на большую и миссионерскую роль скита в настоящем и будущем: «В настоящее тяжелое время, когда как бы наступил период разрушения устоев русской жизни, православия, преданности Царю и родине, отрадно видеть, что есть еще люди, которые являются созидателями учреждений, подобных скиту Калужского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, в стенах коего будут возноситься постоянные и усердные молитвы за безвинно погибших слуг Государя и Отчизны, отыщут приют пострадавшие за родину воины и найдут столь необходимое просвещение дети крестьян в духе истинной веры и любви к Царю и родине».

    Губернатор А.А.Офросимов на имя В.К. Елисаветы Феодоров-ны послал телеграмму следующего содержания: «Всепреданнейше докладываю Вашему Императорскому Высочеству, что в сегодняшний день Ангела в Возе почивающего Великого Князя Сергея Александровича, незабвенного Августейшего Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, архиерейским служением состоялся чин закладки храма во имя Сергия, Радонежского Чудотворца. Вместе с председателем отдела Епископом Вениамином собрались члены Калужского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. На месте был парад частей местного гарнизона во главе с начальником дивизии генералом Орловым. Все горячо молились об упокоении светлой души Великого князя и о ниспослании здравия Вашему Императорскому Высочеству». (Калужские Епархиальные Ведомости 1906 год, № 14, С. 513 - 521).

    В ответной телеграмме В.К. Елисавета Феодоровна пишет: «Калуга. Губернатору Офросимову. Благодарю от всего сердца вас, членов Калужского отдела Палестинского Общества и генерал-адъютанта Орлова с войском за молитвы. Елисавета».

    Через год храм был построен. Главный престол освящён 5 июля 1907 года во имя преподобного Сергия Радонежского, память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября.

    В этот день с особым поездом по Московско-Киевско-Воронежской дороге отправились в скит рота 9-го пехотного Ингерманландского Императора Петра I полка при восьми офицерах и с полковым знаменем, представители Калужского отдела Союза Русского Народа со стягом, около полусотни казаков и все желающие. От разъезда № 19 все шли пешком. К 9-ти часам утра прибыл Преосвященный Вениамин, епископ Калужский и Боровский. Ожидался приезд Великой княгини Елисаветы Феодоровны, но вместо неё прибыл помощник Председателя Императорского Православного Палестинского Общества генерал-лейтенант М.П.Степанов; командующий войсками Московского гарнизона, начальник 3-й пехотной дивизии генерал Орлов со штабом, представители учреждений, обществ и разных сословий.

    Чин освящения храма совершил епископ Вениамин в сослужении настоятелей монастырей: Тихоновой пустыни, Боровского Пафнутиева, Оптиной пустыни, Сергиева скита в окружении калужского духовенства и хора архиерейских певчих.

    После освящения на открытом воздухе началась Божественная Литургия. Со словом выступили кафедральный протоиерей Дмитрий Некрасов и Преосвященный Вениамин. Звучали слова многолетия Государю Императору, Императрице, Наследнику Престола и вечная память Государю Императору Александру III, основателю и первому Председателю Императорского Православного Палестинского Общества Великому Князю Сергею Александровичу.

    После молебна состоялся парад войск, который принимал генерал М.П. Степанов. После парада было освящено еще два здания скита: странноприимный дом и церковно-приходская школа.

    К вечеру, когда торжества близились к завершению, в раскинутом шатре состоялась трапеза с речами преданности Престолу, Родине, здравиями Императорскому Дому Романовых. (ГАКО, фонд 32, опись 2, дело 1411).

    На другой день, 6 июля 1907 года, настоятель Калужской Тихоновой пустыни архимандрит Лаврентий (Бархатов) освятил придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (память 15/28 августа). Каменный фундамент под церковью был настолько высок, что получилось хорошее помещение, по площади равное храму. Старанием всё того же г-на Николая Эрнестовича Мантейфеля было получено благословение Преосвященного Калужского епископа Вениамина на устройство и освящение придела. Благотворители пожертвовали золочёный на белом фоне иконостас, святые образа, сосуды, люстры, подсвечники и другую утварь.

    К этому времени были закончены работы по сооружению деревянного дома с хозяйственными сараями, выкопаны погреб и колодец. Обитель была готова к приёму инвалидов и увечных больных для жительства под крышей странноприимного дома (больницы-богадельни). Инвалидный дом был рассчитан на 12 человек, в который принимались отставные воины, пострадавшие во время войны с Японией, одинокие, не имеющие средств и нуждающиеся в призрении.

    Одним из первых посетителей, поступивших в мае 1908 года в Сергиев скит, оказался отставной рядовой Прохор Волков, слепой на оба глаза, вследствие ранения во время войны. Он был доставлен из Москвы в Калужское полицейское управление, откуда препровождён в Сергиев скит.

    В 1908 году деятельный отец иеромонах Герасим, строитель и настоятель Сергиева скита, вошёл с ходатайством к Калужскому губернатору Александру Александровичу Офросимову с рядом жизненно важных для скита вопросов: о присвоении разъезду №19 наименования «Сергиев Скит» или «Палестинский Скит»; об упорядочении продажи железнодорожных билетов до станций Воротынск и Тихонова Пустынь; о постановке в здании разъезда для пассажиров святых икон, кружки для сбора пожертвований и ящика для продажи свеч; об открытии на разъезде выдачи багажа, прибывшего для обители. Также ходатайствовал об устройстве телеграфной линии.

    Эти вопросы находились в компетенции Управления железных дорог России. Большинство из них решилось положительно. Из обширной переписки Калужского губернатора и железнодорожного начальства можно понять, что переименование разъезда, согласно поданного прошения, не представляется возможным из-за того, что таковые имелись в названиях железнодорожных остановок. Калужане старшего поколения помнят, что станция называлась «Сергиев Скит», впоследствии переименованная в станцию Калуга-II.

    Вопрос о выдаче багажа решался путем строительства тупика на средства монашеской братии, надобно коих было 1500 рублей.

    Строительство телеграфной линии с заходом в Сергиев скит не планировалось. Смета составлена, и уже был утверждён проект будущей линии вдоль железной дороги. В результате переговоров достигнута договоренность, что железнодорожники выделят участок земли на станционной площади для строительства небольшой часовни и дома для жительства монаха. К сожалению, данных о строительстве часовни у автора нет. С уверенностью можно сказать, что станция Калуга-II получила значительный толчок в развитии с устройством по соседству святой обители.

    В течение ряда лет насельники Сергиева скита приглашали Великую Княгиню Елисавету Феодоровну посетить их обитель. И вот, наконец, 19 октября 1911 года Великая Княгиня прибывает на разъезд № 19 с игуменьей Московской Покровской общины. На лошадях, в открытой коляске, Елисавета Феодоровна проследовала в скит, где в Сергиевом храме была встречена на паперти настоятелем скита с крестом и святой водой. Иеромонах Герасим приветствовал Великую Княгиню словами: «С любовью о Господе Иисусе Христе встречаем Ваше Императорское Высочество в Сергиевом скиту, построенном в память незабвенного Августейшего Супруга Вашего, Основателя и первого Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Грядите с миром под Покров Божией Матери». (Калужские губернские ведомости 1911 год №108 С. 3).

    Тотчас же по прибытии Елисаветы Феодоровны в скит началась Божественная Литургия, которую совершал настоятель скита соборно с братией. По окончании Литургии была совершена панихида по Императорам Александру II и Александру III, Великому Князю Сергею Александровичу и прочим почившим членам Императорского Дома, а затем - молебен о здравии. Около четырех часов вечера Ее Высочество посетила келью настоятеля и больницу скита, где имела общение со всеми, нашедшими приют в обители. После трапезы Великая Княгиня посетила книжную лавку, где приобрела несколько святых икон и крестов. В шесть часов вечера началась заупокойная всенощная, закончившаяся в одиннадцать вечера, на которой также молилась В.К. Елисавета Феодоровна. На следующий день, 20 октября в шесть часов утра, Её Высочество проследовала в Тихонову пустынь, где присутствовала на ранней Божественной Литургии, панихиде и молебне преподобному Тихону, Калужскому Чудотворцу.

    Посетила Ее Высочество и часовню, где хранился дуб, служивший обиталищем при жизни святому. После молебна у святого колодца она искупалась в источнике святого Тихона. По возвращении в монастырь В.К. Елисавета Феодоровна посетила в келье настоятеля обители архимандрита Лаврентия (Бархатова), после чего совместно с настоятелем ею были осмотрены Успенский собор, трапезная и книжная лавка. В три часа дня Ее Высочество возвратилась в Сергиев скит, где сразу же отправилась на всенощное бдение. По окончании службы иеромонах Герасим и архимандрит ' Лаврентий поднесли Великой Княгине святые иконы, а Ее Высочество передала в дар священнические и диаконские облачения. Настоятелю иеромонаху Герасиму (Гаврилову) она подарила образ святых Марфы и Марии. В 10 часов вечера В.К. Елисавета Феодоровна покинула обитель и отправилась в Москву.

    К 1913 году, кроме вышеперечисленных построек в Сергиевом скиту, возвели деревянный уютный домик для княгини Елисаветы Феодоровны, которая много сделала благодеяний для обители старца Герасима; большую водокачку, уцелевшую до сих времён, единственную из всех строений, построенную техником, отец которого призревался в обители. Почти рядом находилась деревянная колокольня «на курьих ножках». По левую сторону у входа в скит стоял деревянный дом настоятеля, напротив - книжная лавка, неотъемлемая атрибутика всех монастырей. У ворот стоял стол с чашей со святой водой, которой кропили всех входящих в скит, символизируя смывание с пришедшего путника всю суету, сумятицу и грязь жизни. Вокруг скита простиралась деревянная ограда с покосившимися воротами. Вне скитской ограды стояла большая трёхэтажная деревянная гостиница на каменном фундаменте, вечно переполненная народом. Рядом велось строительство каменной гостиницы.

    Странноприимный дом - гостиница, по словам современников, был значительно лучше, чем в Тихоновой пустыни. В номерах стояло по две кровати с белоснежным бельем, стоимость номера составляла 15 копеек в сутки. Общие номера сдавались бесплатно. Были постройки в виде небольших дачек, которые сдавались на лето знакомым благочестивым семьям. В полутора верстах, у большой дороги на Калугу, стояла часовня со святой водой в чаше и святыми иконами, для путников - большая скамья у часовни, и подавался бесплатный чай для богомольцев.

    По направлению к железнодорожному разъезду стоял скотный двор, в котором находились коровы и лошади. Изучая документы о составе скитской братии, встречаются на послушании такие должности: пасечник, пекарь, ризничий, просфорник, портной, сапожник, певчий, сторож, рухольник. Обитатели старалась обслуживать себя всем, чем можно: сажали огород, разводили скот и пчёл, штопали одежду, латали обувь и молились Господу Иисусу Христу за оказанную благодать их обители. Значительную помощь оказывало Калужское отделение Императорского Православного Палестинского Общества за счёт пожертвований различных лиц.

    В 1913 году настоятель иеромонах Герасим (Гаврилов) был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода и памятной медалью в честь 300-летия Дома Романовых.

    На 1 января 1915 года в состав братии скита входило 68 человек из Калужской, Московской, Орловской, Тульской, Смоленской и иных областей. Каждый нес свое послушание, от которого были освобождены только инвалиды.

    Далее: События 1918 года
    В начало

     
    Rambler's Top100