Образование скита

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Сергиев скит
  • Образование скита.

    Одно название скита отдает чем-то далёким и завораживающим. Представляются монахи в черных одеяниях, медленно передвигающиеся в глубине лесной чащи, перебирая чётки. Владимир Даль так поясняет значение слова «скит» - «общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями».

    В Калужском уезде выявлено две мужские обители: Сергиевская и Сретенская. Сергиев скит в понятии людей старшего поколения и среде калужских краеведов олицетворялся со станцией Калуга-II. Казалось, всё разрушили до основания, и не найти следов былой обители. Но память людская помнит, архивы хранят немое молчание до поры до времени.

    Первоначальные поиски на станции Калуга II ни к чему не привели. Это был ложный след. А вот жительница деревни Мстихино Марфа Михайловна Чебуранова, крепкая на вид старушка, помнит скитские постройки, где не раз бывала девчонкой со своей родительницей. Как смогла - рассказала, но показать эти места наотрез отказалась. Господь ей судья.

    Лесная дорога прямой лентой асфальта ведёт к пионерскому, или, как принято сейчас называть, оздоровительному лагерю «Спутник», что в двух километрах от деревни Мстихино и в трёх километрах от станции Калуга-II. На его территории более ста лет назад возник скит во имя Сергия Радонежского и в память Великого Князя Сергея Александровича Романова, московского генерал-губернатора, злодейски убиенного в результате террористического акта 4 февраля 1905 года.

    Местный старожил комплекса Зоя Ивановна Князева помнит, как сносили последнюю скитскую постройку - гостиницу, где в то время они проживали. В непосредственной близости построили им домик, а ветхую постройку в 1977 году снесли. Ничто сейчас не напоминает о келлиях, церкви, инвалидном доме. Уцелела водонапорная башня, которая «видела» взлет, процветание и разорение места Божия, места уединения иноков и увечных больных в глуши лесной, где дышалось легко и свободно. На месте Сергиевского храма ныне разбита площадка для отдыха, установлены качели, стол, две статуи, изображающие пионеров 50-х годов. По еле заметным признакам можно определить границу церковного здания размером 20 на 14 шагов. Зоя Ивановна вспоминает, что после реквизиции имущества скитские постройки приняли отдыхающих моряков. Официально скит переименовали в санаторий имени Фрунзе.

    История Сергиева скита не уходит в глубь веков. Обитель молодая, организована в начале XX столетия. Своему зарождению и процветанию она обязана Калужскому отделу Императорского Православного Палестинского Общества. Для Российской Империи 1905 и 1906 годы были непростыми. По всей России прокатилась волна всеобщей смуты, искусственно устроенная врагами нашего государства. В то время, пока страна вела тяжелую войну с Японией, революционеры-безбожники, щедро финансируемые из-за рубежа, устраивали забастовки и митинги, поднимали студентов и крестьянство. Были в это время и защитники устоев нашего государства, и немало было среди них, кто за Царя, за Родину и за Веру «живот свой положили».

    Погиб в этой борьбе и дядя Царя Николая II Великий Князь Сергей Александрович.

    Великий Князь Сергей Александрович пал смертью героя в самом центре России, в Московском Кремле, так до конца и не изменив своих убеждений. Убежденный монархист, глубоко православный человек, сторонник сильной и могучей Державы Российской, он твердо держал знамя в Москве, видимое со всех концов Империи. Великий Князь Сергей Александрович был не только представителем Царствующего Дома Романовых и убежденным монархистом, это был полноправный, деятельный, талантливый хозяин Москвы. «Можно назвать множество заслуг Великого Князя Сергея Александровича перед Отечеством. Он состоял Основателем и Председателем Императорского Православного Палестинского Общества, Председателем Комитета по устройству музея изящных искусств в Москве, Российского Исторического музея, почетным членом Императорской Академии наук, Археологического общества, покровителем многих богаделен, приютов, гимназий и церковно-приходских школ. Его активная культурная, научная и благотворительная деятельность простиралась далеко за пределы Московской губернии».

    Почему же погиб Великий Князь? Ответим словами книги, которая вышла из печати в 1905 году и в которой на поставленный вопрос о причинах убийства В.К. Сергея Александровича есть четкий ответ: «Наши крамольники не оставили его в покое.., они мстили ему за то, что он свято исполнял свой долг в прошлом, что он не изменял своему долгу Царского слуги и верноподданного... Лишить Россию не только в настоящее время, но и на будущий период ее возрождения сильных и убежденных защитников - вот гнусная цель наших революционеров».

    4 февраля 1906 года состоялось заседание Калужского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, посвященное памяти Великого Князя Сергея Александровича. На этом собрании заместитель Председателя Общества, калужский губернатор А.А. Офросимов, высказал предложение об увековечении памяти первого руководителя и Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого Князя Сергея Александровича, а также рассказал всем присутствующим о том, что «некоторые лица обращались к нему с заявлением о желании пожертвовать на благотворительное учреждение и что он, заручившись согласием жертвователей принести этот дар Императорскому Православному Палестинскому Обществу для увековечения памяти мученически скончавшегося Великого Князя, довел об этой мысли до сведения Августейшего Председателя Общества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, через Ея помощника в делах Общества генерал-лейтенанта Степанова, и ответ г. Степанова заключал в себе милостивое согласие Елисаветы Феодоровны разрешить Обществу принять это предложение».

    Также на этом заседании губернатор А.А.Офросимов просил присутствующих обсудить вопрос о немедленном осуществлении этого благого дела и ознакомил всех членов с составом и положением жертвуемого участка земли и находящимися на нем постройками, которые были лично им осмотрены.

    Из последующего затем доклада по этому делу: «В заседании выяснилось, что для увековечения памяти мученически скончавшегося 4 февраля 1905 года Великого Князя Сергея Александровича, сильного и убежденного защитника православия, самодержавия и народности, до последнего дня своей жизни во дни всеобщей смуты не изменившего своему долгу царского слуги и верноподданного, основателя Палестинского Общества и первого его Председателя, и памятуя, что заветной мечтой Великого Князя в последние годы его жизни было желание построить на личные свои средства храм в честь преподобного Сергия, действительный пожизненный член Калужского отделения Палестинского Общества Н.Э. Мантейфель приносит в дар обществу 63 десятины 2.079 саженей земли при деревне Мстихиной, Калужского уезда, в урочище под названием «Боровой лес» и калужская купчиха Серафима Феодоровна Михайлова - 47 десятин, находящихся там же в общей даче, а всего 110 десятин 2.079 саженей. Жертвуемая земля находится в 2х верстах от разъезда № 19, Московско-Киево-Воронежской железной дороги, на котором останавливаются все поезда, кроме курьерских, в 2х верстах от деревни Мстихиной и в 6и верстах от усердно посещаемой богомольцами обители преподобного Тихона, Калужского Чудотворца, и лежит на пути, по которому, обыкновенно, следуют богомольцы. Земля песчаная, вся сплошь густо поросла молодым сосновым лесом, в возрасте 15-35 лет. Климатические условия необыкновенно благоприятные».

    На жертвуемых землях скит, как таковой, уже существовал. Небольшая горстка монахов вела иноческий образ в лесу недалеко от деревни Мстихино, в урочище под названием «Боровой лес». Жили в шалашах, сплетённых из хвороста. Само по себе место было замечательное: сухой сосновый лес возраста от 15 до 35 лет, песчаная почва, благоприятный климат. В шести верстах располагался монастырь Тихонова пустынь. Ещё ближе - разъезд № 19 Московско-Киевско-Воронежской железной дороги.

    Жертвователи выдвинули требования, чтобы было им предоставлено право:

    1. Построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в котором бы совершалось ежедневное Богослужение и чтение Псалтири, с поминовением на всех Литургиях и за чтением Псалтири мученически скончавшихся Императора Александра II, Великого Князя Сергея Александровича и всех умерших членов Императорского Православного Палестинского Общества.

    2. Построить церковно-приходскую школу, нужда в коей большая, так как число жителей в деревне Мстихино достигало 350 душ.

    3. Соорудить странноприимный дом для богомольцев с богадельней на 12 человек увечных воинов. Причем все эти благотворительные учреждения содержать Калужское отделение ИППО бралось своими силами.

    Лицами, пожелавшими остаться неизвестными, принесены в дар священные сосуды и другая церковная утварь и облачения.

    На своем заседании Калужское отделение под председательством Его Преосвященства епископа Калужского и Боровского Вениамина приняло важные постановления: «На большаке, у просеки, ведущей к церкви, предполагается поставить часовню. Весь доход, который будет от продажи свечей в этой часовне и деньги из кружки, поставленной здесь же, должен поступать в Совет Общества на его нужды. Желательно, чтобы тут же всегда имелись все необходимые по Палестинскому Обществу сведения и чтобы богомольцы могли сюда обращаться за справками.

    Тут же можно было бы продавать билеты для проезда в Иерусалим и обратно, и богомольцы, по желанию, могли бы иметь здесь временный приют перед отправкой в Иерусалим. Его Преосвященство, председатель отдела и все члены с чувством глубокой благодарности к жертвователям, приняв дар в пользу Императорского Православного Палестинского Общества, постановили дать сему месту название «Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича», о чем представить на благовоззрение Августейшего Председателя Общества, Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны». (Калужские Епархиальные Ведомости 1906 год, № 14, С. 513 - 521).

    На журнале Калужского отделения Августейшему Председателю Императорского Православного Палестинского Общества Великой Княгине Елисавете Феодоровне благоугодно было сделать следующую собственноручную надпись: «Очень тронута постановлением отдела, утверждаю его. Сердечно благодарю за пожертвование Н.Э. Мантейфеля и СО. Михайлову. Елисавета». (Калужские Епархиальные Ведомости 1906 год, № 14, С. 513 - 521).

    Через несколько лет земельные угодья Сергиева скита возрастут на 119 десятин, благодаря пожертвованию калужского мещанина Павла Алексеевича Сидорова.

    С лёгкой руки жертвователей и других благотворителей строительство обители быстро двинулось вперед. На каменном фундаменте воздвигли деревянный храм, перевезённый из Тихоновой слободы Калужского уезда. В1905 году прихожане Тихоновой слободы построили Трёхсвятительский храм в каменном исполнении, а деревянный уступили монахам Сергиева скита.

    Его чуть изменили, но благолепия от этого меньше не стало. Бытует ошибочное суждение, что деревянный храм для Сергиева скита приобрели у монахов Тихоновой пустыни (бывший Спасо-Преображенский), где почивали мощи преподобного Тихона, Калужского Чудотворца. Каменный Преображенский храм был построен в середине XIX века, стало быть, деревянный храм ожидал своей участи более пятидесяти лет, чтобы за бесценок быть проданным. Такую непозволительную роскошь монахи не могли позволить. Разборка приходского Трёхсвятительского храма по времени совпадает с обустройством Сергиева скита.

    Автору этих строк, ранее документально ничем не подкрепленных, основанных лишь интуитивно на предположениях связи с разборкой Трёхсвятительской церкви и перенесением её в Сергиев скит, так нежданно снизошла благодать Господня. В руки попал архивный документ, за многие годы не востребованный исследователями и подтверждающий вышесказанное. Коллежский советник Николай Эрнестович Мантейфель обращается с прошением: «... Имею честь, Ваше Преосвященство, разрешить мне приобрести старую церковь в с. Тихонова слобода и перевести в имение моё, находящееся при д. Мстихиной Калужского уезда для устройства там новой церкви во имя прп. Сергия, Радонежского Чудотворца».

    Документ датирован 15 февраля 1906 года. У Губернского строительного комитета к разборке данного храма претензий не было. Он был продан г-ну Н.Э.Мантейфелю за предложенную им сумму 900 рублей.

    В апреле того же года Н.Э.Мантейфель испрашивает у епископа Калужского и Боровского Преосвященного Вениамина благословения на построение храма и часовни в Сергиевом скиту по разработанному проекту.

    Далее: Строительство скита
    В начало

     
    Rambler's Top100