Основатель обители

Феодор Ростовский

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Основатель обители -
    святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

    О жизни святителя Феодора Ростовского мы узнаем из «Жития преподобного Сергия», написанного преподобным Епифанием Премудрым (ум. ок. 1422), лично знавшим святителя Феодора. Преподобный Епифаний собирался написать и его Житие: ...о других же его деяниях потом будет написано, потому что в другое время об этом следует сказать . Осуществил ли он свое намерение, нам не известно.

    Сохранившееся Житие святителя Феодора составлено в середине XVII века по большому количеству источников, главными из которых является «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и летописные известия XIV века. В Житии святителя Феодора есть выдержки из житий митрополита Алексия, преподобного Кирилла Белозерского, святого благоверного князя Димитрия Донского, святителя Леонтия Ростовского, митрополита Ионы. Жизнь и деяния святителя Феодора интересовали и продолжают интересовать многих агиографов, историков и искусствоведов.

    Святитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, прославленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября /11 октября и 18 / 31 января) - дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября / 8 октября) - его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский, почитаемый в составе Соборов Московских, Радонежских и Ростовских святых, - отец святителя Феодора.

    В Житии святителя Феодора сообщается, что он родился в городе Радонеже от благородну родителю, отца именем Стефана и матери именем Анны, и крестиша его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и нарекоша имя ему во святом крещении Иоанн.

    Дед святителя Феодора, боярин Кирилл, занимал важную должность на службе у Ростовского князя Константина (ум. 1365), внука благоверного князя Василько (Василия), о котором было рассказано выше. У святого Кирилла было трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр.

    Все они родились в Ростове, в его усадьбе, расположенной в слободе, которая впоследствии получила название Варницы. Это название встречается с XIX века, а в предшествующие XVII-XVIII века документы называли эту слободу Никольской, уточняя: у старых варниц, где бывали варницы, что связано с добыванием здесь соли в прежние века. (Не известно, когда начали вываривать соль в этой местности, но по отдельным сведениям можно полагать, что добывали соль здесь в течение нескольких веков. Выварка соли в Ростовском крае была одной из основных отраслей промышленности.)

    Икона преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
    Икона преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Конец XX века.

    Боярин Кирилл был богат, но к старости совсем обеднел. Причиной тому были частые вынужденные путешествия в Орду с Ростовским князем Константином, набеги татар, тяжелая дань Орде, добровольные траты боярина на подарки хану и ханским сатрапам, чтобы утишить их гнев или такой ценой добыть мир и спокойствие родной земле. Большие притеснения и гонения терпели жители Ростова от московского воеводы и его приближенных.

    Боярин Кирилл со всем своим семейством вынужден был переселиться из Ростова в Радонеж, старший его сын, Стефан, поступил на службу к Радонежскому князю Андрею Иоанновичу, сыну великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, так как сам боярин был уже стар и служить не мог. Стефан к тому времени был женат и имел двоих сыновей - Климента и Иоанна, которому и суждено было стать впоследствии святителем Феодором. В жизни Стефана вскоре после переезда в Радонеж случился трагический перелом: умерла его жена Анна. Стефан, оставив сыновей на попечение младшего брата, постригся в монашество в Хотьковском Покровском монастыре.

    Средний сын преподобных Кирилла и Марии, Варфоломей, от материнской утробы был избран Богом для великого служения Святой Троице. Он с отроческих лет проявлял склонность к иноческому житию, и родительский дом был для него местом испытания своих сил и подготовки к этому служению.

    Младший сын святых родителей, Петр, был женат и жил своим домом. В отличие от братьев, избранных Богом для особого служения, Петр прожил обыкновенную жизнь, но нет сомнения в том, что в этой жизни воплотились лучшие идеалы русского православного благочестия, унаследованные им от своих святых родителей. Он был надежным помощником братьям, особенно в первые годы их монашеских подвигов, снабжая их всем необходимым в радонежской глуши, заботясь об оставленных на его попечение племянниках.

    К тому времени, как будущий святитель ступил на иноческий путь, в жизни его отца и дяди произошло много перемен. Варфоломей, похоронив родителей, осуществил свою давнюю мечту о служении единому Богу. Он оставил мир и ушел вместе со Стефаном в радонежские леса на пустынное жительство. Там братья построили церковь во имя Живоначальной Троицы и положили начало великой Троице-Сергиевой Лавре.

    Но затем пути братьев разошлись. Варфоломей остался в лесной пустыни, а Стефан, не выдержав искушений пустынного жительства, ушел в Москву. Однако в мир он не вернулся, а поступил в Богоявленский монастырь, стал другом будущего Первосвятителя Московского Алексия и духовником великого князя Московского Симеона и многих его ближайших бояр. А Варфоломей, принявший в иноческом постриге имя Сергий, вскоре стал игуменом новоустроенного монастыря и благодатным старцем, за советом и благословением которого люди потянулись со всей Руси. Очевидно, Иоанн, рано проявивший склонность к иноческой жизни, какое-то время провел вместе с отцом в Богоявленском монастыре, иначе трудно было бы объяснить столь раннее начало его иноческой жизни.

    А начиналась она так. Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, испытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь (он не забыл Божественной благодати, осенившей эти места при самом начале славной обители, и сам мечтал вернуться сюда). Преподобный Епифаний Премудрый пишет: Стефан вошел в церковь, взял за правую руку сына своего и препоручил его игумену Сергию, повелев постричь сына в иноки. Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, - Феодор.

    Святитель Феодор, основатель Рождественской обители.
    Святитель Феодор, основатель Рождественской обители. Икона написана в 1680-е годы и находилась в соборе Рождества Пресвятой Богодицы. Собрание Ростовского музея.

    Вся жизнь в монастыре построена на смирении и послушании. Новоначальные во всем послушны своим опытным наставникам, они сами, в свою очередь, во всем следуют воле настоятеля, а настоятель, если он истинный монах, свою волю вменяет в ничто перед волей Божией и сам смиряется перед самым младшим из братии монастырской. Тогда в обители утверждается истинно Христова любовь, которая низводит на подвизающихся в ней благодать Божию. В таком послушании любви пребывал Феодор у своего духовного отца и дяди в течение многих лет. Он стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве, Душа его была открыта для преподобного Сергия, от которого он не скрывал ни одного из своих помыслов.

    Преподобный Епифаний, много лет знавший святителя Феодора, сообщает:

    Пребывая с тех пор у Преподобного, Фео-дор находился у него в совершенном послушании и проходил жизнь добродетельную, изнуряя свое тело великим воздержанием, так что многие ему удивлялись. Удивительно было у него и то, что он никогда не скрывал от Преподобного своих помыслов - ни днем, ни ночью. Когда же он достиг совершенных лет и был сподоблен священства, то стал приходить ему помысл - как бы найти место и устроить монастырь общежительный. И пришел он, и признался Преподобному в мыслях своих; и так было не один раз, но многократно. Святой же, видя упорное таковое желание его, подумал, что это от Бога.

    Икона преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
    Икона преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. XVI век.

    Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. В Житии святителя Феодора говорится о том, что ему было благодатное явление во время ночной молитвы, о котором он никому не сказал, но преподобный Сергий, видимо, извещенный Свыше, спустя немалое время сказал ему: Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте. Но если хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица.

    Феодор нашел прекрасное место для обители на берегу Москвы реки, и преподобный Сергий пришел туда и благословил начало обители. Феодор, получив благословение от архиерея, в 1370 году устроил на этом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором долгое время был игуменом. Монастырь устроился чудный, и множество братии собралось в него из различных мест, ибо слава о Феодоре сильно распространилась по всем странам, так как многие из приходивших к нему получали от его наставлений великую пользу. И просиял Феодор славою своей добродетельной жизни, блистая как по внешнему виду - благолепием, так - и премудростью, и разумом, и большой рассудительностью. Почет и слава о нем возрастали день ото дня, и преподобный Сергий иногда опасался за него и непрестанно возносил о нем молитвы к Богу, чтобы ему совершить свое течение жизни безпреткновенно.

    Спасаясь от мирской славы и следуя руководству своего великого дяди, Феодор вышел из основанной им обители и удалился в пустынное место неподалеку от него. И здесь посетил его преподобный Сергий и благословил новое место его подвигов. Однако один Феодор оставался недолго, к нему пришли ученики, и митрополит Алексий дал благословение на строительство церкви в новой обители. Основание каменного храма было положено в 1379 году, а завершилось строительство в 1405 году. Храм был освящен святителем Киприаном, митрополитом Московским, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно были сооружены и все другие необходимые для жизни монастыря строения благодаря пожертвованиям многочисленных благодетелей, среди которых были великий князь Московский Димитрий Иоаннович и его сын и преемник Василий Димитриевич. Так устроился Новый Симонов монастырь, а Старый Симонов остался усыпальницей иноков.

    В литературе прошлых веков приводятся многочисленные данные об основании святителем Феодором московской Симоновской обители и ее особом почитании подвижниками и великими князьями. Святые и великие люди были основателями и утвердителями Симонова монастыря; священные и великие воспоминания соединены с его историею. Феодор, племянник и ученик святого Сергия, избрал место для построения сего монастыря и был его основателем и первым архимандритом; святой и богоносный Сергий сам осмотрел это место и одобрил избрание его; святой Алексий, митрополит Московский, муж добра и правды, благословил основание монастыря; первоначальник Русской славы Димитрий Иоаннович Донской разрешил его построение, любил здесь беседовать с духовным отцом своим архимандритом Феодором и поверял ему тайны души своей.

    Благословение преподобным Сергием благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Хромолитография с картины А. Кившенко. 1879 год.
    Благословение преподобным Сергием благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Хромолитография с картины А. Кившенко. 1879 год.

    Немногие из наших монастырей основывались при столь благоприятных обстоятельствах, немногие начинались при столь славных и счастливых предзнаменованиях. Святые благословили день его рождения, великий князь и герой — Донской утвердил и возвеличил его бытие; два духовные воителя: Ослябя и Пересвет, павшие на поле Куликовом за земную отчизну свою, за Русскую землю, нашли здесь вечный приют.

    После битвы на Куликовом поле, которая произошла в 1380 году, в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий проявлял особое попечение о Симоновской обители. По его повелению в Старом Симонове были погребены тела преподобных Александра Осляби и Андрея Пересвета, посланных на Куликово поле преподобным Сергием в благословение великому князю и его воинству и павших в бою за Русскую землю.

    Многие среди насельников Симоновской обители впоследствии стали игуменами и архимандритами других обителей, из них особенно просияли святостью жизни преподобные Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский. Великий князь Димитрий Донской, его старшие дети, многие бояре и вельможи были духовными чадами Феодора Симоновского. О близости архиепископа Феодора к великому князю Василию, сына Димитрия Донского, свидетельствует сообщение в летописи: И новгородцы послаша владыку Ивана в Ростов к Федору, архиепископу Ростовскому, чтоб ехал в Москву, и челом бил великому князю Василъю Дмитриевичу о мире. И архиепископ Федор за Новгород и за владыку Ивана великому князю Василию Дмитречу добил челом.

    Игумен Феодор был разносторонне образованным и одаренным человеком, тонким дипломатом. Вместе с преподобным Сергием и святителем Дионисием Суздальским он (еще не будучи святителем) немало способствовал укреплению политики великого князя Димитрия Донского.

    Летописные сведения сообщают об отдельных, но исключительно значимых для государства событиях, в которых Симоновский настоятель был первым и, видимо, незаменимым лицом. С июня 1383 года до начала 1385 года игумен Феодор жил в Константинополе, посланный туда вместе с архиепископом Дионисием Суздальским великим князем Димитрием Донским по церковным делам. Константинопольский патриарх Нил беседовал с ним любезно и зело возлюбил его, и весьма почте его, и многочестивы дары даде ему и учини монастырь Симоновский во имя Патриаршее. Перед самым возвращением в Россию Феодор получил сан архимандрита от Константинопольского патриарха Нила, а Симонов монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Константинопольского патриарха, минуя русского митрополита.

    В 1386 году архимандрит Феодор в очередной раз прибыл в Константинополь и был назначен епископом граду Ростову. Во время следующего визита в Константинополь патриарх Антоний возвел Феодора в сан архиепископа Ростовского. Дотоле на Руси архиепископский сан имели лишь владыки Великого Новгорода.

    Святитель Феодор был церковным писателем и переводчиком. Он перевел с греческого языка молитвы патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения. Специалисты отмечают, что язык переводов святителя Феодора отличается простотой, четкостью и выразительностью.

    Первый архиепископ Ростовский был также известным иконописцем: писаше многие святые иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве. Писал иконы святитель Феодор и в Ростове, будучи архиепископом Ростовским. Первая икона преподобного Сергия, которая потом послужила образцом для написания образа Преподобного, была написана в Ростове его племянником и учеником: после преставления преподобного Сергия в 1392 году он ... образ написа дяди своего преподобного Сергия чудотворца. В XVII веке в Москве были известны иконы его письма, деисус в храме святителя Николая на Болвановке. Имя архиепископа Феодора называлось также на Стоглавом Соборе среди иконописцев-иерархов.

    Святитель Феодор писал иконы и был известным иконописцем в эпоху творчества преподобного Андрея Рублева, что дает нам представление о высоком духовном и профессиональном уровне его икон. Преставился святитель Феодор 28 ноября 1394 года, пережив своего великого дядю всего на два года. Погребен он, как и все ростовские владыки, в кафедральном Успенском соборе Ростова. Его святые мощи лежат под спудом у южной стены, ближе к юго-западному углу храма. Местное почитание его, очевидно, установилось сразу же после его блаженной кончины. Тропарь и кондак святителю Феодору мы находим уже в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, датируемом 1474-1482 годами. В месяцесловах XV века имя святителя Феодора, архиепископа Ростовского, упоминается в одном ряду с именами святителей Московских Петра и Алексия.

    Память святителя Феодора празднуется в день его преставления (28 ноября /11 декабря) и в дни празднования Соборов Ростовских (23 мая/5 июня) и Радонежских (6/9 июля) святых.

    В XIX веке по неизвестным причинам архиепископу Феодору и ростовскому князю-мученику Василько в Успенском соборе, где они почивают, празднование было как подвижникам благочестия, то есть им в день памяти пели панихиды». Протоиереи Успенского собора неоднократно обращались к архиереям с прошениями о возобновлении памяти святых. Первое торжественное прославление владыки Феодора после некоторого забвения было совершено 27-28 ноября 1912 года в Ростовском Успенском соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Беллавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых). Сохранилось описание этого торжества, составленное протоиереем Александром Пречистенским. Ко дню памяти св. Феодора образы на гробнице святителя и рака были приведены в благолепный вид, и по усердию почитателей сделаны покров, вышитый золотом - трудом боголюбивой учительницы Ростовского приходского училища Людмилы Владимировны Петровой, и драпировки; то и другое из лучшего качества бархата. Сие торжество привлекло массу богомольцев из города и окрестных жителей, так что едва мог вместить их обширный храм Ростовского Успенского собора.

    Торжество прославления святого Феодора началось всенощным бдением, которое совершали Высокопреосвященнейший Тихон и Преосвященнейший Иосиф, епископ Угличский, в сослужении двух архимандритов (Богоявленского и Борисо-Глебского), игумена Толгского и всего приходского духовенства. Вместо кафизмы у раки святителя было прочитано житие его священником собора отцом Сергием Розовым и акафист.

    После сего торжественно сонмом священнослужителей было пропето величание святителю Феодору. Нужно было видеть, с каким умилением и теплою верою вся масса молящихся вторила сонму священнослужителей! Во время акафиста и величания все молящиеся стояли со свечами. Помазание совершали владыки, сначала архиепископ Тихон, а потом доканчивал епископ Иосиф. Всенощное бдение окончилось в начале одиннадцатого часа. 28 ноября перед началом поздней Литургии был принесен древний образ святителя Феодора из Рождественского женского монастыря.

    ...По причастном стихе проповедь говорил преподаватель Ярославской Духовной семинарии по предметам философии и психологии. По окончании Литургии был совершен молебен с обычным многолетием. Слава Создателю, сподобившему насладиться дивного торжества прославления святителя Феодора, архиепископа Ростовского, чудотворца. Очевидно, в эти же годы была написана Служба святителю Феодору, опубликованная в современных Минеях.

    Торжественное празднование памяти святителя Феодора проходило в Успенском соборе Ростова вплоть до закрытия собора в 1930-е годы. Успенский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году.

    Место захоронения архиепископа Феодора было обозначено покровом и небольшой иконой святителя. Около захоронения был поставлен подсвечник. Божественная литургия в соборе стала регулярно совершаться с 1994 года, но только в летнее время (с праздника святителя Николая 22 мая до Покрова 14 октября), а в холодное время службы проходят в храме в честь Входа Господня в Иерусалим, расположенном под соборной звонницей. Празднование памяти святителя Феодора приходится на 11 декабря (новый стиль). В этот день Божественная литургия совершается в храме под звонницей, а затем - крестный ход вокруг собора и молебен у мощей святителя Феодора в Успенском соборе. В почитании святителя Феодора появилась и своя традиция - в день памяти святого приезжают из Москвы, из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове настоятель храма отец Владимир Силовьев и прихожане. На Литургии и у мощей святителя через шесть столетий молитвенно вспоминают его священники и прихожане двух храмов, основанных святителем Феодором.

    Изображения святителя Феодора, архиепископа Ростовского, можно увидеть среди избранных святых Троице-Сергиевой Лавры и среди Ростовских святых. Самым ранним из тех, что нам известны, является изображение святителя Феодора, которое относится к середине XVI века. Это фреска в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Образ святителя Феодора написан в настенных росписях, созданных около 1675 года в церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома (Ростовский Кремль) и на иконе Ростовских святых, датированной 1686 годом (икона «Ростовские святые» находится в храме Толгской иконы Пресвятой Богородицы в Ростове).

    Восемь лет, с 1386 по 1394 год, святитель Феодор управлял епископской кафедрой в Ростове. В 1386-1390 годах он по церковным делам находился в Царьграде, Киеве, Кафе. Из Царьграда в Москву святитель Феодор торжественно въехал в составе свиты митрополита Киприана 6 марта 1390 года. Очевидно, с этого года святитель в основном находился в Ростове и в эти последние годы своей жизни основал Рождественскую обитель. О написании в эти годы первой иконы преподобного Сергия мы уже упоминали. Остается рассказать еще об одном событии, происшедшем в Ростове при участии святителя Феодора: по его молитве у мощей святителя Леонтия в Успенском соборе произошло чудо с отроком Иоанном.

    Рассказ об этом чуде описан в Житии святителя Леонтия Ростовского, датируемом XV веком. Сын Ростовского князя Александра Константиновича (ум. 1404) Иоанн заболел глазами (ослеп?). Князь Александр пришел к архиепископу Феодору и вместе с владыкой и со всем клиром молился у гроба святого Леонтия. Больной отрок прозрел и стал здоров. Это событие изображено на житийной иконе святителя Леонтия, датируемой XVI веком, которая хранится в Ярославском художественном музее. Описание чуда вошло и в Житие святителя Феодора. Важным в этом сюжете являются сведения о Ростовском князе Александре, которые раскрывают его как единомышленника святителя Феодора в поддержке политики великого князя Димитрия Донского.

    Не исключено, что святитель Феодор был духовником князя Александра (к нему князь пришел со своим горем и с ним вместе молился у гроба святителя Леонтия). Летописи сообщают, что Ростовский князь Александр Константинович, изображенный на иконе, в 1375 году участвовал в походе великого князя Димитрия Иоанновича на Тверь против великого князя Тверского Михаила Александровича. Князь Александр Константинович вместе со своим братом Василием участвовал в Куликовской битве, в которой пали 34 ростовских боярина. В конце жизни князь Александр принял монашеский постриг с именем Андрей. Несомненно, святитель Феодор знал, что отец князя Александра, князь Константин Васильевич (ум. 1364), дал земли под основание преподобным Сергием Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря в 1363 году.

    Святитель Феодор принадлежал к славному поколению людей XIV века, на чьи плечи легла основная тяжесть великих трудов по возрождению Руси, в течение целого столетия томившейся под игом свирепых завоевателей. Разгромленная, униженная, разграбленная Русь поднималась с колен благодаря духовно-нравственному обновлению и возвращению к идеалам православной веры, потемненным страхом перед могущественными завоевателями, тоской и безысходностью повседневной жизни в неволе.

    Русское Возрождение начиналось с осознания справедливости Божией кары за грех разделения и междоусобиц, с покаянной молитвы и готовности к подвигу во имя Христа, с осознания того, что корнем и утверждением жизни является любовь, которой научил людей Христос, что только любовью преодолевается грех и разобщенность мира сего. Всему этому наши предки, покрывшие себя славой на Куликовом поле, учились у смиренного Троицкого игумена, преподобного Сергия Радонежского, который стал духовным вождем Русской земли. Его дело продолжили по всей Руси его ученики, и в их числе его любимый ученик и племянник - святитель Феодор.

    В Сергиеву обитель, затерянную в радонежской глуши, устремились за утешением и благословением люди всех возрастов и званий, и каждый находил здесь утешение. Люди возвращались в свои дома по-новому осознавшими конечный смысл бытия. Пропадали страх и отчаяние и рождалась светлая и крепкая вера в веч- ное Божие Царство, за которое можно и душу положить здесь, на земле. Монашеское делание становилось органической частью созидания Новой Руси. Русское Возрождение начиналось с именем Христа в сердце и на устах, и мерилом всего земного полагалась святость. Знаки благодатной помощи, которых в том веке было немало, рождали духовную радость, которой целое столетие была лишена народная душа. В 1314 году ликующей волной прокатилась по Руси эта радость, когда чудесным образом Ростовским святителем Прохором (в схиме Трифоном) была обретена Толгская икона Божией Матери. В 1380 году в день Рождества Пресвятой Богородицы дарована была Куликовская победа и прославилась Донская икона. В 1383 году чудесным образом явилась Тихвинская икона Божией Матери.

    Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому епископу Прохору.
    Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому епископу Прохору. Икона XIX века.

    Пресвятая Богородица в благодатных видениях являлась преподобному Сергию и пономарю Юрышу. Есть церковное предание о том, что и святитель Феодор был удостоен явления Пречистой. Во всяком случае, в Ростовской Рождественской обители до революции 1917 года почиталась икона, по преданию, написанная на этот сюжет.

    Эта высокая духовная радость нашла особенный отклик в празднике Рождества Пресвятой Богородицы, который, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, есть праздник всемирной радости потому, что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость. И тропарь праздника начинается со слов об этой вселенской радости: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней... Потому так много в XIV веке новых обителей основатели их посвящают Рождеству Пресвятой Богородицы: святитель Ростовский Феодор (в Москве и Ростове), преподобный Ферапонт (в Белозерье и под Можайском), преподобный Пафнутий Боровский, преподобный Савва СторожевскийЗвенигороде).

    Ростовская Рождественская обитель была основана через двадцать лет после открытия Симонова монастыря. Документальных сведений о благословении преподобного Сергия на строительство в Ростове Рождественского монастыря не сохранилось. Однако едва ли можно сомневаться в том, что оно было, ведь вся жизнь святителя Феодора прошла под его духовным руководством и благословением. Благословение на любой свой шаг всегда испрашивает каждый инок у своего духовника, и чем выше он поднялся по ступенькам лестницы духовного совершенства, тем больше и трепетнее дорожит благословением своего аввы. Когда же речь идет о великом Авве и его святом ученике, благословенное послушание становится основанием всей жизни ученика.

    Далее: Из истории Рождественской обители в последующие века
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100