Рождественская обитель

в последующие века

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Из истории Рождественской обители в последующие века.

    Время не сохранило сведений об истории первых двух веков Рождественского монастыря. Основанная архиепископом Ростовским Феодором обитель не раз приписывалась к Ростовскому архиерейскому дому и состояла на его содержании. Все события, происходившие в истории Архиерейского дома, епископской кафедры, равно как и всего города в целом, прямо или косвенно касались и Рождественской девичьей обители, находившейся к тому же в самом центре города, рядом с Архиерейским домом. Сестры одними из первых узнавали о произошедших событиях и молитвенно участвовали в них.

    В 1394 году, 28 ноября, через неполных три года после основания монастыря, преставился основатель обители и первый ее благодетель архиепископ Феодор.

    В 1408 году, 21 июня, при архиепископе Григории (1396-1416, местночтимый святой, память 3 мая/16 мая и 23 мая/ 5 июня) в Ростове произошел велий пожар. Огонь охватил весь Успенский собор, так что кровля собора провалилась внутрь здания... и иныя многия церкви погореша, и Архиерейского дома и Успенского собора и все здания его были деревянными.

    Уже через два года архиепископ Григорий восстановил Успенский собор, не пощадив имения своего на здание церковное, и 1 октября 1410 года освятил его. В 1412 году владыка Григорий построил в Москве, в Дорогомилове, при дворе ростовских архиереев, каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Конечно, такой радетель церковного строения не мог не восстановить и Рождественскую обитель.

    XV век отмечен значительными событиями в духовной жизни Ростова, которые так или иначе отразились и на истории Рождественской обители. Архиепископа Григория на Ростовской кафедре сменил постриженник Святой Горы Афон Дионисий (1418-1425, местночтимый святой, память 18/31 октября и 23 мая / 5 июня). Молитвами архиепископа Дионисия был прекращен мор в Ростове.

    Епископ Ефрем (1427-1454, местно-чтимый святой, память 29 марта/10 апреля и 23 мая/5 июня) при вступлении на епископскую кафедру заложил Троице-Сергиев Варницкий монастырь на родине преподобного Сергия Радонежского. Это был духовный праздник всей епархии. Исключительно радостным был он для Рождественской обители, основанной родным племянником и учеником Преподобного и по его благословению.

    Троице-Сергиев Варницкой монастырь. Литография конца XIX века.
    Троице-Сергиев Варницкой монастырь. Литография конца XIX века. Собрание ГИМ.

    Особенно значительным временем в духовной истории епархии было правление архиепископа Вассиана I (Рыло; 1467-1481, местночтимый святой, память 23 марта/5 апреля; 13/26 декабря и 23 мая/5 июня). Большую часть времени владыка проводил в Москве. Как иерарх одной из крупнейших епархий, он участвовал во всех важных событиях духовной и политической жизни Руси. Мы же остановим внимание на ростовских событиях, в которых, несомненно, участвовали и сестры Рождественской обители.

    Архиепископ Вассиан был духовником великого князя Иоанна III Васильевича. Большинство историков считает Ростовского владыку идеологом объединения Руси вокруг Москвы. Подражая Московским первосвятителям в прославлении святынь, владыка Вассиан проявлял заботу об умножении и особом почитании святынь града Ростова.

    В 1474 году он с великим торжеством переложил святые мощи епископа Исайи в новый гроб. В 1474-1480-е годы архиепископ Вассиан добился общецерковного прославления святителя Игнатия. Празднование памяти святителей Исайи и Игнатия после 1474 года начинается не только в Ростове, но и в Москве, и по всей Руси.

    Летописи называют их вместе со святителем Леонтием великими чудотворцами. В эти же годы определяются дни празднования Ростовских святителей, возникают новые редакции их Житий, украшаются гробницы. При участии архиепископа Вассиана устанавливается праздник Трем Ростовским святителям, пишется канон праздника, создается иконография Трех Ростовских святителей, которая получила широкое распространение в последующие века и определила особенности изображения Собора Ростовских святых. В Успенский собор был принесен список Владимирской иконы Божией Матери, который в дальнейшем стал святыней Ростова.

    Великие князья и цари приезжали в Ростов на богомолье и на молитвенную память щедро одаривали ростовские храмы и обители. Очевидно, не оставалась без внимания и девичья обитель.

    Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери. Икона первой четверти XIX века.
    Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери. Икона первой четверти XIX века. Собрание Ростовского музея.

    Трагические события Смутного времени начала XVII века несомненно коснулись и Рождественской обители. Из документов известно, что Ростовский Успенский собор был разграблен, Троице-Сергиев Варницкий монастырь разрушен, Борисоглебский монастырь разграблен. Очевидно, разграблен был и Рождественский монастырь (а может быть, и разрушен, как Варницкий).

    К середине XVII века храмы и монастыри Ростова были восстановлены. Первое известное описание Ростовской обители Рождества Пресвятой Богородицы относится ко второй половине XVII века. В то время в ней были две церкви: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый храм, название престола которого сегодня неизвестно. В монастыре была игуменская келлия и восемь келлий сестринских. Рядом с теплой церковью находился скотный двор. Сено и солома для лошадей и коров хранились под папертью соборной церкви. Позади соборной церкви был разбит небольшой сад (12 х 8 м). Огород тоже был небольшой (42 х 18 м). Монастырь был огорожен деревянной оградой.

    Обитель находится в центре города, плотно обступающего ее со всех сторон, не оставляя ни малейшей возможности для расширения ее территории. Поэтому с увеличением количества сестер на месте стен монастыря, первоначально деревянных, а затем каменных, были построены каменные келейные корпуса. Они-то и стали своеобразным ограждением обители в XVIII-XX веках.

    Вторая половина XVII века знаменательна для истории обители тем, что в ней был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, который и по сегодняшний день является одним из красивейших храмов Ростова. Для вновь построенного собора были написаны замечательные иконы основателя обители святителя Феодора (размеры 130,3 х 85,7 см); «Похвала Пресвятой Богородицы с предстоящими печерскими чудотворцами» (размеры 146 х 132 см; 1686-й год, иконописец Бубнов; обе иконы хранятся в Ростовском музее); запрестольный деревянный крест (260 х 76 см), написанный царским иконописцем Михаилом Милютиным в 1680 году (судьба его неизвестна).

    Второе известное описание монастыря было составлено 11 июня 1702 года по указу великого государя Петра Алексеевича и по наказу стольника Василия Романовича Воейкова сыном боярским Иваном Паниным: В Ростове, внутри города Рождественский девич монастырь; а в нем церковь Рождества Богородицы - каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкой, золочен. В трапезе печь ценинная.

    Придел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцатъ сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов. Под церковью хлебня, да три палатки. Па монастыре шестнадцать келлий, крыты под одну кровлю тесом. Па монастыре ж за церковью два сушила да погреб деревянные, да делают новую столовую деревянную. Па монастыре пруд обрублен. Ограда деревянная, рублена клетки, крыта тесом, четыре башни. За монастырем двор скотный. Па том дворе две избы, да сушило стойлами, два сарая.

    Сравнивая первое и второе описания монастыря, можно сделать вывод, что в 1684 году Рождественский собор был еще деревянным, холодным, а теплым был храм во имя мучеников Космы и Дамиана. После возведения каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы престол Космо-Дамиановского храма был возобновлен в здании собора.

    В 1725 году по распоряжению архиепископа Георгия (Дашкова) монахини Рождественской обители были перемещены в Троице-Сергиев Варницкий монастырь, который в то время был обращен в женскую обитель. Причины перемещения сестер из Рождественского монастыря в Варницкий не совсем понятны, но есть предположение, что архиепископ Георгий хотел разместить в зданиях Рождественского монастыря Духовное училище, созданное святителем Димитрием в 1702 году при Архиерейском доме, где ему было тесно. Келлий женской обители, расположенной рядом с Архиерейским домом, подходили для размещения в них учащихся, приехавших в Ростов из разных мест. Возможно, перевод сестер в Варницкий монастырь, меньших размеров, чем Рождественский, связан с повсеместным стремлением сократить число монахинь, содержание которых шло из казны Архиерейского дома. В 1731 году архиепископ Иоаким позволил сестрам переселиться обратно в келлий Рождественского монастыря.

    В 1772 году вышло распоряжение, запрещавшее хоронить умерших насельниц обители внутри монастыря ввиду того, что обитель расположена в центре города. Для погребения сестер было указано два монастыря: Троице-Варницкий и Петровский. Со временем сестры Рождественской обители в основном хоронили умерших в Богоявленском Авраамиевом монастыре, он расположен ближе всех к женской обители. Изредка погребали усопших в Троице-Варницком монастыре.

    Замечательным событием в истории обители современники считали посещение ее вдовствующей императрицей Марией Феодоровной (1759-1828), супругой императора Павла I.

    10 мая 1818 года императрица Мария Феодоровна приехала в Ростов для поклонения Ростовским чудотворцам. Сестры обители с игуменьею Павлою и священнослужителями, желая выказать свою верноподданническую любовь, устроили ей почетную встречу. Путь императрицы от ворот обители до храма Рождества Богородицы устлан был тонкими полотнами и усыпан цветами. Церковь была великолепно освещена. По возглашении обычного многолетия, государыня прикладывалась к местному образу Спасителя и к чудотворной иконе Богоматери Тихвинской. Из церкви высокая посетительница прошла в келлии игумений Павлы, здесь высказала свое благоволение сестрам обители, допустила их к целованию руки и, при отбытии из Ростова, в тот же день пожаловала в обитель 300 руб. ассигнациями чрез начальника Ярославской губернии Политковского. Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848) во время своих частых приездов в Ростов всегда посещала Богородице-Рождественскую обитель.

    С первого посещения Ростовского Иаковлевского монастыря в 1807 году духовником графини стал старец Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря иеромонах Амфилохий, поэтому Анна Алексеевна в Ростове бывала часто. И после кончины иеромонаха Амфилохия в 1824 году его духовная дочь не забывала Ростов. Зная ее любовь к паломническим путешествиям по святым местам, ее многочисленные щедрые пожертвования в храмы и монастыри России, Царьграда, Александрии, Дамаска и в другие православные обители, не приходится сомневаться в том, что графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская не обошла своим вниманием и Богородице-Рождественский монастырь.

    Правящие архиереи тоже любили и часто посещали обитель Пресвятой Богородицы. Архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан посетил обитель летом 1882 года. При встрече с насельницами монастыря он сказал теплые слова в их адрес: Дух благопокорности и взаимной услужливости да сопутствует вам в делах и начинаниях ваших. Сестрам, составляющим духовную общину, более всего должно избегать вражды между собою и неприязни, при которых невозможно возрастание в духовной жизни. Молитвою к Богу стяжите дух мирный и не позволяйте себе и малейшей доли своеволия и произвола; тогда вы по истине явитесь шествующими путем Христовым.

    В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1882 года, владыка Ионафан служил Божественную литургию в обители. Сослужащими архипастырю были настоятели монастырей Авраамиева и Петровского, протоиерей Ростовского собора и местные священнослужители монастырского причта.

    Торжественность богослужения увеличивалась от рукоположения двух ставленников, одного во священника, другого во диакона, какового священнодействия не видели многие из жителей уездных городов. Стройное пение инокинь и вместе глубоко-умильное, как и в других женских обителях, довершало величие священнослужения.

    При окончании Литургии было предложено архипастырем поучительное слово из текста: «Да ecu едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17, 21). Темою слова послужила мысль о необходимости беспрекословного послушания Господу Иисусу Христу и Его Святой Церкви и духовного единения между собою, при которых только и возможно возрастание к жизни духовной. Нравственное приложение обращено было к жизни инокинь, сестер обители. По просьбе настоятельницы монастыря Преосвященный принял участие в праздничном обеде, приготовленном в ее келлиях.... 19 июля 1894 года обитель Рождестьа Пресвятой Богородицы посетил отец Иоанн Кронштадтский.

    Он прибыл в Ростов для поклонения Ростовским чудотворцам в час ночи. Не желая никого беспокоить, отец Иоанн до утра оставался в вагоне на вокзале. В семь часов утра он вместе с протоиереем Успенского собора отцом Александром, в сослужении соборного духовенства и при огромном стечении народа, совершил воскресную Божественную литургию в ростовском Успенском соборе. После службы отец Иоанн слушал знаменитые ростовские звоны на соборной звоннице. В Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре отец Иоанн поклонился святыням обители, посетил дома прихожан Иаковлевского монастыря, где совершал молебны. Святой праведный пастырь посетил родину преподобного Сергия - Троице-Варницкий монастырь, проехал к ростовской церкви Вознесения, где приложился к мощам Исидора Блаженного в Богоявленском Авраамиевом монастыре приложился к мощам преподобного Авраамия Ростовского. В женской обители Рождества Пресвятой Богородицы он поклонился чудотворному образу Тихвинской иконы Божией Матери. Отца Иоанна сопровождало огромное количество народа. В 12 часов ночи он отправился на вокзал.

    Отец Аристарх Израилев был священником ростовского Рождественского монастыря в течение 45 лет (1841-1886). Он являлся крупнейшим исследователем колоколов соборной звонницы и ростовских звонов. Одаренный тонким музыкальным слухом, игравший на фортепьяно и народных инструментах, он всю жизнь занимался изучением звучащего колокола.

    Отец Аристарх родился в селе Петровское Романов-Борисоглебского уезда, в семье диакона Александра Иосифовича Налетова. Обучаясь в Ярославской Духовной семинарии, взял семинарскую фамилию Израилев, что практиковалось в духовных семинариях России до середины XIX века. По окончании семинарии служил диаконом в соборе заштатного города Петровска, затем был переведен в Ростов, в Богородице-Рождественский монастырь, где был рукоположен во священника в 1842 году. В Ростове отец Аристарх женился, рано овдовел, оставшись с четырьмя детьми.

    Как священник Рождественского монастыря он имел много наград: 22 сентября 1858 года в память о войне 1853-1856 годов получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте; через год награжден набедренником; 13 апреля 1863 года пожалован бархатной фиолетовой скуфьей; 14 мая 1867 года - бархатной фиолетовой камилавкой; 15 апреля 1872 года - наперсным крестом; 4 апреля 1876 года - орденом святой Анны 3-й степени; 20 апреля 1880 года - орденом святой Анны 2-й степени; 14 июля 1884 года за труды по устройству гармоничного звона колоколов для церкви Его Императорского Величества Аничкова дворца награжден золотым наперсным крестом с украшениями; 31 марта 1885 года возведен в сан протоиерея; 11 ноября 1886 года награжден вторым золотым наперсным крестом с украшениями за устройство звона колоколов, построенного в Гефсимании (близ города Иерусалима) храма святой Марии Магдалины в память о государыне императрице Марии Александровне. Крест был вручен отцу Аристарху великим князем Сергеем Александровичем в его дворце; 15 мая 1892 года Всемилостивейше сопричислен к ордену святого Владимира 4-й степени. Определением Сената 2 ноября 1892 года признан с детьми своими в потомственном дворянском достоинстве и внесен в третью часть дворянской родословной книги Ярославской губернии.

    С двадцати пяти лет живя в Ростове, он каждый день слышал перезвоны тридцати колоколен города. Отец Аристарх захотел исследовать саму природу музыкального звука колокола. Он изучил все 13 колоколов соборной звонницы, описал и положил на ноты звоны. Для акустических исследований отец Аристарх на основе эталонного камертона сам изготовил серию камертонов. Эти камертоны были высоко оценены: в Москве на Политехнической выставке в 1872 году он получил Почетный адрес, в Вене в 1873 году - медаль.

    В Вене была представлена группа (первая серия) камертонов, настроенных на колокола ростовской звонницы. В 1876 году в Филадельфии отец Аристарх получил медаль и диплом, в 1879 году в Париже - медаль Парижской Национальной академии, в 1882 году в Москве, на Международной выставке - диплом. Ознакомившись с научной деятельностью отца Аристарха, отделение физики Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в 1882 году избрало его действительным членом.

    В 1884 году 20 февраля священник Рождественского женского монастыря отец Аристарх был удостоен аудиенции у царя Александра III в концертном зале Зимнего дворца. Отец Аристарх преподнес императору икону святителя Исайи, Ростовского чудотворца, память которого празднуется 15 мая, в день коронации Александра III (1883). Здесь же, в зале, отец Аристарх на четырех колоколах, пожертвованных им в сооружаемый на месте мученической кончины императора Александра II храм, продемонстрировал звон. Отец Аристарх представил императору коллекцию колокольчиков, настроенных на разные аккорды, и сыграл два гимна: «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

    Отец Аристарх занимался исследованиями церковно-археологических памятников, что нашло отражение в его многочисленных статьях и монографиях. Он написал две книги по истории Рождественской обители, изданные в Санкт-Петербурге в 1858 и 1899 годах. Будучи священником обители более сорока лет и зная историю монастыря и предания, передававшиеся из уст в уста, привлекая доступные архивные источники, отец Аристарх создал исключительно ценные и для сегодняшнего читателя книги по истории ростовской девичьей обители.

    В Слове, сказанном 15 октября 1887 года при последнем служении в Рождественском монастыре, отец Аристарх выразил всю свою отеческую любовь к обители: Слишком сорок лет я исполнял обязанности священника в вашей обители и приносил в ваших святых храмах Таинственную Бескровную Жертву за себя и за вас; с лишком сорок лет я предлагал вам свои поучения в слове Божием для пользы души вашей; с лишком сорок лет я преклонял колена пред чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, находящейся в вашей обители как бесценное сокровище. С этой святой иконой я ходил в город Ярославль и в Великое село, а также в село Караш и окрестности его. [...]

    При прощании люди, живущие между собой во взаимных отношениях, обыкновенно благодарят друг друга за добро, которое оказывали друг другу. И мне следует поблагодарить вас, возлюбленные сестры. Прежде всего благодарю вас, матушка игумения (Мария) и мать-казначея (София), за ваше доброе ко мне расположение, которое вы оказывали мне и словом и делом. Душевно благодарю вас, сестры, поющие в святых храмах сей обители, за то, что вы услаждали меня хоровым стройным пением церковных песней, которые под моим руководством- были разучиваемы в течение многих лет. Наконец, сердечно благодарю вас, благоговейные инокини и все мои духовные дочери, за вашу нелицемерную преданность и за ваше искреннее доверие ко мне как отцу вашему духовному. Вы через это награждали меня душевным спокойствием; да наградит же и вас Господь сторицей за все ваше доброе ко мне...

    С 1887 года отец Аристарх служил в Москве, в храме Первой московской мужской гимназии. Он настраивал колокола в Москве, Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевой Лавре и других местах.

    В 1893 году как священник он окончательно ушел на покой и поселился у дочери в Ярославле. Здесь он много работал в архивах, писал статьи. В честь 50-летнего служения архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана он создал для Ростовской соборной звонницы новый звон «Ионафановский». В 1898 году отец Аристарх вернулся в Ростов, как он говорил: ближе к могиле своей и гробам близких своих. Поселился на Подозерной улице, 27, в доме зятя, священника Богородице-Рождественского монастыря. Он всегда был чем-то занят: пилил, строгал, писал, читал и подолгу молился.

    Умер отец Аристарх 9 июля 1901 года в Ярославле; похоронен в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре рядом с родными. В день его погребения звонили все колокола Ростова и Ярославля. Ростов хранит память об отце Аристархе. Именно благодаря его нотным записям были возобновлены колокольные звоны в 1987 году. В 1998 году, 22 июля, в день памяти протоиерея Аристарха Израилева, Приходской совет Успенского собора и Православное общество любителей колокольного звона организовали конференцию, посвященную замечательному мастеру колокольного искусства. В Авраамиевом монастыре, где погребен отец Аристарх, была совершена панихида, затем были заслушаны доклады. Вечером на звоннице в исполнении штатных звонарей Успенского собора прозвучали звоны в том виде, как их предлагал исправить отец Аристарх Израилев.

    За пять веков существования Рождественской женской обители ее содержание было разным и зависело от экономического состояния государства. Известно, что в 1653 году от царя Алексея Михайловича игумений и двадцати пяти старицам было положено жалование по восемь рублей в год. Восемнадцать лет, начиная с 1649 года, игумения и сестры Рождественской обители получали хлебное содержание из дворцового села Вощажникова, а с 1667 года - из дворцового села Великого. Цари Иоанн и Петр Алексеевичи в разное время пожаловали монастырю земельные угодья, в числе которых был и остров на озере Неро. Часть угодий со временем была у обители отобрана взамен выдачи хлеба и денег из Ростовского архиерейского дома. Такое содержание поступало до 1764 года.

    После учреждения монастырских штатов в 1764 году все монастырские имения поступили в казну. Рождества Богородицы девичий монастырь был определен в третий класс. На содержание обители, игумений с сестрами, двух священников, диакона, пономаря, на церковные нужды, на ризницу и ремонт зданий выделялось ежегодно 240 рублей 48 копеек. Кроме того, обитель получала доход от сдачи в аренду двух каменных домов в Ростове, а также от аренды земель, мельницы и двух рыболовных озер.

    Главным средством содержания сестер были их занятия рукоделием. Это давало значительный доход обители. Многие насельницы занимались шитьем, белошвейным и золотным, вышивали по канве, гладью разноцветными шерстяными нитями, шелковыми. В обители можно было приобрести целое приданое (белье и одежда из тонкой ткани, украшенные кружевом, вышивкой, выполненными руками сестер). Монастырские рукодельницы вышивали ткани для украшения церковных предметов. При монастыре был приют для девочек-сирот, которых монахини обучали рукоделию.

    Доход приносил и ежегодный крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы по деревням и селам Ростовского и Ярославского уездов с посещением Ярославля.

    Церковно-приходская школа при Рождественской обители была одной из старейших не только в Ростове, но и в уезде. Открытая в 1852 году как школа грамотности для девочек из бедных семей, в 1885 она была преобразована в церковно-приходскую школу. Почти пятьдесят лет школа не имела своего здания, а размещалась на «квартирах». В 1903 году на средства Рождественской обители на городской земле было построено рядом с монастырем здание школы (сейчас в этом здании находится бюро записи актов гражданского состояния).

    Школа содержалась за счет монастыря. Здесь была хорошая библиотека. Игумений являлись попечительницами школы, они покупали школьные пособия и материалы на свои деньги. Школа была небольшая, поэтому атмосфера в ней была почти домашняя. В 1914/15 учебном году Рождественскую школу закончили 14 девочек.

    Более 30 лет преподавал в школе священник Рождественского монастыря отец Иоанн Ржевский. Он закончил Ярославскую Духовную семинарию, в 1884 году начал преподавать в школе, через год стал заведующим и законоучителем. 3 февраля 1912 года в связи с 25-летием педагогической деятельности отец Иоанн был награжден орденом св. Анны 3-й степени.

    Более сорока лет в школе служила учительницей Александра Ивановна Троицкая. Она получила домашнее образование, имела свидетельство на звание учителя и преподавала в Рождественской школе с 1870 года. В 1899 году Александра Ивановна была награждена серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие», а в 1912 году - большой золотой медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие».

    Жизнь Рождественского монастыря отличалась особым покоем и размеренностью, несмотря на то, что расположен он был в самом центре крупного города. Молитвенную жизнь в обители не смогли сокрушить никакие бедствия, которых немало было в истории Ростова.

    Далее: Настоятельницы-подвижницы
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос