Последние дни пребывания Иконы в России

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Одигитрия Русского зарубежья.
  • Одигитрия Русского зарубежья.
    Последние дни пребывания Чудотворной Иконы в России и отбытие Ея заграницу.

    После чудесного обретения Иконы несколько дней перед ней совершались непрерывный моления. Ночью большевики запретили хождения по улицам, а равно и ночные богослужения. Икону, конечно, больше не оставляли одну в соборе, а после всякого богослужения относили в потаенное место.

    Выноса в Коренную Пустынь в 1918 году не состоялось — не позволили большевики. То же самое и в 1919 году. Куряне же, как бы чувствуя, что вскоре придется надолго расстаться с родной Святыней, все время приглашали ее по домам, а равно и в расположенные поблизости к Курску села.

    На посещение сел приходилось каждый раз получать разрешение от Чека, которое добывать было не легко и почти всегда только за взятку. Были случаи, когда местные сельские большевицкие власти арестовывали Икону и монахов и всячески издевались над последними.

    7 сентября 1919 года, как говорилось выше, Курск был освобожден на короткое время Добровольческой армией от большевиков. Я был на второй день после взятия Курска ранен в ногу, слава Богу без повреждения кости. Поэтому мне пришлось прожить в Курске весь сентябрь и начало октября. И я мог наблюдать, как короткий душевный подъем вскоре сменился какой-то апатией. Куряне начали уходить в свои норы, в успех белого движения не хотели верить, на мобилизацию откликнулось мало не только солдат, но и офицеров, которых в Курске, говорят, оставалось до 5000. Только зеленая молодежь вступала в поредевшие ряды белых бойцов.

    Уже в середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добрармией, и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и для желающего духовенства.

    Владыка собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более, что последуй уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Преосвященный владыка с наместником Знаменского монастыря архимандритом Иеронимом, позднее архиепископом Детройтским, и пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую Чудотворную Икону было благословлено с монахами Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60 верстах на юг от Курска, куда Икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с Иконой в Белгород. Сначала было предположено нести Икону крестным ходом, но рано наступившая суровая зима и быстрое приближение фронта помешали осуществиться этому намерению.

    Пришлось везти икону на санях. Всего удалось достать только двое саней: одни из Коренной Пустыни, другие — из Знаменского монастыря. Сопровождали Икону следующие иноки: архимандрит Варнава, настоятель Коренной Пустыни, иepoмонax Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила оставаться в Курске.

    Перед отбытием Иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась остававшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50 человек. Ровно в 9 часов вечера, 31 октября 1919 года, святая Икона покинула Знаменский монастырь. Ее на руках держал до первой остановки в селе Медвенка, сидя на санях, упоминавшийся нами иеромонах Гермоген, ныне архимандрит.

    В село Медвенку, в 25 верстах от Курска, из-за вьюги, с трудом добрались только к утру и расположились на отдых в семье одного крестьянина. Днем поползли слухи, что красные уже недалеко, а потому, не отдохнувши, как следует, в 3 часа дня, спешно выехали в уездный город Обоянь, куда дотащились только к ночи, так как на санях ехали только старики, а кто помоложе из монахов шли пешком.

    В Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед Иконой, но народу собралось мало, из-за близости большевиков и плохой погоды. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных.

    Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий Икону, все остальные должны были идти пешком, ибо лошади едва могли тянуть сани с вещами. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной Иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи святителя Иоасафа. Там Икона пробыла около двух недель, все время посещая дома Белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем.

    18 ноября ст. ст. 1919 года Чудотворная Икона, сопровождаемая епископом Феофаном и вышеупомянутыми иноками, в предоставленном для этой цели отдельном вагоне, покинула Kypcкиe пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20 ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

    Утром, в день праздника, Икону с вокзала торжественным крестным ходом отнесли и проводили в соборный храм, где ее встретили митрополит Киевский Антоний, епископ Григорий Таганрогский, генерал Деникин со своим штабом и множество народа. Сонмом apxиepeeв, в сослужении многочисленная духовенства, была отслужена торжественная литургия и молебен, в присутствии множества народа. Это было первое такое торжественное служение со времени отбытия из Курска.

    Три недели пробыла Икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье и, почти ежедневно, посещая дома усердствующих. Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Этапы, по словам архимандрита Гермогена очень тяжелые. Агония Добрармии давала себя знать, в тылу царил хаос, монахам с, Иконой часто приходилось ночевать в сараях, где попало, голодать и холодать.

    Наконец, 1 марта 1920 года, на пароходе «Святой Николай», Курская Чудотворная Икона в сопровождены епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска, через Константинополь, прибыла в Салоники. В обоих портах пришлось выдержать двухнедельный карантин на пароходе, без права спуска на берег. Не очень приветливо встречал православный Восток великую русскую народную Святыню.

    Пасху 1920 года, которая пришлась на 29 марта, тоже провели на пароходе в Салоникском порту, в полной изоляции. С Иконой были три епископа: Феофан Курский, Сергий Новоpoccийский и Михаил, викарий Харьковской епархии, а равно курская монашеская братия, вывезшая Икону. Пасхальную заутреню и литургию служили в пароходном зале первого класса. Из Салоник удалось с большим трудом добыть вино и служебный просфоры.

    1 апреля, в Светлую среду, было, наконец, разрешено покинуть пароход. Греки до сербской границы предоставили товарный вагон. На пограничной станции Джевджелия Святыню ожидали представители Сербской Церкви. Для неё и для сопровождавшего ее духовенства был предоставлен отдельный классный вагон, и 2 апреля Икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины. Умер он в сане Загребского митрополита, во время 2-ой мировой войны.

    Некоторое время Чудотворная Икона пребывала в Нише, а затем была перевезена в г. Земун — пригород Белграда, и помещена в специально предоставленном для неё храме, в паркве. Этот храм так и остался потом в распоряжении русских и оставался таковым около 30 лет. Закрыт был при Тито в самое недавнее время.

    По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего, после Новороссийской эвакуации, с горстью воинов-патриотов, последний свободный клочок русской земли — Крым, Курская Чудотворная Икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов.

    Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14 сентября 1920 г., в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

    Увы, Крым уже агонизировал, и черная хмара большевизма окончательно заволакивала русскую землю, дабы через это страшное огненное испытание пришел в себя русский народ, понял тщету суетного и призрачного земного благосостояния, которое сулили, но так и не дали большевики, и вновь возвратился на Божии стези.

    Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков на чужбину, 29 октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев», почти ровно через год после отбытия из родного Курска, Чудотворная Икона снова, теперь уже надолго покинула русскую землю. Знаменательно все же, что она побывала в Крыму, от которого в свое время защищала Своим Покровом границы российские и претерпела кощунственное надругание.

    Ныне в Крыму не осталось ни одного татарина, и ничто более не напоминает о былой славе грозного Крымского улуса, многократно совершавшего опустошительные набеги на русскую землю и доходившего до самой Москвы. А малая деревянная Икона, разрубленная дерзновенно пополам одним из крымских татарских воинов, и несколько десятков лет лежавшая в полном забвении под покровом дремучего курского леса чудесно уцелела и явлена в дивной силе и славе не только России, но, ныне, и всему Mиpy, совершая ведшая знамения. Дивны и неисповедимы пути Твои, Господи!

    Далее: Двадцать пять лет в Югославии.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос