Новейшая история Чуфаровского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь
  • Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь.
    Новейшая история Чуфаровского монастыря

    По благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Синода духовное окормление приходов Мордовии было поручено первоначально Пензенской епархии, чьи архиереи с большой любовью относились к верующим Мордовии. Преосвященные Владыки старались, как можно чаще, бывать в приходах, совершать богослужения и заботиться о благосостоянии храмов Божиих. Но кроме действующих приходов в Мордовии стояли десятки закрытых церквей, часть которых использовалась в утилитарных целях.

    После празднования тысячелетия крещения Руси Церкви была предоставлена полная свобода. Началось массовое открытие церквей по всей стране, в том числе и в нашей республике. К 1990 году количество приходов увеличилось до 50-ти. Их обслуживали 40 священнослужителей. Это позволило открыть на территории Мордовии самостоятельную епархию. К этому мнению пришли и верующие, и руководство Мордовии. Священный Синод Русской Православной Церкви в январе 1991 года образовал Саранскую и Мордовскую епархию. Преосвященный Варсонофий стал первым епископом Саранским.

    Начали восстанавливаться монастыри и храмы. В 1993 году наиболее крупным монастырём на территории Мордовии являлся Санаксарский Рождество Богородичный мужской монастырь. Многие насельники из него были отправляемы правящим архиереем Епископом Варсонофием в приходы и монастыри Мордовии.

    Так, 16 декабря 1993 года насельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь был направлен для восстановления мужского монастыря в село Большое Чуфарово Ромодановского района республики Мордовия. (Отец Лазарь — в миру Александр Гуркин, с 13 апреля 1991 года был настоятелем Никольской церкви села Колопино Краснослободского района и одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово, 24 мая 1991 года вступил в братию Санаксарского мужского монастыря, был наместником обители по ноябрь 2000 года,затем наместником Иоанно-Богословского Макаровского монастыря и одновременно секретарь Саранской Епархии, ныне – епископ Нарвский, викарий Эстонской Епархии. ).

    В феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Трудное дело восстановлений монастыря было поручено иеромонаху Лазарю. В 1994 году отец Лазарь был возведён в сан игумена. Духовником обители был назначен схиигумен Феофан.

    Разрушенная за годы советской власти, обитель являла собой печальную картину. Монашествующие, на сей раз, это были мужчины, без промедления принялись за восстановление храма. К этому времени в монастыре из пяти оставшихся корпусов четыре были в аварийном состоянии. Только гостиный корпус был более или менее пригоден для жилья, но и здесь не было ни окон, ни дверей, ни полов. На первом этаже жила старушка Анна, благодаря которой этот корпус не разворовали окончательно. Здесь и поселилась мужская братия. 13 марта 1994 года была совершена первая литургия в одном, чудом уцелевшем, помещении, приспособленном временно под церковь.

    Перед Пасхой 1994 года в монастырь приехали монахиня Иоанна и инокиня Евдокия (в последствии монахиня Евфросиния). В течение этого года была сделана попытка расчистить захламлённую территорию монастыря, проведена первичная планировка. В корпусах выполнили консервационные работы.

    В мае 1995 года приступили к постройке храма Новомучеников и Исповедников Российских, в память o невинно убиенных на этом месте в годы чуфаровской ИТК-1.

    Храм Новомучеников Чуфаровского монастыря.
    Храм Новомучеников.

    13 августа 1996 года при большом стечении народа состоялось освещение этого храма Преосвященнейшим Варсонофием. В освещении принимали участие наместник Санаксарского монастыря архимандрит Варнава, отцы-настоятели многих приходов Мордовии. С тех пор ежегодно, в день памяти Новомучеников Российских, Чуфарово становится местом массового паломничества верующих.

    А в самом монастыре уже появились бесценные святыни. Крест с заключенными в них мощами Василия Великого, Ефрема Сирина, апостола Андрея Первозванного, Даниила Столпника, евангелиста Матфея и многих других высокочтимых православным народом святых. В храме Новомучеников Российских был помещен мощевик с частицами мощей святых.

    Вернулись в обитель некоторые храмовые иконы древнего письма и многие старинные книги, сохраненные в годы безбожия людьми.

    Старинная чудотворная икона Знамение Чуфаровского монастыря.
    Старинная чудотворная икона Знамение.

    К особо чтимым иконам монастыря относятся Иверская и Знамение, Серафимо–Понетаевского письма. Во времена гонений на церковь икона подверглась поруганию. На кротком лике Богородицы более десяти глубоких выбоин от ударов. Тем не менее икона прекрасна, отметины ударов напоминают раны. Ныне икона реставрирована, хотя следы все же заметны. Ее называют “мученической”. К благому делу восстановления Чуфаровского монастыря причастны художники-реставраторы из Сызрани. За символическую плату они выполнили предварительную роспись нового храма.

    В мае 1999 года в обители заложили храм во имя Рождества Христова. Выбор наименования церкви был обусловлен знаменательным событием: 2000-летием Рождества Христова.

    С Божией помощью через семь месяцев закончили строительство этого храма. Седьмого января 2000 года малым чином новый храм был освящён и совершена первая литургия.

    Храм Рождества Христова Чуфаровского монастыря.
    Храм Рождества Христова.

    13 мая 2000 года в праздник Преполовения Пятидесятницы в Чуфаровском Свято-Троицком монастыре прошли юбилейные торжества, посвящённые 2000-летию Рождества Христова. 30 мая поставили купол с крестом на Рождественском храме, заказанный и изготовленный в Москве.

    За лето 2000 года продолжили постройку монастырской ограды . 28 сентября этого же года полным чином была освящена Рождественская церковь.

    5 января 2001 года указом правящего архиерея был назначен новый наместник — иеромонах Евстафий (Князев),- казначей монастыря. В сан игумена его возвели 15 января 2001 года.

    В 2002 году его сменил иеромонах Серафим (Лапков), - бывший благочинным монастыря.

    10 февраля 2002 года, в день престольного праздника обители, в сослужении двух архиереев – Высокопреосвященнешего Прокла и правящаго архиерея Преосвященнейшего Варсонофия, с участием множества других священнослужителей при стечении большого количества молящихся состоялось торжественное Богослужение в честь Новомучеников и исповедников Российских

    В 2003 году монастырь был газифицирован.

    Братия участвовала в восстановлении корпусов, но в основном нанимались квалифицированные бригады строителей. Подсобные работы, тяжелые, не требующие квалификации, — выполняла братия. Летом, кроме основных работ по восстановлению монастыря – сезонные. Монастырь не мог закупать продукты. Их необходимо было производить, выращивать.

    Первое время участки для огородов обрабатывали на лошади, сохой. Трудности усугублялись тем, что почти все насельники — городские, не знакомые с премудростями крестьянского хозяйства. Все участки были полны камней от разрушенных прежде зданий. Год за годом приходилось выбирать их вручную. В настоящее время разработано 35 гектар земли, посеяны озимые и яровые сорта пшеницы, корма. Пока нет сельхозтехники, монастырь вынужден нанимать ее у частных лиц. На территории монастыря устроены фермы-теплицы, где выращиваются овощи;- впервые монастырь стал обеспечивать их разведение своими силами.

    Сначала животноводческое хозяйство монастыря было невелико: корова, лошадь, десяток кур. Постепенно поголовье скота возросло до четырех голов, затем до шести. В настоящее время оно насчитывает шестнадцать голов, а так же овцы, индюшки и поросята.. Это позволяет монастырю иметь достаточное количество молочных продуктов.

    Ежегодно сменялось огромное число проживающих в монастыре насельников и трудников – одни приходили, другие уходили. Но далеко не всегда — работать во Славу Божию. В основном это были просто неустроенные люди. Редко кто из них подолгу жил в монастыре. Желающих навсегда остаться в монастыре для службы Богу – единицы. Но не многие и из них выдерживали трудности монастыря. Так, из прежнего состава братии остались только трое иеромонахов: о. Арсений, о. Игнатий. о.Михей. За пятнадцать лет едва собралось небольшое братство.

    Год за годом расчищалась территория, выносились тонны мусора, бетонировались дорожки, площадки. Из диких заброшенных развалин обитель принимала вид обжитого места.

    Служба не прерывалась и до сего дня. Но теперь она приобрела законченный строго уставной вид. Ежедневно кроме обязательных суточных служб, братией совершается чтение иноческого правила. Еженедельно происходит служба перед чтимыми иконами Богородицы Знамение и Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Уединение монастыря позволяет вести внимательную, сосредоточенную жизнь.

    Далее: Благотворители и их дела

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос