Жизнь Свято-Иоанновского женского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: «Свято-Иоанновский женский монастырь».
  • Свято-Иоанновский женский монастырь.
    Жизнь монастыря

    С трепетом несут священники обители свое служение. Большая ответственность - быть пастырем в обители Святого Праведника, но, в то же время, и огромная поддержка.

    Священнослужители монастыря всегда стараются выслушать каждого пришедшего с покаянием, укрепляя веру в то, что Господь прощает человеку названные и раскаянные от всего сердца прегрешения.

    В наше время полной религиозной безграмотности огромное значение имеют просветительские труды пастырей: со взрослыми, желающими принять крещение, и с восприемниками в монастыре проводятся еженедельные катехизические беседы, где можно уяснить основы православной веры и задать священнику интересующие вопросы.

    По примеру отца Иоанна Кронштадтского, ревновавшего о чистоте Православия, священники особенно стараются противостоять и оградить чад Церкви от всевозможных лжепророков и лжецелителей.

    По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха в стенах обители открыта воскресная школа. Пять групп детей от 5 до 15 лет изучают Ветхий и Новый Заветы, историю Церкви (в доступной для детей форме), учатся церковному пению, шитью и вышивке. Но основная задача школы - помочь воцерковлению детей и посещающих с ними занятия родителей, сделать понятным богослужение, объяснить смысл и значение Таинств.

    Школе отдано много сердечного тепла и сил, ведь и батюшка Иоанн Кронштадтский, много лет преподававший Закон Божий в гимназии, придавал этому делу большое значение. Само нахождение малышей в стенах обители благодатно действует на детские души.

    Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

    Монашество есть учреждение Божие, а не человеческое. Сам Господь сказал: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21).

    Так был указан путь к христианскому совершенству. Поистине, сам батюшка Иоанн Кронштадтский собирает под свой покров насельниц. Труден подвиг иночества. Нелегко порвать все связи с миром - отказаться от общения с родными и близкими людьми, изменить многолетние привычки, отказаться от обычных в миру утешений и радостей, отречься от собственной воли и сменить свободу на строгую монашескую дисциплину, на ежедневное понуждение к трудам и молитве.

    Ложным является мнение духовно неопытных людей, что монастырь место успокоения, бегство от проблем и сложностей жизни. Нет! Монастырь -это поприще постоянной борьбы со злым началом в себе. Длителен и многотруден этот путь. Велика должна быть и благодать Божия, без которой наши добрые намерения бессильны. «Иноки - это люди, у которых высшие духовные интересы преобладают над интересами житейскими. Вся цель иноческой жизни и подвига - очистить сердце свое от страстей, сделать его обителью непрестанной Иисусовой молитвы» (игумен Харитон). Для этого и пришли насельницы в монастырь из разных мест нашего Отечества.

    Разные благодатные пути привели их к Богу.

    Основной возраст новоначальных - от 20 до 50 лет. В выбранном пути им помогает утвердиться старшее поколение. Господь послал в восстанавливающуюся обитель опытных монахинь из Пюхтиц, Феодосии, Иерусалима. Благодаря им вновь пришедшие сестры смогли воспринять древний, передающийся из поколения в поколение, уклад монашеской жизни.

    Каждой молодой сестре игумения благословляет обращаться за советами к какой-либо старице, и та становится ее духовной матерью, предостерегает от ошибок и сугубо молится за свою воспитанницу. Перед светлой радостью, которую дает вера в Бога, отступают все тяготы жизни. Этой радостью живет монашеская семья. Молитвенная жизнь насельниц проходит неизменно в духе древней православной традиции русского монашества. «Молитва - мать добродетелей» (преподобный Макарий Великий).

    Молитвенный подвиг - это не праздная созерцательность, а тяжелый и плодотворный труд, основное, существенное дело каждого монаха, без которого становятся бессмысленными все остальные человеческие дела. Утром и вечером в монастыре совершаются общие молитвенные правила, которые обязаны исполнять насельницы. Каждый день в монастыре служат литургию, в храме проводится исповедь. По окончании литургии в усыпальнице батюшки Иоанна Кронштадтского совершается молебное пение. Каждый день - вечернее богослужение, когда положено по уставу - совершается всенощное бдение. За исполнением Церковного Устава внимательно следит сестра-уставщица.

    Несмотря на то что службы многочасовые, по-монастырски длительные, молящихся собирается много. Каждое богослужение заканчивается у гробницы любимого батюшки. Еженедельно сестры собираются на акафистное пение: Иисусу Сладчайшему, Покрову Божией Матери, прп. Серафиму Саровскому, прп. Иоанну Рыльскому, Святителю Николаю Чудотворцу и св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Этих акафистов с нетерпением ждут прихожане.

    Молитва как постоянное обращение ума к Богу сама собою вытекает из внутренних стремлений монаха и охватывает все стороны жизни. Всякое дело в монастыре начинается и заканчивается молитвой: молитва перед трапезой и после трапезы непременно, в обычае творить молитву при вхождении в келию, на все начинания необходимо брать благословение и испрашивать молитв. За каждой трапезой читаются жития святых и святоотеческие поучения.

    Самые старшие монахини ежедневно обходят здание монастыря с иконами, молясь о сохранении обители. Насельницы молятся не только о спасении своей души, но и о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей, о граде и стране и всех верою живущих в них. Возносится молитва за людей об их здравии и спасении. Почившие поминаются о упокоении. Ежедневно прочитываются синодики с тысячами имен живых и умерших.

    В монастыре сестрами читается неусыпаемая Псалтирь - поочередно, круглые сутки. Господь заповедал своим ученикам: «Непрестанно молитесь». Постоянное призывание Имени Божия вменяется в обязанность монахиням. Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. Проходящие послушание со всею тщательностью, как перед очами Божиими, в строгом хранении совести, постепенно приходят к духовному преуспеянию. Послушание соединено с отречением от своей воли. Игумен Харитон пишет: «Обет послушания служит оплотом от притязаний человеческого самолюбия и гордости». Для постороннего взгляда жизнь монастыря монотонна и однообразна, но для подвизающегося искренне в Законе Божием каждый день - это открытие. В труде сестры общаются друг с другом.

    Здесь проявляются немощи и греховные язвы, которые предстоит лечить. Есть возможность проявить жертвенную любовь к ближнему, поучиться терпению и смирению.

    «...Любите друг друга. ...По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 15, 54-55). Эти слова Спасителя являются идеалом любви для насельниц, к которому они стремятся.

    Послушаний, которые несут насельницы в монастыре, очень много. Все они традиционны для общежительного монастыря: казначея, благочинная, ризничная, алтарница, трапезницы, кухонные, уставщица, регент, канонарх, певчие, церковницы, чтецы, звонари и так далее. Круг работ обширен. Все невозможно перечислить. Благодаря непрестанному труду сестер в монастыре поддерживается благолепие и стройность во всем. Нельзя не обратить внимания на строгий порядок и необыкновенную чистоту, присущую обители.

    В монастыре возрождается золотошвейное искусство. В рукодельной мастерской изготовляются митры, плащаницы, пелены и другие предметы церковного обихода. В переплетной мастерской идет реставрация церковных книг. Укрепляются иконописные традиции. Вся монастырская одежда изготовляется руками насельниц. Большое внимание уделяется церковному пению. Просфоры выпекаются в монастырской просфорне. Формируется библиотека. Гостиница для священнослужителей также обслуживается сестрами.

    Со всех концов нашей страны и из-за границы присылаются в монастырь послания с просьбами молитв и совета - на все письма необходимо ответить. Цветущий сад в ограде обители также является местом постоянных трудов насельниц. Осенью сестры собирают грибы и ягоды. На подворье монастыря есть свое молочное хозяйство, ведутся сельскохозяйственные работы - обрабатываются поля и огороды. Постепенно формируется урегулированное крепкое монастырское хозяйство.

    Все чудеса, явленные в обители, - проявление неизреченной Любви Божией. Человек, душу которого хотя бы однажды посетила благодать Божественной Любви, загорается стремлением удержать этот Свет. Высшая грань христианского доброделания - достижение совершенной любви к Богу, а значит, обязательно и жертвенной всепрощающей любви к ближнему. Потому что, поскольку человек приближается к Богу, постольку он соединяется любовью и с ближним, ибо истинная любовь к ближнему - есть, по словам епископа Игнатия Брянчанинова, любовь ко Христу в ближнем.

    В полной мере эту благодать духовной любви стяжал дорогой батюшка Иоанн Кронштадтский. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, - говорил отец Иоанн, - не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем». Свою жизнь во Христе праведник воплотил в любви к людям, ко всему страждущему человечеству, обнимая молитвой весь мир. Пусть образ Всероссийского пастыря воскрыляет души насельниц в искании света евангельской любви!

    К оглавлению: «Свято-Иоанновский женский монастырь».
    В начало

     
    Rambler's Top100