Продолжить дело

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Данилов монастырь
  • Свято-Троицкий Данилов монастырь
    в Переславле-Залесском.
    9. Продолжить дело.

    Видя себя уже у дверей гроба, святой старец пожелал уйти на место своего пострижения, в Пафнутьев монастырь, но моления и слез­ные просьбы братии удержали его. Перед самой кончиной Преподобный пригласил к себе нового настоятеля обители, кротко наставлял его и просил руководить братией по закону Божию и преданию святых Отцов Церкви. Старец благословлял продолжать «дело Сергиево» и управлять «словесным стадом» не из славы или своеволия, не в гневе или дерзости, но в тишине, беззлобии и духовной любви, поддерживать немощных и угождать не себе, а Богу и братии. Затем подвижник раздал наиболее добродетельным инокам свои немногочисленные одежды, в том числе и клобук, со словами: «Я уже не буду больше носить клобука, но поскорее пошлите за моим духовным отцом, пусть облечет меня в великий образ схимничества и возложит куколь на мою голову».

    Пришел духовник и совершил над умирающим чин пострижения в схиму. Преподобный обратился тогда к архимандриту и братии с предсмертным наставлением, в котором, среди прочего, просил монахов всегда помнить обеты свои, которые давали при пострижении - терпеть всякую скорбь и бедствия ради Царства Небесного: «Нам следует нести на себе немощи слабых, старых братии не раздражать, а угождать им; странников и нищих не оставлять без призора, насыщать и покоить, чтобы их ради приобрести Царство на Небесах. Бесчинства и пустых бесед избегайте. Бойтесь пьянства и не держите в обители хмельного, помня слова апостола Павла: «...не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5,18). Изначала не было пьянства в этой обители, пусть и никогда не будет. Любите чистоту духа и тела. Всегда в мысли своей держите час смертный и помните, что дадите ответ Праведному Судии за всякое свое дело и каждое слово».

    И о многом другом у порога вечности говорил подвижник братии. Он передал настоятелю краткое письменное наставление и смиренно попросил: «Отцы и братия! Вы видите - конец жития моего близок. Прошу вас: Господа ради, помните любовь, которую вы имели ко мне, грешному, и не забывайте меня, ленивого, в своих молитвах ко Христу Богу нашему, да помилует Он мою душу грешную, да оградит святую обитель сию и живущих в ней, да сохранит их от наветов вражьих и направит на дела, угодные воле Его».

    Смерть все крепче налагала печать свою на уста подвижника: он уже не говорил, не слышал голоса братии и только беззвучно шевелил губами, творя тайную молитву. Вдруг Преподобный воскликнул радостным голосом настолько ясно и громко, что все услышали его:

    - Где трое этих чудных старцев? Бывшие вблизи братия спросили:

    - О каких монахах ты спрашиваешь, отец?

    - Перед основанием этой святой обители пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они вновь пришли ко мне. Разве вы их не видите в этой келлии?

    Братья ответили:

    - Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих.

    Святой старец замолчал, причастился Животворящих Тайн Тела и Крови Господней и с миром предал «люботрудную душу свою» в руки Божий. Это произошло 7 апреля 1540 года, в одиннадцатом часу дня, в среду второй недели по Пасхе. Жития Преподобного было более восьмидесяти лет.

    Слух о кончине великого подвижника быстро разнесся по окрестностям. На погребение Преподобного сошлись архимандриты, игумены переславских и многих других монастырей, множество монахов, белого священства, бояр, купечества и простого люда из города и селений, со свечами и ладаном. Торжественно погребли преподобного Даниила у собора Пресвятой Живоначальной Троицы, у самой стены, возле святого жертвенника в построенной им обители. В 1556 году в монастыре уже была установлена служба преподобному Даниилу.

    Посещая Переславль, царь Иоанн Васильевич Грозный каждый раз навещал могилу преподобного Даниила и весьма интересовался его благочестивой жизнью. Ему было десять лет, когда умер Преподобный, и царь помнил его. Желая иметь полное жизнеописание святого, он вместе с митрополитом Макарием приказал составить его одному из клириков, что и было исполнено в 1562 г.

    Автором жития был один из очевидцев, учеников и глубоких почитателей преподобного Даниила, переславский уроженец Андрей (именно ему прозорливый старец за десять лет до своей кончины предсказал быть царским духовником).

    Андрей был священником в Переславле-Залесском, потом - протопопом (старшим священником) Благовещенского Московского собора и, действительно, - царским духовником. Его имя нередко упоминается в летописях. Например, по поводу последнего победоносного Казанского похода (1552) государя Иоанна Васильевича о нем говорится, что в звании духовника сопровождал он царя, находясь во главе всего воинского духовенства. Он благословлял Иоанна IV на ратный подвиг в день взятия Казани, предшествовал ему с крестом в руках во время торжественного въезда в покоренную Казань и освобождения тысяч русских пленников, предназначенных для продажи в рабство. Он освящал первый устроенный в Казани православный храм (Благовещения Пресвятой Богородицы).

    Впоследствии священник Андрей принял монашество с именем Афанасия и по кончине митрополита Макария был избран на его место. Он первым из митрополитов украсился белым клобуком, был одарен блестящим литературным талантом, и при нем была напечатана первая на Руси книга - «Деяния Святых Апостолов». Летописи упоминают о нем в последний раз, когда он в 1567 г., будучи искусным иконописцем, поновлял Владимирскую икону Божией Матери. Написанное им житие преподобного Даниила считается ценным памятником культуры, в котором высокое духовное содержание естественно сочетается с историческими и биографическими данными. Житие создает яркий, осязаемый, реальный образ переславского подвижника, пример жизни которого доступен для понимания самых простых людей.

    Царь Иоанн Васильевич много и щедро благотворил обители своего крестного отца, тем более что благоустройство и укрепление всех переславских монастырей входило в его хозяйственную программу. Обустраивая свою новую столицу в Александровой слободе, он и ближайший к ней Переславль-Залесский приводил в соответствие со своей государственной политикой.

    В царствование Иоанна Грозного был наместником в Переславле князь Андрей Алабышев, по прозванию Оленкин. Он имел великую любовь к святому старцу Даниилу при его жизни, а после смерти нес его гроб на своих плечах и помогал трудами своими во время погребения подвижника. Впоследствии давал милостыню Данилову монастырю и кормил нищих в память почившего старца.

    Однажды пропала у князя Андрея фамильная драгоценная запонка с редкой жемчужиной. Князь заподозрил в краже некоторых своих слуг, но, опасаясь бездоказательно наказывать подозреваемых, обратился в молитве за помощью к преподобному Даниилу: «Преподобный отче! Хотя ты телом и ушел от нас, но духом пребываешь с нами. Помоги нам и рассей мои подозрения, чтобы мне избавиться от греха и не наказывать домочадцев, если они не виноваты». После молитвы обратил князь грустный взор в окно и вдруг заметил в клюве одной из домашних уток что-то блестящее. Утка будто специально показала драгоценность князю и положила ее на землю. Запонку подняли, и все домочадцы прославили Господа за избавление от греха.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос