Настоятели Переяславского Данилова монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Данилов монастырь
  • Свято-Троицкий Данилов монастырь
    в Переславле-Залесском.
    11. Настоятели.

    В 1662-м и в 1668 г. Троицкий собор был заново перестроен и расписан артелью знаменитых костромских мастеров Гурия Никитина, Силы Савина, Василия Осипова, Петра Аверкиева, Василия Козмина и других. Уникальные фрески собора сохранились до нашего времени.

    В 1667 г. настоятелем Троицкого Данилова монастыря был назначен архимандрит Григорий (Иоанн Неронов, 1591-1670), известный противник патриарха Никона, долгое время - единомышленник и помощник расколоучителя протопопа Аввакума, вернувшийся в лоно Православия.

    При деятельном, энергичном настоятеле архимандрите Варфоломее (1675-1701) монастырь был обустроен на средства князя Ивана Петровича Барятинского. Князь начал службу в 1636 г. при дворе царя Михаила Федоровича стольником. В 1658 г. стал окольничим. В 1661 г. князь И. П. Барятинский подписал мирный договор со Швецией в Кардисе. С 1676 г. - боярин. В 1689 г. князь Иван Барятинский постригся в монахи в Троицком Даниловом монастыре под именем Ефрема и в следующем году умер.

    В 1687 г. при архимандрите Варфоломее на месте деревянного храма, построенного преподобным Даниилом, был заново выстроен каменный храм Всех Святых (возобновлен в 1892 г.). К храму во имя Всех Святых примыкало здание, построенное вместе с храмом в том же году. В нем была больница, а с 1753-го и до 1882 г. - Переславская Духовная семинария и Духовное училище. Таким образом, и первое учебное учреждение г. Переславля-Залесского, как и больница, вышло из стен монастыря преподобного игумена Даниила.

    Шатровая монастырская колокольня (и по сей день в значительной мере формирующая церковно-архитектурный облик города) была возведена в 1689 г. А в 1695 г. в монастыре был выстроен теплый каменный храм в честь Похвалы Божией Матери, с трапезной и настоятельскими покоями (в 1793 г. в этом храме был выстроен придел Преподобного Сергия Радонежского). В 1696 г. южнее этого храма был построен каменный двухэтажный братский корпус.

    В 1700-1702 гг. над святыми воротами был устроен надвратный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Над монастырским колодцем, ископанным еще преподобным Даниилом, была устроена часовня в северо-восточной башне монастырской стены.

    Среди множества чудес и исцелений, совершавшихся у гроба Преподобного и по молитвам к нему, сохранилось и описание чудесного исцеления от воды этого святого источника. Так, в марте 1733 года иеромонах Паисий Крапивин, духовник Александровского Успенского женского монастыря, возвращаясь из Москвы, почти полностью потерял зрение, так что: «...не мог видеть человека в лицо; токмо мало огонь свечей в церкви, а святых икон, и чтущих, и поющих никого не видел». Такое состояние иеромонаха Паисия продолжалось в течение всего Великого Поста и до Дня сошествия Святого Духа. «Ради праздника сошествия Святаго Духа призвал меня к себе архимандрит Данилова монастыря Дионисий... И будучи я во обители преподобного чудотворца Даниила... целовал его чудотворный образ; и после литургии ходил на кладез, и умылся оною святою водою, и увидел образ (икону) преподобного Даниила, вельми обветшал кой стоит над кладезем; и обещался я оный ветхий образ на той же (доске) написать вновь. И по моему прошению, образ чудотворца Даниила написали, и пели ему чудотворцу молебен. И оною святою водою умываю лицо и очи, и ныне его преподобного отца Даниила чудотворца свет очей моих и как и прежде сего был. И ныне се прошу вас, отец архимандрит со всеми святыми отцы, дабы, по согласию вашему, сие новое чудо повелели написать в книгу жития преподобного отца к прежним его чудесем. А сие моей руки писание приклеить тут же в книгу для уверения... того ж 1733-го году, августа 8-го дне, в среду». (Из рукописи Данилова монастыря (№14), 296 л.)

    В 1710 г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицко-Данилова монастыря игумен переславского Борисоглебского, «что на песках», монастыря Варлаам Высоцкий Василий Антипович (1665-1737). Он был духовником царевны Натальи Алексеевны (сестры Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны. В 1705 г. он способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (Екатерина I) и в дальнейшем также стал ее духовником.

    До 1716 года мощи преподобного Даниила пребывали в тесном месте, в могиле, выложенной кирпичом, с отверстием над одною главою. В этом же году, по челобитной архимандрита Варлаама, по указу императора Петра I и по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского; + 1722), дозволено было перенести мощи преподобного Даниила в более достойное и удобное для поклонения верующих место. По сему дозволению, архимандрит Варлаам со священническим чином, разобрав кирпичи, вынул святые мощи, находившиеся ранее под спудом, переложил их в раку и поставил в Даниловском приделе Троицкого собора монастыря. В своем донесении императору Петру I архимандрит Варлаам писал, что преподобный Даниил с виду похож на митрополита Димитрия Ростовского.

    Много потрудился архимандрит Варлаам для прославления и других переславских святых. Эта его активная и смелая деятельность находилась в остром противоречии с новой религиозной политикой Петра, которую мужественный и верный Православию архимандрит покорно одобрять не мог. За что и подвергался со стороны самодержца многим оскорблениям и гонениям. Только заступничество сестры и жены Петра избавили доброго пастыря от сурового наказания императора. По отзывам современников, архимандрит Варлаам отличался благочестием и аскетическим образом жизни. В 1726 г., по указанию Екатерины I, он был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря (Лавра с 1744 г.) и немало сделал для его благоукрашения и устроения. Похоронен архимандрит Варлаам в 1737 г. в им же созданной под Санкт-Петербургом Троице-Сергиевой пустыни.

    Эта та самая обитель, куда по прошествии лет был назначен настоятелем будущий святитель Игнатий Брянчанинов, ныне известный всему православному миру как духовный писатель, учитель современного монашества. Он управлял Сергиевой пустынью с 1833-го по 1857 г., застав в самом начале обитель в сильном запустении. За годы, проведенные на берегу Финского залива, Сергиева пустынь расстраивалась, укреплялась, созидалась. Святитель Игнатий положил много трудов на ее благоустройство. Ныне мощи святителя Игнатия пребывают в Свято-Введенском Толгском женском монастыре города Ярославля.

    В 1816 году, 28 июля, было установлено и третье празднование памяти преподобного Даниила - по случаю переложения святых мощей его в драгоценную серебряную раку, устроенную попечением коммерции советника Крестовникова. Этот факт - непреложное свидетельство всероссийского почитания переславского чудотворца игумена Даниила и в XIX веке.

    Вошел в историю России и назначенный в 1809 г. настоятель Данилова монастыря архимандрит Иосиф (Величковский). В 1814 г. он стал ректором Владимирской Духовной Семинарии, а в 1819 г. хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. В 1821 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. В 1834 г. был уволен на покой. Поводом к тому послужил такой случай. В 1834 г. государь Николай Павлович посетил Смоленск. Епископ Иосиф приготовил торжественное слово, но при виде государя так оробел, что вместо проповеди начал кропить его святой водой. Государь в гневе и недоумении закричал на него: «Что вы делаете, владыко, бесов из меня выгоняете, видно? Вы совсем облили меня водой!» Духовенство же считало своего архипастыря очень умным и добрым.

    Резолюции он писал иногда стихами, оригинально и остроумно. В обращении с людьми отличался простотой и добродушием. Жизнь преосвященного была очень строгой, подвижнической. Скончался он мирно в 1851 г. и погребен в Киево-Печерской Лавре (где до кончины пребывал на покое), в церкви над Дальними пещерами.

    И в дальнейшем многие настоятели Троице-Данилова монастыря трудились на поприще духовно-нравственного просвещения и образования.

    На кладбище Данилова монастыря похоронено много выдающихся людей. В их числе и Степан Петрович Хметевский (1730-1800), контрадмирал, владелец сельца Хомяковки в Переславском уезде. В 1768-1774 гг. капитан 1-го ранга С. П. Хметевский командовал знаменитым флагманским кораблем русской эскадры «Три Святителя». В первый день Чесменского сражения он подошел к турецким кораблям на близкое расстояние и, действуя смело, «сбил четыре корабля». Турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, где ночью был сожжен русской эскадрой под командованием адмирала Спиридова. (Могила адмирала Г. А. Спиридова находится неподалеку от Переславля, в селе Нагорье, в храме Преображения Господня, который великий русский флотоводец сам и построил.)

    По свидетельству составителя «Полного иллюстрированного справочника всех русских монастырей в Российской Империи и на Афоне» П. П. Сойкина, в конце XIX века Данилов монастырь представлял собой цветущую обитель, пользующуюся широкой известностью. При монастыре действовали церковно-приходская школа и странноприимный дом. Ежегодно обитель посещало до пяти тысяч паломников.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос