Божедомье. Основание обители

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Свято-Троицкий Данилов монастырь
  • Свято-Троицкий Данилов монастырь
    в Переславле-Залесском.
    6. Божедомье. Основание обители.

    Очень скоро переславские бояре Челяднины, утешенные и избавленные молитвами преподобного Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Московскому Василию Иоанновичу и испросили у великого князя разрешение на строительство деревянного храма на Божедомье. Разрешение было дано, митрополит Московский Симеон благословил начинание и выдал храмозданную грамоту. Тогда же стали поступать приношения от богомольцев для построения храма, и появились желающие поселиться при нем, стали строиться кельи, так что на Божедомье неожиданно составилась иноческая обитель.

    Икона преподобного Даниила Переславского. Конец XX века
    Икона преподобного Даниила Переславского. Конец XX века.

    В 1508 году храм на Скудельной горе был построен. Он был освящен во имя Всех Святых, как о том много лет мечтал преподобный Даниил. Он много думал о том, что среди безвестных странников могли быть истинные угодники Божий, не явленные миру, и служба, совершаемая в честь Всех Святых, будет совершаться и в их память.

    Руководил монастырской общиной при храме во имя Всех святых преподобный Даниил. Он каждый день приходил сюда из Гориц совершать службу, подавая пример новым инокам. У каждой скудельницы Даниил поставил высокие кресты, и у подножия их часто стали совершаться панихиды всею служащею братиею обители. Даниил строил для братии небольшие кельи своими руками и распахивал маленькое поле по соседству с монастырем. Без сел и имений пребывали эти иноки, изыскивая пропитание себе рукоделием, какое кто знал, да принимая милостыню от христолюбцев.

    Икона преподобного Даниила Переславского
    Икона преподобного Даниила Переславского.

    Но не всегда был мир в монастыре, который с беспредельной любовью и самоотвержением строил Преподобный. В обители не хватало многого, и некоторые из братии, ожидавшие найти в монастыре обеспеченное житие, роптали на Даниила, говоря: «Мы ожидали, что ты соорудил обитель от богатства и собрал достаточно имущества, а теперь нам приходится даже одеваться как попало. Не знаем, на что решиться: уйти ли назад в мир или ты все же как-нибудь промыслишь о нас?»

    Даниил, не медля, раздал жалобщикам все, что было у него в скудном запасе, и успокоил их недовольство. Но сам, глубоко опечаленный и отягощенный сомнениями, хотел прекратить дальнейшее устроение обители и удалиться в Пафнутьев монастырь. «Не по моей воле, - грустил подвижник, - начал строиться монастырь. Я желал одного - воздвигнуть храм и вверить его Промыслу Господню и царскому попечению, а самому предаться безмолвному житию. По Божией воле началось это дело, на Нее я и оставляю его: как угодно Господу - так пусть и будет!»

    Икона преподобного Даниила Переславского из иконостаса Даниловского придела Троицкого собора
    Икона преподобного Даниила Переславского из иконостаса Даниловского придела Троицкого собора.

    Мать преподобного, инокиня Феодосия, просила сына не оставлять попечения о строящейся обители, дала ему сто серебряных монет и завещала похоронить ее в этом монастыре. С того момента бедность монастыря стала мало-помалу уменьшаться, а число братии - расти.

    Преподобный часто посещал братию и с любовью поучал, щедро делясь своим духовным опытом. Он учил со вниманием относиться к своей душе, постоянно находиться в состоянии самоконтроля, всячески избегая раздражительности, осуждения, празднословия. Правило для храма и кельи он давал нетрудное, однако никому не позволял лениться. На упреки некоторых строгих поборников подвижничества в послаблении братии Преподобный отвечал: «Надобно строгие правила налагать на людей сильных, по заветам великого Пахомия, а к немощным и не привыкшим к чрезмерным трудам предъявлять более мягкие требования. Братия этой обители из старых поселян, и не привыкли к подвигам совершенных иноков. Проведши всю жизнь в простых обычаях и вступив в монахи с надломленными силами, они не могут вести себя как опытные подвижники: их добрые намерения, воздыхание сердечное, пост и молитва перед лицом Божиим заменят подвиги монахов, известных строгим соблюдением тяжелых иноческих уставов».

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос