Роспись центральной части

церкви Воскресения в Ростове

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Церковь Воскресения в Ростове Великом
  • Роспись центральной части церкви Воскресения в Ростове

    В куполе церкви Воскресения помещается погрудное изображение «Отечества» с надписанием «Господь Саваоф». Вокруг него и ниже, в верхней части барабана, ярус херувимов, окруженный текстом молитвы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся...» (стихира праздника Пятидесятницы). В простенках между окнами барабана помещаются фигуры праотцев. В основании барабана в парусах представлены евангелисты, сидящие под сенью портиков, без символических фигур. Между ними на щеках подкупольных арок изображены: с восточной стороны — «Троица», с западной — «Богоматерь Знамение» в окружении херувимов и четырех апокалиптических существ, с южной и северной — архангелы.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Роспись свода составляют изображения праздников «пасхального круга», связанные по времени и по смыслу с событием Воскресения Христова. Очевидно, что такой выбор сюжетов был обусловлен посвящением храма. При этом в восточной части свода изображены события, предшествовавшие Воскресению, - «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Снятие со креста», а в западной — важнейшие из событий, совершившихся после Воскресения,- «Уверение Фомы», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа».

    Две композиции в центральной части свода являются, по сути дела, храмовыми — это «Положение во гроб», дополненное изображением явления ангела женам-мироносицам и апостолов у пустого гроба, и «Сошествие во ад». Арки, несущие купол, создают для композиций архитектурное обрамление, ограничивая их с боков и сверху. Такой принцип размещения важнейших сюжетов декоративной системы прослеживается во многих постройках митрополита Ионы.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Очевидно, что отбор и распределение сюжетов в росписи свода церкви Воскресения имели особое программное значение, причем можно предложить два основных варианта восприятия этой программы. Первый из них — последовательное прочтение, при котором в росписи свода выделяются три ключевых сюжета, следующие друг за другом, - Распятие, Воскресение и Сошествие Святого Духа. Их последовательность отражает историческую последовательность событий и обозначает начало и конец пасхального празднования. Второй вариант — сопоставление композиций, расположенных друг против друга на концах крестообразно пересекающихся пространственных осей. В этом случае соотнесенными оказываются «Положение во гроб» и «Сошествие во ад», раскрывающие тему Воскресения, а также «Распятие» и «Сошествие Святого Духа», в которых обозначается тема основания и утверждения Церкви Христовой.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    «Распятие» в восточной части свода представлено в развернутом иконографическом изводе — изображены и распятые со Христом разбойники, и воины, бросающие жребий о ризе Христа, и фарисеи, и воины, предводитель которых гарцует на белом коне. На заднем плане изображена панорама Иерусалима с богато украшенной стеной. Наиболее своеобразной деталью иконографии является здесь изображение рук распятого Христа. Как и в алтарной композиции «Распятия», руки Христа сложены в благословении. При этом благословляющий жест правой руки, кисть которой повернута вниз, обращен к верным — Богоматери, Иоанну Богослову, женам-мироносицам и к устремившему взор ко Христу благоразумному разбойнику, который изображен здесь с нимбом. Жест левой руки, развернутой кверху, выражает отвращение благословения от изображенных в этой части композиции гонителей Христа — фарисеев, воинов и злого разбойника. Аналоги такому изображению рук распятого Христа имеются в нидерландской и поствизантийской живописи.

    Восточная стена церкви Воскресения расписана по подобию иконостаса, состоящего, как положено, из местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого рядов. Нижняя часть стены имеет архитектурное оформление в виде опирающейся на золоченые полуколонки аркады с парапетом. Аркада обрамляет проемы алтарных дверей и ниши для двух икон, составлявших местный ряд. Во всех домовых церквах ярус изображений, расположенный над местным рядом иконостаса, имеет особую программу. А.Г. Мельник отметил, что изображения на парапете преграды и роспись каменной сени составляют целостную композицию, и истолковал ее как воплощение идеи единства вселенской и русской церкви.

    В своде сени над царскими вратами изображен Христос Великий Архиерей, а на фасадах — Господь Саваоф, «Причащение апостолов» и небесные силы. Изображение Саваофа на фасаде сени вместе с фигурами Христа Великого Архиерея и Святого Духа над его головой, по-видимому, должно было составлять образ Троицы, несколько необычно расположенный на разных архитектурных поверхностях. Именно этот образ становится центром росписи нижнего яруса восточной стены. По сторонам от изображения Саваофа на фасаде сени в двух круглых клеймах располагаются сцены «Причащения апостолов», в которых Христос, стоящий за престолом, преподает апостолам евхаристические Хлеб и Чашу.

    Размещение этого сюжета в помещении для молящихся необычно для монументальной живописи, однако он традиционен для декорации иконописной сени царских врат. На поверхности парапета в шести круглых клеймах изображены полуфигуры святых архиереев, молитвенно обращенных в сторону врат. Среди них с одной стороны изображены святые папы Римские — Леонтий и Сильвестр, с другой — патриархи Константинопольские — Мефодий и Тарасий, и по краям два русских епископа — Гурий Казанский и Варсонофий Казанский. Роспись построена так, что клейма располагаются по линии, плавно повышающейся к центру, при этом направление восходящего движения продолжает движение групп апостолов из «Евхаристии», а очертания склоненных полуфигур вторят очертаниям силуэтов групп.

    Таким образом, в центральной части росписи преграды действительно выражается идея полноты церкви, представленной восточными и западными первосвятителями. Клейма с изображениями русских святителей несколько обособлены от остальных фигур и не включаются в общее восходящее движение, а присоединяются к крайним изображениям пап и патриархов по горизонтали. Все изображения на фасадах сени и парапете помещаются на едином фоне и обрамлены одинаковым орнаментом.

    Далее: Евангельский цикл. Церковь Воскресения в Ростове
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос