Галерея церкви

Воскресения в Ростове

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Церковь Воскресения в Ростове Великом
  • Галерея церкви Воскресения в Ростове

    Принято считать, что роспись галереи исполнена одновременно с росписью церкви. Комплекс росписи состоит из трех крупных частей, соответствующих структурным частям галереи — в северном крыле располагаются циклы Дней творения, истории Адама, Ноя и Авраама, в южном крыле — Исход евреев из Египта, в западной части — Апокалипсис. В откосах окон и простенках между ними развернут обширный цикл изображений ангелов и святых.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Северная часть галереи пространственно несколько обособлена, поскольку выступающий цилиндрический объем башни сильно сужает западный входной пролет. Роспись этой части галереи составляют сюжеты библейской книги Бытия. В восточной части свода, на пространстве от восточной стены галереи до портала, размещен цикл «Сотворения мира». Соответственно семи дням творения цикл включает семь композиций. Композиции не равновелики, и, по-видимому, неравнозначны — среди них выделены центральным положением «День первый» (сотворение неба и земли), «День третий» (сотворение суши и растений) и «День седьмой» («Благослови Бог день седьмый»). Последняя из названных композиций располагается напротив портала. Кроме того, выделенной оказывается композиция шестого дня — «Сотворение Адама», расположенная в распалубке свода прямо над порталом. К западу от портала в своде галереи развернут цикл истории Адама. Композиции цикла не имеют четкого разделения и связаны общим пейзажным фоном. При этом их расположение определялось, по-видимому, смысловой иерархией сюжетов.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Так, четыре сцены, происходящие в раю, располагаются на обоих склонах свода ближе к востоку — это сюжеты «Адам нарекает имена животным» и «Сотворение Евы» на северном (внешнем) склоне, и «Грехопадение» и «Изгнание из рая» (со сценой плача Адама)» на южном (внутреннем) склоне. Следующие четыре сцены располагаются в западной части свода галереи и иллюстрируют земные события — «Труды Адама», «Жертва Каина и Авеля», «Убийство Авеля Каином» и «Оплакивание и погребение Авеля». Порядок чтения здесь круговой: от внутреннего склона — к внешнему и от внешнего — к внутреннему.

    На стенах галереи разворачивается повествование о Ное и Аврааме. Ною здесь посвящена лишь одна композиция — «Ной собирает животных в ковчег», расположенная на восточной стене и прилегающем участке северной стены галереи. Над этой композицией в люнете стены изображен семифигурный Деисус. Местоположение «Ноева ковчега» на торцевой стене галереи в сочетании с Деисусом указывает на особое значение этой композиции. Это значение становится понятным лишь при сопоставлении ее с композицией, расположенной подобным же образом на торцевой стене южного крыла галереи, где также в сочетании с Деисусом изображена «Лествица» Иоанна Лествичника.

    Преп. Иоанн Лествич-ник описал в своей книге путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование, залогом которого является отречение от мира и аскетический монашеский подвиг. Если ветхозаветный праведник спасается в ковчеге от гибели в бурных волнах потопа, то праведнику новозаветному необходимо спастись от «бури напастей» «житейского моря». В творениях святых отцов (в том числе и у Иоанна Лествичника), а также в богослужебной поэзии плаванию по бурным волнам уподобляется человеческая жизнь, кораблю — душа, а пристанищем является Христос. «Прейди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает» — говорится в Великом покаянном каноне св. Андрея Критского. Таким образом, в изображениях «Ноева ковчега» и «Лествицы» символически сопоставляются ветхозаветный и новозаветный образ спасения.

    На южной (внутренней) стене северной галереи, которая является также и стеной церкви, развернут цикл истории Авраама. Открывает его сцена движения множества людей и обильных стад — «Авраам идет в землю обетованную». На выступе пилястры изображено благословение Авраама Мелхиседеком — царем и первосвященником Салимским. Следующая композиция открывает важнейшую страницу истории Авраама, представляя «Явление Аврааму трех странников». Напротив, по другую сторону портала, изображено, как Авраам омывает ноги странникам. Сцена омовения ног при этом несет двойную нагрузку, будучи сопоставленной еще и с изображением забот Сарры (Сарра готовит хлебы, а слуга закалывает тельца). Обе названные сцены «дел гостеприимства» Авраама и Сарры помещены с двух сторон от изображения «Троицы» в традиционном изводе, с предстоящими Авраамом и Саррой. Далее следует изображение «Жертвоприношения Авраама», сцена ухода ангелов из шатра Авраама и «Гибель Содома». В последних композициях заметна перекличка с апокалиптической тематикой росписи западной части галереи.

    Круглящийся выступ стены башни, почти закрывающий западный проход в северное крыло галереи, можно воспринимать как подобие торцевой стены. По всей вероятности, так воспринимали его и создатели росписи, поскольку роспись поверхности стены башни построена так же, как и росписи на восточных торцевых стенах — ее составляют большая композиция в нижней части и Деисус — в верхней. Более того, в нижней части стены башни вновь помещается изображение на сюжет «Лествицы» Иоанна Лествичника — «Труды святых подвижников». Таким образом, проводится еще одно сопоставление «Ноева ковчега» и «Лествицы», по-видимому, особенно важное для составителей программы росписи.

    В своде южной части галереи развернут цикл изображений на сюжеты библейской Книги Исхода. Повествование развивается от юго-восточного угла церкви с запада на восток. Несколько больших композиций представлено на внутреннем склоне свода. Внешний склон изрезан многочисленными распалубками, на которых размещено множество отдельных сюжетов. Первая композиция цикла располагается на внешнем склоне свода — это явление Бога в купине Моисею, пасущему стада. Купина изображена в виде большого древа, в кроне которого, в сиянии, видна фигура Богоматери Знамение. Напротив изображен первый приход Моисея и Аарона к фараону и чудо с превращением жезла в змею. Затем повествование вновь переходит на внешний склон, где помещено несколько сцен «казней египетских», а напротив них — «Исход евреев» и «Потопление фараона». Далее к востоку расположены сцены чудес, явленных Богом своему народу во время странствия по пустыне: сбор манны, явление перепелов, источение воды из камня, «Медный змий», победа израильтян над амаликитянами. Уникальным завершением цикла Исхода становится восходящая к известному в древней Руси апокрифическому сюжету сцена борьбы архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея, расположенная на стене в юго-восточном углу галереи.

    На внутренней стене южной галереи изображены заключительные сюжеты Апокалипсиса и «Видение лествицы Иакову».

    Фигуры святых в откосах и простенках окон сгруппированы в два цикла. В простенках между окнами северной и южной галерей изображены пророки, а в откосах окон этих галерей помещаются фигуры преподобных. В сводах оконных проемов, в люнетах над окнами, а в северной галерее — еще и в распалубках над окнами — изображены херувимы. Их изображения образуют ряд, опоясывающий всю постройку, что, по традиции, имеет охранительное значение.

    Особый цикл изображений развернут в западной части галереи. Этот цикл включает в себя и юго-западный угол и простирается, таким образом, на всю ширину здания. Сюжеты росписи свода и стен иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова — Апокалипсис. Композиционно выделенными оказываются важнейшие в смысловом отношении сюжеты, которые помещаются на наиболее заметных местах — в центре ряда, на торцовых стенах, на симметрично расположенных участках по сторонам портала. Роспись свода строится так же, как и в южной галерее,- на внутреннем малорасчлененном склоне разворачиваются большие композиции, на внешнем, изрезанном распалубками, чередуется, вписываясь в участки сложной конфигурации, множество мелких сюжетов.

    Открывает цикл традиционное по иконографии изображение Иоанна Богослова с Прохором на Патмосе. Оно располагается на западной стене близ юго-западного угла постройки. Поскольку это изображение находится у первоначального (ныне заложенного) входа в галерею, то очевидно, что по замыслу авторов росписи оно оказывалось первым сюжетом, который видели входящие. Начальная же композиция, открывающая само повествование, -«Видение Бога среди семи светильников» — располагается на северной торцовой стене западной галереи. Далее цикл разворачивается на склонах свода (вначале внутренних, а затем наружных) и читается с севера на юг. В южной части свода помещаются сцены явления зверя-Антихриста и поклонения ему. Завершением росписи свода становится композиция, называемая обычно «Точило гнева Божия», где ангелы срезают виноградные грозди и выжимают их в точиле, готовя «вино ярости гнева Божия», которым будут наполнены семь последних чаш. Заключительные события Апокалипсиса показаны на внутренних стенах галереи. При этом в западной галерее по сторонам портала располагаются сцены, повествующие о падении Вавилона. Они образуют три симметричные пары, в которых сопоставляются «Великая блудница» и «Заключение сатаны», изображенные на лопатках, излияние чаш гнева над Вавилоном и разрушение Вавилона, и, наконец, две сцены Второго пришествия Христа, расположенные по сторонам портала.

    Две заключительные композиции — «Воскресение праведных» и «Небесный Иерусалим» — помещаются на стене южной галереи. На первый взгляд, такое композиционное решение кажется непоследовательным, однако, как и в других случаях, смысл такого расположения становится понятен при сопоставлении сюжетов росписи южной и северной галерей (в последней симметрично рассматриваемым композициям помещаются изображения разрушения Содома и гибели Лотовой жены). Кроме того, изображение Небесного Иерусалима может быть связано с тематикой росписи и самой южной галереи — исходом евреев в землю обетованную, поскольку Горний Иерусалим — это обетование Нового завета. Таким образом, завершающая композиция Апокалипсиса приобретает значение, выходящее за рамки одного сюжетного цикла.

    С апокалиптическим циклом связаны и изображения в простенках и откосах окон западной части галереи. Здесь помещаются фигуры ангелов в белых одеждах с крестами и мечами, а в откосах — мученики-воины. При этом ангелы и святые воины, участники апокалиптической брани, обступают зрителя, предельно актуализируя для него содержание изображенных событий.

    Особый комплекс изображений окружает порталы. Все архитектурное убранство каждого из трех порталов составляет полувалик, который очерчивает их проемы и отделяет комплекс росписи портала от других изображений галереи. По сторонам порталов помещаются фигуры ангелов, один из которых держит свиток, а другой — меч. Над северным и южным порталами изображены Христос Еммануил с двумя ангелами и херувимами и Богоматерь Знамение с херувимами. На архивольте западного портала изображен херувим с мечом и свитком, текст которого обращен непосредственно к входящему в храм: «Человече, вниди в церковь Божию со тщанием и страхом». Кроме того, в самом своде входного проема представлен голгофский крест в медальоне в окружении фигур херувима и серафима. В комплекс росписи порталов входят также изображения в распалубках свода над ними. В западной галерее — это композиция, в которой ростовские святители припадают к престолу Христа Великого Архиерея, в южной — над порталом изображен Нерукотворный Образ. В северной галерее изображение над порталом не обособлено от остальной росписи свода, а является одновременно и частью сюжетного цикла. Как уже упоминалось, здесь над порталом оказываются «Сотворение Адама» и «Благослови Бог день седьмый».

    Церковь Воскресения, как считается, является первым каменным храмом Ростовского Архиерейского дома, началом воплощения грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы. В этой постройке впервые были применены оригинальные композиционные решения фасадов и интерьера церкви, и ярко выразились принципы зодчества, которые найдут впоследствии продолжение и развитие в других церквах ансамбля. В числе этих принципов можно назвать символическое понимание архитектурных форм и неразрывное единство архитектуры и живописи в интерьере. Замечательна по сложности и тонкости разработки богословская и иконографическая программа росписи церкви Воскресения, воплощенная в красках лучшими мастерами своего времени. Своеобразие архитектуры и стенописи церкви Воскресения было, без сомнения, обусловлено личным влиянием заказчика постройки — митрополита Ионы — и отражает особенности богословского и эстетического мышления этого яркого представителя русской духовной культуры второй половины XVII века.

    К оглавлению: Церковь Воскресения в Ростове Великом
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос