Иконостас и сень церкви
Иоанна Богослова в Ростове
Иконостас и сень церкви Иоанна Богослова в Ростове
Восточная стена церкви Иоанна Богослова расписана по подобию иконостаса, состоящего, как принято, из местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого рядов. Нижняя часть стены имеет архитектурное оформление в виде опирающейся на золоченые полуколонки аркады с парапетом. Аркада обрамляет проемы алтарных дверей и ниши для двух икон, составлявших местный ряд.
На парапете, в круглых и овальных обрамлениях расположены композиции, образующие в составе иконостаса дополнительный праздничный ряд складывающийся из трех групп изображений. Первую из них составляют «Зачатие св. Анны» и «Рождество Богоматери», вторую — расположенные по сторонам каменной сени «Воскрешение Лазаря» и «Уверение Фомы» (скорее всего, с этими композициями связано и изображение Распятия на фасаде сени). Наконец, в третью группу входят две сцены, посвященные чтимым русским праздникам — «Покров Богоматери» и «Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня».
Во всех домовых церквах ярус изображений, расположенный над местным рядом иконостаса, имеет особую программу. В церкви Иоанна Богослова сюжеты этого ряда объединены идеей спасения, начало которому положило появление на свет Богоматери. В центральной части оказываются сюжеты, раскрывающие тему искупительной смерти и Воскресения Христа — как победы над смертью. По-видимому, настоящим смысловым центром этого ряда являются изображения «Распятия» и «Причащения апостолов» на фасаде сени над царскими вратами.
Наконец, две последние композиции посвящены теме покровительства и благодатной помощи Христа и Богоматери христианскому роду, которая подается как через непосредственное заступничество Богоматери за людей («Покров»), так и через прославленные христианские святыни — Крест Господень, которому посвящен праздник Происхождения Честных древ, и Ризу Богоматери.
Роспись каменной сени над царскими вратами во всем, кроме изображения «Распятия» на фасаде, повторяет роспись такой же сени в церкви Воскресения. В своде ее изображен «Христос Великий Архиерей», а на фасадах — «Причащение апостолов» и небесные силы. Однако в церкви Иоанна Богослова сень и аркада не совпадают по высоте, из-за чего их сочетание выглядит несколько неорганично.
Это впечатление усиливает различие орнамента, обрамляющего композиции. На фасадах сени мы видим такие же вьющиеся цветущие ветви, как и в церкви Воскресения, а на парапете аркады — барочные рамки, сплетенные из плоских и одноцветных завитков.
Церковь Иоанна Богослова не имеет столь развитого предалтарного пространства, как другие храмы Архиерейского дома.
Солея в ней узкая и невысокая, приподнятая над полом лишь на одну ступень. Однако, ее небольшому пространству принадлежат, как и в других домовых церквах, два окна нижнего яруса в южной и северной стенах. В откосах этих окон изображены, как и в церкви Воскресения, святители (на южной стороне, у правого клироса — ростовские, на северной — вселенские).
Как и в церкви Воскресения, окна солеи имеют разный размер: южное окно выше северного, и оттого фигуры ростовских святителей в его откосах оказываются более масштабными и репрезентативными, чем фигуры вселенских иерархов в северном окне.
Далее: Евангельский цикл. Церковь Иоанна Богослова в Ростове