Павловский вокзал

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Царское Село и Павловск
  • Павловский вокзал.

    Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна скончалась в 1828 г. Права на владение Павловском перешли к брату Николая I, Михаилу Павловичу. Затем хозяином летней резиденции стал великий князь Константин Николаевич. Все владельцы Павловска после смерти Марии Фёдоровны мало заботились о благоустройстве усадьбы и о сохранении всего, что было создано ранее.

    А время шло, и постройки ветшали, разрушались, на всем появился налет запустения, особенно в районах, значительно удаленных от дворца.

    В XIX в. исчезли такие замечательные сооружения, как Новое шале, Хижина монаха, Храм любви, театр, размещенный на Вольерном участке, и другие.

    Новых построек и скульптур не появлялось. Исключение составил памятник Павлу I, установленный в 1872 г. на дворцовой площади. Он являлся повторением памятника в Гатчине, изготовленного по модели И. П. Витали.

    В конце 1830-х гг. произошло знаменательное событие, давшее импульс развитию всех петербургских окрестностей. 30 октября 1837 г. была открыта первая железная дорога в России. Сначала железнодорожное сообщение соединяло только Павловск и Царское Село, а затем рельсы были проложены до Петербурга.

    Дорога пролегла прямо через Павловский парк, рассекая пополам район Большой звезды. Паровоз проезжал в непосредственной близости от Музыкального зала, а вокзал был построен прямо на берегу Славянки, совсем недалеко от дворца.

    Инициатором строительства был талантливый инженер Ф. Герстнер. Много сил и энергии пришлось потратить создателям проекта, чтобы переубедить всех противников нового вида транспорта.

    Герстнер составил докладную записку на высочайшее имя, которую озаглавил: «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск». Он писал Николаю I: «Теперь ходят гулять на Невский проспект, на набережные Невы, в Летний сад, а тогда будут с быстротой стрелы переноситься невидимою силою паров в Царское Село и Павловск и дышать там лучшим воздухом...»

    Главными противниками проекта были управляющий путями сообщений граф Толь и министр финансов Канкрин. Толь считал строительство железной дороги бесполезным, так как есть «водные пути». Канкрин опасался, что для паровозов не хватит угля и придется вырубать леса. Эти доводы существенно тормозили начало строительства.

    Наконец первый поезд тронулся в путь. Сначала поездки совершались только по выходным дням. Люди сидели в вагонах, которые тянула упряжка лошадей. С января 1838 г. поезд ходил ежедневно, но все также был запряжен лошадьми.

    4 апреля 1838 г. впервые поезд поехал по рельсам с настоящим паровозом. Чтобы пассажиры не страдали от грохота и свиста, в первом вагоне играл оркестр. Эти маленькие поезда с миниатюрным паровозом выглядели смешно по сравнению с современными составами, но в то время в сознании людей произошел настоящий переворот, изменив их отношение к скорости и расстоянию.

    Новое скоростное средство сообщения между Павловском и Петербургом все больше привлекало людей в Павловск. В окрестностях дворцово-паркового комплекса, словно грибы после теплого дождя, стали появляться дачи. На лето в Павловск выезжали чиновники, отставные военные всех рангов, купцы и промышленники, а также музыканты, художники, артисты и писатели. Здесь часто бывал Ф. М. Достоевский. Фёдору Михайловичу так нравилось в Павловске, что все основные сцены в романе «Идиот» происходили именно здесь.

    В мае 1838 г. состоялось открытие Павловского вокзала, который сыграл значимую роль в развитии российской культуры XIX в. Проект был разработан известным русским архитектором А. И. Штакеншнейдером. Многим известно его имя как автора проекта Мариинского дворца на Исаакиевской площади.

    Высокое каменное здание вокзала имело весьма импозантный вид. Внутри было множество различных помещений. Здание отличалось от ставшего теперь традиционным образа железнодорожной станции.

    Вокзал предназначался не только для ожидания поезда и приобретения билетов. Все было устроено таким образом, что публика могла проводить здесь долгие часы. Кроме роскошного ресторана и сада с фонтанами, при вокзале был большой концертный зал на несколько сотен зрителей.

    Известный драматург Н. В. Кукольник в послании к композитору М. И. Глинке так описывал здание вокзала: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных номеров, весьма покойных и удобных. Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем вокзала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся установлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами».

    Первоначально концертная эстрада отсутствовала. Оркестранты сидели на хорах и играли во время обеда.

    Вечерами в здании вокзала были танцы. Так началась история музыкального вокзала в Павловске.

    Вскоре здесь стали устраивать большие концерты, на которые собиралась публика, чтобы послушать музыку. И это был уже не музыкальный десерт после сытного обеда, а настоящие концерты. В зале была построена специальная эстрада с рядами пюпитров и стульев, где размещались музыканты: скрипачи и виолончелисты.

    Постепенно аудитория зрителей росла, концерты в Павловске привлекали все новых и новых людей.

    На первых концертах преимущественно звучала легкая танцевальная музыка: польки, галопы и вальсы. Со временем репертуар расширялся, и все чаще публика съезжалась послушать серьезные симфонические произведения.

    Интерес к музыкальным вечерам в Павловске с каждым днем возрастал. Многие специально приезжали на концерт из столицы. Рос и уровень исполнения. Если вначале публика довольствовалась игрой небольших оркестров типа цыганских или военных, то впоследствии на сцене Павловского вокзала стали выступать знаменитые ансамбли, обладающие высоким профессиональным мастерством.

    В разное время оркестрами дирижировали знаменитые музыканты — такие, как Г. Герман, братья Гунгли, И. Лабицкий, Л. Ауэр, известные композиторы А. Ладов, А. Глазунов и многие другие.

    Павловский вокзал знаменит еще и тем, что на его сцене в течение 16 лет выступал «король вальсов» Иоганн Штраус, австрийский композитор и музыкант. Он так умело дирижировал оркестром, что звуки мелодий казались слушателям совершенными.

    Музыкальный критик А. Н. Серов писал, что ему никогда больше не приходилось «слышать вальсов, так исполненных, как под управлением Штрауса».

    Австрийский композитор включал в программы концертов не только свои сочинения, но и произведения других авторов. Так, именно в исполнении его оркестра в 1865 г. впервые прозвучали «Танцы сенных девушек» молодого композитора П. И. Чайковского.

    Иоганн Штраус впоследствии вспоминал о годах, проведенных в России, с нежной грустью. Слишком много личных переживаний было связано для него с Петербургом, а воспоминания о Павловске многие годы дарили ему творческое вдохновение и воплотились в прекрасные мелодии.

    Павловский вокзал чаще называли курзалом, что означало зал отдыха. Музыкальные вечера в концертном зале продолжались более 100 лет. Этот зал по праву называют первой российской филармонией. Значение концертов на эстраде Павловского вокзала для русской культуры просто неоценимо.

    Здесь звучал могучий бас Ф. И. Шаляпина, пели знаменитые вокалисты М. Долина, И. Ершов, Н. и М. Фигнеры; играли виолончелисты Э. Жакобс, А. Вержбилович, скрипач И. Смит и другие выдающиеся мастера.

    В конце 1870-х гг. рядом с вокзалом выросло небольшое привлекательное здание театра, построенное по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. На его сцене были поставлены драматические спектакли, в которых участвовали талантливые русские артисты: Г. Федотова, В. Комиссаржевская, М. Ермолова, М. Савина, Ю. Юрьева, К. Варламова и другие.

    Павловск на протяжении столетия обладал для образованных людей мощной притягательной силой. Здесь творили не только артисты и музыканты, но и художники, и поэты. Немало строк посвятили они красивейшим уголкам Павловского парка.

    Далее: Дворцово-парковый комплекс в конце XIX — начале XX в.в.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос