Главный

архитектор Павловска

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Царское Село и Павловск
  • А. Н. Воронихин — главный архитектор Павловска.

    Имя этого исключительно талантливого архитектора и художника связано с Павловском в еще большей степени, чем Джакомо Кваренги. Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 г., был крепостным графа Строганова.

    Он сумел добиться признания своего дарования вопреки всем препятствиям и сложившимся жизненным обстоятельствам. Воронихин прожил всего 54 года. Судьба этого человека была наполнена нелегкими испытаниями, преодолевая которые он закалил характер и стал настоящим художником.

    Воронихин долгое время занимал этот важный пост. Его основной задачей стало восстановление летней резиденции Марии Фёдоровны после страшного пожара 1803 г.

    В сохранившихся документах Павловского городского правления за тот год есть такая запись: «Сего генваря 10 числа, по полудни, в 7-м часу, в главном Ее величества доме, в нижнем этаже, в кабинете, от затления в потолке балок, загорелось. Хотя и приняты были к потушению всевозможные меры, но при всем том огонь, по малом времени, так усилился, что средний корпус дворца, во внутренности во всех этажах, выгорел».

    Огонь бушевал несколько часов, погубив ценнейшую мебель, живописные фрески и панно. Интерьеры многих залов превратились в золу. Через несколько дней после пожара Мария Фёдоровна написала в своем дневнике: «Прекрасный мой дом обратился в пепел».

    Чтобы возродить дворец после такого бедствия, многое надо было создавать заново. А подобную задачу мог решить только творческий человек, по-настоящему одержимый своим делом. Именно таким человеком был Андрей Никифорович Воронихин. Ради работы он мог забыть все на свете. Зодчий, засучив рукава, взялся за дело. За короткий срок он проделал поистине титаническую работу, заново оформив большинство дворцовых помещений. По сохранившимся рисункам и чертежам можно судить о благородстве вкуса, щедрой фантазии и высоком художественном мастерстве архитектора.

    При восстановлении дворцовых помещений Андрей Никифорович старался не нарушать замыслов своих предшественников. В то же время ему удалось внести в решение каждого интерьера свои дополнения, обогащая убранство покоев.

    Самым замечательным созданием Воронихина в Павловском дворце стал знаменитый кабинет Фонарик.

    Помещение кабинета выполнено в виде полуротонды со сферическим куполом.

    Человек, хотя бы раз в жизни побывавший в Павловском дворце, уже никогда не забудет миниатюрный кабинет Фонарик и другие шедевры Воронихина, отличающиеся тонкой отделкой и удивительной гармонией с общим характером дворцовых интерьеров.

    Воронихин работал также и в дворцовом парке. Среди наиболее популярных сооружений можно назвать Розовый павильон (Павильон роз).

    Его возведение началось в 1807 г. в отдаленной части парка.

    Главным украшением этого уголка были розы, в благоухающем море которых буквально утопало очень простое квадратное здание павильона, увенчанное небольшим куполом.

    В 1820-е гг. Розовый павильон стал своеобразным центром всего дворцово-паркового комплекса. Его уютные залы привлекали гораздо больше, чем официальные помещения дворца. В те годы именно в Розовом павильоне собирались гости Марии Фёдоровны. На большом круглом столе всегда был раскрыт альбом, где каждый из приглашенных должен был оставить рисунок или памятную запись. Альбом сохранился до наших дней, и там можно увидеть немало автографов знаменитых литераторов, артистов и художников.

    В литературно-художественном салоне Марии Фёдоровны бывали И. А. Крылов и К. Н. Батюшков, А. И. Тургенев и Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич. В 1814 г. на встречу с императором пришли пешком из Царского Села юные лицеисты, среди которых был и Александр Пушкин.

    Далее: Мавзолей «Супругу-благодетелю»
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос